Вузы научат ответственности

В Украине официально зарегистрирована профессия менеджера по корпоративной социальной ответственности, для вузов разработан курс КСО, а также объявлен конкурс на лучшую авторскую программу..
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

«Несмотря на то, что я работаю в компании как менеджер по КСО, в моей трудовой записано: «специалист по связям с общественностью», - рассказала сотрудник компаний "СКМ" Александра Заярная. Кадровикам компаний до недавнего времени ничего другого делать и не оставалось. Ведь в национальном классификаторе профессии «менеджера по корпоративной социальной ответственности»  просто не было.

Правда, в некоторых компаниях такие специалисты числятся в HR-департаменте. Но все-такие чаще всего вопросы, связанные с КСО, отдают в нагрузку пиарщикам. Что, кстати, говорит не только о скудности самого фронта работ, но и об украинском «крене» в понимании того, что такое ответственный бизнес. Часто социальные акции финансируются и реализуются лишь для того, чтобы создать положительный имидж владельца бизнеса. Так что если копнуть глубже, окажется, что топ-менеджмент таких компаний никак не увязывает деятельность по КСО с бизнес-результатами. А следовательно - никто не занимается разработкой концепции КСО и созданием долгосрочных программ, которые были бы выгодны самому бизнесу.  

Правда, с каждым годом ситуация меняется. Об этом свидетельствует, в том числе, и появление в национальном классификаторе профессий менеджер по КСО и эксперт по КСО. Главным катализатором роста интереса к КСО по-прежнему остается выход украинских компаний на международные рынки. Партнерам из развитых стран нужны подтверждения прозрачности ведения бизнеса, ответственного отношения к экологии, инвестициям, сотрудникам. Так что для интеграции КСО в стратегию бизнеса знаний PR-менеджеров, способных провести разовые благотворительные акции, становится явно не достаточно. Поэтому зарождается потребность в специалистах, серьезно разбирающихся в вопросах корпоративной ответственности на уровне управления. Так, по словам Александры Заярной, если еще несколько лет назад в "СКМ" на позиции менеджера по КСО она была одна, то теперь в бизнес-группе, насчитывающей более 100 компаний, около 30 менеджеров занимаются вопросами КСО.  

Топ-менеджеры надеются на вузы

И в будущем эта тенденция будет только усиливаться. Ведь по мнению международных топ-менеджеров, значительно более продвинутых в вопросах ответственного бизнеса, знания по КСО необходимы всем управленцам и экономистам новой формации. Об этом, например, говорят результаты международного опроса, проведенного среди 1000 глав различных предприятий компанией Accenture в честь 10-й годовщины Глобального Договора ООН.

Большинство руководителей бизнеса уверены, что для того чтобы компании и организации могли лучше адаптироваться к изменчивой бизнес-среде, необходимо вносить изменения в учебные программы по менеджменту. 88% респондентов считают: чтобы наступил «переломный момент» (то есть понятие «устойчивого развития» было интегрировано в бизнес-стратегии большинства компаний в мире), надо, чтобы система образования и бизнес-школы уже сейчас давали своим ученикам соответствующие навыки. Каждый четвертый руководитель, участвующий в опросе, отметил, что недостаток необходимых знаний и навыков у менеджеров является одним из основных препятствий для внедрения комплексного стратегического подхода к экологическим, социальным и корпоративным вопросам.

Пионеры в КСО-образовании

В Украине с КСО-образованием пока что проблематично. Специальный курс читают единицы вузов. Среди пионеров - экономический факультет Университета им. Шевченко. Там  читают лекции, проводят практические занятия по КСО для магистров, которые даже могут писать дипломы по этой тематике. В Киево-Могилянской академии преподают отдельные модули в различных дисциплинах. Учебник по КСО написан в Университете банковского дела Нацбанка и опробирован на спецкурсе для магистров.

Пока это единственный учебник такого рода. Правда, как рассказали в Центре развития КСО, там к концу... закончат работу над учебником по КСО. Причем писали его с учетом потребностей реального бизнеса. Так, решать практические задачи по КСО студенты смогут с помощью отечественных бизнес-кейсов. Причем совсем свежих. Эти кейсы были представлены на конкурс, который впервые прошел в прошлом году, а итоги второго конкурса Центр развития КСО подведет в ноябре.

Конкурс авторских программ

Но, пожалуй, самый существенный шаг в продвижении КСО в вузы сделан этой осенью. Рабочая группа Министерства образования создала программу по КСО для студентов-бакалавров таких отраслей знаний, как «Экономика и предпринимательство» и «Менеджмент и администрирование».  Кроме того, для преподавателей разработан и утвержден МОН комплект методических материалов. В него вошли документы Глобального договора ООН, основы ведения этического бизнеса, а также международные стандарты, в том числе недавно принятый большинством стран мира стандарт по корпоративной социальной ответственности ISO 26000. В качестве учебных пособий предлагается рассматривать социальные отчеты компаний. Правда, украинских отчетов, в отличие от международных, пока немного, но с каждым годом их количество растет. Многочисленные термины, используемые в сфере КСО, объясняются в глоссарии. Там, например, приведены различия американской и европейском моделей ответственного бизнеса. Всего же педагогам рекомендуют использовать для лекций и семинаров около 200 различных источников.  

В результате в этом учебном году  число вузов, в которых введен курс по КСО или его отдельные модули, выросло до 14. Еще 38 вузов планируют ввести подобные занятия со второго семестра. Об этом «ДЕЛУ» рассказала Нина Ушакова, председатель совета Ассоциации развития менеджмента и бизнес-образования, возглавляющая рабочую группу Министерства образования.

Инициатором продвижения программы по КСО в вузы стал Глобальный договор ООН, а финансово поддержала эту идею компания "СКМ". Кроме того, компания совместно с Ассоциацией объявила конкурс на лучшую авторскую программу по КСО.  Его результаты будут подведены в январе. Победители получать премии в размере 2 тысячи гривен, 1, 5 тысяч гривен и 1 тысяча гривен соответественно.

Мнение практиков

Алексей Яцюк

менеджер по КСО компании «Оболонь»

От специалиста по КСО самым востребованным на сегодня является умение создавать социальную отчетность. Управление этим процессом требует специфических знаний, которыми владеет ограниченное количество специалистов. А из личностных характеристик наиболее важная черта менеджера по КСО – это творческий подход к работе. Ведь очень многое он делает впервые, и он должен сам находить решение задач. Тем более что практика КСО имеет существенные отличия от теории. Также менеджер по КСО должен уметь убеждать, и его аргументы всегда должны быть компетентными. Ну и, безусловно, коммуникабельность.

По-моему, для менеджера по КСО преимущество непременно должно быть отдано экономическому образованию. Ведь для успешной работы ему необходимо иметь аналитический склад ума, умение работать с цифрами и фактами, разнообразными стандартами, глубокое понимание экономики и сферы деятельности компании. Но кроме этого, он должен обладать и такими качествами гуманитария, как умение трансформировать сложную информацию в общедоступную форму.

Основные теоретические знания в сфере КСО я получил в вузе (КПИ, международная экономика) и на предыдущей работе (аналитическая служба рейтингового журнала «Гвардия»). Так, например, при работе в издательстве глубоко исследовал тему КСО в Украине и в мире, был разработчиком первого рейтинга социально ответственных компаний. Также всегда посещаю специальные мероприятия — конференции, круглые столы и по возможности мастер-классы, ведь это отличная площадка обмена опытом между специалистами и экспертами в сфере КСО.

Практика большинства украинских компаний отдавать вопросы по КСО в обязанность специалистов PR-отделов имеет главным минус в том, что при таком варианте КСО остается на начальном уровне. Но это начало понимания компаниями своей ответственности, своеобразный этап эволюции. И ради справедливости следует отметить, что PR менеджеры отвечают только за коммуникативную составляющую КСО, и в большинстве компаний есть HR, GR, IR (в производственных компаниях плюс экологический менеджмент). То есть, по каждому из направлений осуществляется серьезная работа, а роль КСО менеджера состоит в том, чтобы внести предложения в их работу, для внедрения принципов ответственного ведения бизнеса.

Виктория Гриб,

менеджер по КСО компании ДТЭК

От менеджера по КСО компания ДТЭК требует сильные менеджерские компетенции, такие как: ориентация на результат, открытость новому, инициативность, аналитическое и системное мышление, ориентация на экономическую целесообразность, сотрудничество.

В данный момент для меня лично приоритетна задача по расширению географии вширь и вглубь нашей программы социального партнерства в городах присутствия.

Необходимые знания я получала в двух вузах – Киевский Университет им. Т. Шевченко, факультет романно-германской филологии и в Международном Институте Менеджмента, где я получила диплом MBA.  Самым эффективным для меня был опыт, который я получила работая в Агентстве США по Международному развитию – опыт по созданию и реализации проектов развития.

 Мне кажется, что практика в данном случае важнее, чем теория.  Практика по КСО должна проходить в бизнес компаниях.

Менеджеру по КСО идеально иметь и экономическое и гумманитарное образование. Он  должен иметь прекрасные коммуникативные способности, которые развиваются в гуманитарном вузе и в тоже время он должен быть хорошим экономистом, менеджером, чтобы уметь просчитывать экономическую целесообразность.  Проекты развития могут быть в любой области, чем разностороннее человек, чем большими знаниями он обладает, тем лучше.

Виктория Рубан

начальник отдела по связям с общественностью компании «МТС-Украина»

Стратегическое планирование, комплексный подход к решению задач, умение работать с информацией и критически переосмысливать ее, «приземленность» в противовес красивым, но нереализуемым идеям и ориентированность на результат – вот главные умения менеджера по КСО. Если проект не «умер», после того как закончилось финансирование, значит, все было сделано верно. И конечно же, специалистоу по КСО нужны коммуникативные способности, умение работатьс людьми. Также, кроме базовых знаний и общей эрудиции, критичны широкий кругозор и постоянное самообразование – менеджер КСО должен быть в курсе новых развитий, тенденций и практик.

Что касается пропорций теории и практики… Во времена, когда я училась, в вузах и в помине не было многих направлений и курсов, присущих современной жизни, в т.ч. и КСО. Мне повезло – еще в начале 90-х я работала в Посольстве Нидерландов по контракту с нидерландским министерством экономики. В моем функционале, кроме прочего, была и координация двусторонней программы технической помощи в области энергетики и уменьшения промышленного загрязнения окружающей среды. Такой опыт, который я получила тогда, мне вряд ли дал бы любой из существующих ныне курсов и вузов.

Мне кажется, очень уместно было бы включить в курс КСО практики и проекты современных украинских компаний. Несмотря на неполных 20 лет у украинских компаний есть очень интересные примеры, которые могут лечь в основу бизнес-кейсов для обучения студентов.

Олеся Жулинская

директор отдела по связям с общественностью компании "Кока-Кола Украина"

Менеджер по КСО должен быть управленцем высшего звена со знаниями во многих сферах, как в гуманитарной, так и в экономической и финансовой.

В Украине КСО, как правило, сводят к очень узким сферам – это благотворительность и филантропия. Именно поэтому традиционно КСО падает на плечи PR-отдела. На самом же деле  для бизнеса это широкая комплексная функция. Стратегически КСО в крупной компании должна быть возложена на генерального директора. Именно он задает общие стандарты и механизмы КСО, которые потом реализуются среди сотрудников, потребителей и партнеров. КСО в крупной компании предусматривает вовлеченность каждого топ-менеджера, и он отвечает  за КСО своего направления – будь то НR, финансы или логистика. Более того, для каждого топ-менеджера определяются ключевые бизнес-индикаторы, по которым потом эта деятельность измеряется. КСО в бизнесе – это ответственность не только внутри компании, а еще и планомерная работа над ответственностью среди и перед поставщиками и клиентами. При таком комплексном подходе КСО не будет сводиться только к функции PR-отдела.