НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,75

43,51

Воздушный бой: за что судятся МАУ и АtlasJet

Сегодня Окружной административный суд Киева рассмотрит иск МАУ к Министерству инфраструктуры, который заблокировал выход на украинский рынок турецкой авиакомпании AtlasJet
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Сегодня Окружной административный суд Киева начнет рассматривать иск авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) к Министерству инфраструктуры, который фактически заблокировал выход на украинский рынок турецкой авиакомпании AtlasJet.

Главный перевозчик страны МАУ требует от Мининфраструктуры вернуть ей право выполнять 16 рейсов в неделю по направлению Киев — Стамбул и 7 еженедельных рейсов по маршруту Одесса — Тель-Авив. Напомним, 3 июля лицензионная комиссия Министерства инфраструктры сократила количество полетов, которые может выполнять авиакомпания МАУ по этим направлениям до 14 (Киев — Стамбул) и 5 (Одесса — Тель-Авив) соответственно. Министерство мотивировало данное решение тем, что авиакомпания не использует данные частоты в полном объеме. Освободившиеся слоты на оба направления получила дочерняя авиакомпания турецкой АtlasJet — "АtlasJet Украина".

Позиция МАУ

В МАУ утверждают, что Министерство инфраструктуры не имело право ограничивать число ее полетов и отдавать частоты другой авиакомпании. "Согласно положению Воздушного кодекса Украины, уполномоченный орган, выдающий назначения на маршруты, может отказать перевозчику в праве выполнять рейсы по маршруту назначения только в четырех случаях, — уверяют в МАУ. — Если есть ограничения, предусмотренные международными договорами Украины или договорами между авиационными властями; при потребности достичь рентабельности регулярных перевозок на уже освоенных линиях при отсутствии потребности в увеличении провозных емкостей на линии; если право на выполнение регулярных полетов на этой линии уже передано другой авиакомпании; если авиакомпания не соответствует требованиям международных договоров и авиационных правил Украины, или их не выполняет".

"Поскольку ни один из этих случаев в данной ситуации к МАУ неприменим, никаких оснований отбирать назначения и ставить на линии МАУ другую авиакомпанию, по нашему убеждению, нет. Соответственно, мы просим суд защитить законные права и интересы МАУ в рамках действующего законодательства Украины", — заявила пресс-секретарь авиакомпании МАУ Евгения Сацкая. 12 августа авиакомпания подала в суд на решение лицензионной комиссии.

Кроме того, в МАУ утверждают, что Мининфраструктуры не имело право принимать подобное решение, так как порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий находится в сфере компетенции Госавиаслужбы. "В компетенции же Министерства инфраструктуры находится формирование государственной политики в сфере транспорта, а не авиационных правил", — утверждают в авиакомпании.

Но в МАУ пошли дальше и решили полностью изменить действующий "Порядок выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий". Авиакомпания даже обратилась в Госпредпринимательсва с просьбой проверить законность ныне действующего Порядка. 13 августа Госпредпринимательства встало на сторону перевозчика и потребовала от Мининфраструктуры отменить существующий порядок, так как он не соответствует закону.

О том, как МАУ предлагает изменить "Порядок выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий" читайте на Delo.UA в ближайшие дни.

Позиция "AtlasJet Украина"

"Это полная монополия [МАУ] и нежелание пустить на рынок другого перевозчика", — такой была реакция генерального директора авиакомпании "AtlasJet Украина" Сергея Подгородецкого на иск МАУ в Мининфраструктуры.

Авиакомпания со своей стороны опротестует временный запрет на выполнение ею полетов, вынесенный Окружным административным судом Киева по иску МАУ к Мининфраструктуры, а так же готовит иск к Госавиаслужбе, которая отказывается выдавать авиакомпании документ, подтверждающий права на использования воздушных линий. "И это при том, что на сегодняшний день действует порядок, утвержденный Мининфраструктуры, который обязывает Госавиаслужбу выдать такой документ в течении пяти рабочих дней со дня соответствующего приказа министрерства. Эти 5 дней давно прошли, но руководство Госавиаслужбы отказывается выполнять требования законодательства и блокирует работу комиссии по распределению воздушных линий", — заявил Delo.UA Андрей Гук, адвокат, старший юрист адвокатского объединения Marchenko Danevych, которая представляет интересы "AtlasJet Украина".

МАУ хочет "захватить украинское небо". "МАУ пытается [подав иск в суд] избавиться от потенциальных конкурентов, а Госавиаслужба активно удерживает выход на рынок новых авиаперевозчиков", — утверждает адвокат.

Кроме того, именно МАУ блокирует подписание соглашения о едином авиационном пространстве между Украиной и Евросоюзом, которое снимает все ограничения по назначению рейсов. От подписания указанного соглашения пострадает МАУ, которая в результате может потерять большую часть своих направлений, не выдержав ценовой конкуренции с европейскими лоукостерами.

Сейчас же именно Госавиаслужба совместно с министерством принимает решение о выдаче той или иной авиакомпании разрешений на полеты в/из Украины. А нынешний глава Госавислужбы Дениса Антонюка ранее занимал должность Денис Антонюк раньше занимал должность директора по развитию маршрутной сети и альянсов авиакомпании МАУ. А значит, пока договор об "открытом небе" не подписан, именно Госавиаслужба решает кого пускать в украинское небо.

Кто в проигрыше

Больше других от конфликта авиакомпаний страдает аэропорт "Борисполь". К связи с тяжелой ситуацией в стране, в январе-июле текущего года аэропорт обслужил на 6,5% меньше, чем за семь месяцев 2013 года — 3,898 млн пассажиров. Естественно руководство "Борисполя" заинтересовано в выходе на украинский рынок новых авиакомпаний. Во-первых, с увеличением числа рейсов вырастут и доходы аэропорта. Во-вторых, это создаст здоровую конкуренцию между авиакомпаниями, что благоприятно скажется на качестве обслуживания и ценах. "В условиях падения объемов авиаперевозок в стране всем участникам рынка стоит приложить максимум усилий для привлечения новых перевозчиков", — считает директор по производству аэропорта "Борисполь" Николай Корнияка. По его словам, аэропорт готов принять рейсы авиакомпании "АtlasJet Украина" в терминале "В", полностью обеспечив обслуживание под одной крышей ее международные и внутренние рейсы. "Руководство авиакомпании заявило о готовности расширить парк своих самолетов в Украине до 15 течение трех лет", — добавляет Николай Корнияка.

Стоит отметить, что "Борисполь" — один из немногих в Востойчной Европе, который относится к III уровню слот-координации. Это значит, что согласно Европейской практике слот-регулирования EU Regulation 95/93, "Борисполь" вправе регулировать передачу слотов авиакомпании другим перевозчикам, если она не выполняют свои обязанности. Так, при регулярности ниже 80% аэропорт имеет право перераспределять слоты в сторону того перевозчика, который сможет обеспечить такую же загрузку. Если же с начала сезона авиакомпания не использует предоставленные частоты аэропорт вправе, не дожидаясь окончания сезона, передать их другой авиакомпании.

Фактически имея назначения на 16 частот на линии Киев — Стамбул авиакомпания выполняло 11 рейсов в неделю, на маршруте Одесса — Тель-Авив имея 7 частот она летала 5 раз в неделю.

Таким образом, "Борисполь" используя свое право аэропорта III уровня слот-координации имеет право неиспользуемые частоты МАУ передать авиакомпании "АtlasJet Украина" не дожидаясь суда.