Украинские производители обуви страдают из-за недобросовестного импорта

О тенденциях на украинском рынке обуви "Делу" рассказал президент Лиги производителей обуви, кожгалантереи, меховых изделий и товаров из кожи Александр Бородыня

Александр Григорьевич, что сейчас происходит на рынке обуви?

На сегодня рынок обуви составляет порядка 150 млн. пар обуви в год. Примерно 80 % — это импортная обувь, а 20 % — украинская. Кроме того, более 10 млн. пар Украина экспортирует в Евросоюз и Россию.

Начало прошлого года было традиционным для этого рынка — в Украину импортировалось порядка 10 миллионов пар обуви ежемесячно. Потом вдруг начиная с мая, особенно в июне и дальше до конца года, импорт практически прекратился. В 4 квартале импорт обуви составлял меньше 1 миллиона пар в месяц, что примерно в 9-10 раз меньше среднемесячного показателя 2010 года. Это по официальным данным Гостаможслужбы.

Что это значит?

Если бы эти данные соответствовали действительности, то мы бы сегодня наблюдали на рынке Украины острый дефицит обуви. Понятное дело, если ежемесячно поступало с нашим внутренним производителем порядка 12 миллионов пар, а стало поступать порядка 3 миллионов пар обуви, то такое снижение в разы привело бы к дефициту, люди бы бегали по магазинам, искали хоть какие-то ботинки, чтобы ноги не мерзли. Реально этого не произошло. Более того, наши украинские обувщики испытывали серьезное давление импорта. У них продажи не выросли по сравнению с 2010-м годом.

Это говорит о том, что есть определенные каналы, по которым обувь в Украину въезжает неофициально и не фиксируется статистикой (см. инфографику ниже — ред).

Получается, большая часть рынка — это контрабанда и некачественная обувь?

Да, данные Таможенной службы говорят о том, что примерно 70 миллионов пар обуви, которую раньше ввозили официально, куда-то "исчезли". Это главный фактор недобросовестной конкуренции.

Второй момент — качество обуви. Обувь является таким продуктом, качество которого спрятано внутри. Опросы говорят о том, что две трети людей, а то и 75 % потребителей, покупает исключительно обувь из натуральной кожи, в то время когда на рынке просто нет такого количества кожаной обуви.

Об этом говорит вот такой факт. Из всей обуви, которая в 2010 году была импортирована из Китая, только 6 % — это изделия из натуральной кожи. Следовательно, идет массовый обман покупателей.

Почему импортеры заняли 80 % рынка? Украинский производитель проигрывает только по такому фактору, как цена?

Этому есть простое объяснение. Все 90-2000-е годы в Украину обувь везлась фактически контрабандой. Может быть, не контрабанда чистой воды, но это выражалось в виде колоссального занижения таможенной стоимости. В начале 2000-х годов в Украину въезжало по 100 млн. пар обуви со средней таможенной стоимостью 20 центов (то есть 1 гривна), в отдельные годы она доходила до 1 доллара. Конечно же, это нереальные "смешные" цены, которые просто прикрывают контрабанду. За счет этого, конечно же, не оплачивались необходимые налоги в бюджет в виде ввозной пошлины, в виде 20 % НДС.

Таким образом, импортная обувь получала фору на треть цены по сравнению с обувью, изготовленной в Украине.

Кроме того, качество обуви, которая въезжала, оставляло желать лучшего. Скажем так, эта обувь была одноразовая. Украинцы любят покупать дешевый товар. Они брали обувь, разочаровывались, конечно, потому что через неделю-через две эта обувь расползалась, но деньги-то были уже потрачены…

Это привело к недобросовестной конкуренции, которая заметно ударила по нашим украинским изготовителям.

Украинские обувщики не могли конкурировать с импортом по цене, поэтому начали работать в направлении качества обуви. На сегодня много украинских фирм производит очень качественную обувь по оптимальной цене.

Как сообщало "Дело", производители кожи испытывают проблемы с налогообложением, в частности — с возмещением НДС. Если украинские предприятия стремятся делать обувь из качественных материалов, как на них влияет состояние рынка сырья?

Что касается обеспечения кожевенных предприятий шкурами в первую очередь крупного рогатого скота, потому что именно это самое качественное сырье для кожи, то здесь тоже очень серьезная проблема. Поголовье коров и бычков в Украине за последние 20 лет сократилось более чем в 5 раз. Это подрывает нашу сырьевую базу и, конечно же, не способствует развитию обувной промышленности. Кроме того, задумайтесь, на каждого украинца сейчас приходится ни много ни мало 5 граммов говядины в день!

Сколько сейчас в Украине производителей?

Около полутора тысяч. Львиная доля из них — это мелкие предприятия, где работает несколько человек, Несколько десятков предприятий где до 100 работников, но есть и предприятия, которые насчитывают до 2 тысяч работающих.

Как в других странах защищают свой рынок от такой недобросовестной конкуренции? И что можно сделать в связи с этим в Украине?

Есть несколько методов защиты рынка от недобросовестной конкуренции. Это так называемый "антидемпинг", проведение антидемпингового расследования в случае умышленного занижения цен импортируемого товара, чтобы "убить" национального конкурента. Кстати, несколько лет назад в Евросоюзе провели такое расследование и ввели антидемпинговые пошлины против китайской обуви.

Второй метод — это информирование потребителя о том, что он покупает. Есть хорошее решение правительства о том, чтобы ввести с 2014 года обязательную маркировку на обуви в виде пиктограммы, известной всем: например, верх — натуральная кожа, подкладка — текстиль, подошва — из полимерных материалов. Такой знак — единственное обязательное требование к обуви в Европейском союзе. Такое постановление Кабинета министров утверждено, только почему-то оно будет обязательным с 2014 года. Я считаю, можно ввести это требование и раньше.

Третий момент — когда сами предприятия борются с недобросовестной конкуренцией, завоевывая у потребителей репутацию фирмы изготавливающей высококачественную продукцию. То есть создать бренд.

Как пример приведу вам, скажем, Италию, где несколько тысяч изготовителей обуви имеют свои торговые марки. Покупателю разобраться в этом море марок сложно. Но их обувь продается на мировом рынке под единым брендом "Сделано в Италии". Вот это очень хороший метод бороться с недобросовестной конкуренцией, завоевывать для своей обуви рынок сбыта. Покупатели знают — качество ( как и цена!) итальянской обуви, очень высоки. Кстати отмечу, что в Италии, как и в целом в ЕС, никогда не было, нет и не будет государственных стандартов качества обуви. А качественная обувь есть. Работает не принуждение, а стремление завоевать доверие покупателей.

Мы тоже начали в Украине реализовывать аналогичную программу.

А в чем особенность этой программы?

Не вся украинская обувь заслуживает на доверие покупателя, не говоря уже об импортной. Но в Украине уже есть около 30 обувных фирм, которые производят очень качественную обувь. Сразу скажу, что уровень исполнения обуви лучших украинских фирм не уступает итальянской. Эти фирмы не скупятся отправлять модельеров и технологов на всемирные выставки моды, технологий и обувных материалов в ту же Италию и другие страны. Их продукция основывается на "трех китах" качества обуви — современном дизайне, высококачественных материалах и передовых технологиях. Что, кстати, стоит немалых денег. К сожалению, покупатель в магазине из этой триады может оценить только внешний дизайн. И часто разочаровывается через несколько дней носки обуви привлекательной внешне, но "фальшивой" внутри.

Мы решили выделить лучших украинских обувщиков и дать им право писать на коробке под своей торговой маркой фразу "Виробник з надійною репутацією" или "Производитель с надежной репутацией". Эта идея поддержана правлением Лиги "Укршкірвзуттяпром". Найден, как нам кажется, беспроигрышный метод отбора участников.

В каждом профессиональном сообществе есть неписанные законы, когда все знают, кто "фальшивит". Наш принцип такой — в списке этих предприятий будут только те, против которых не выступают остальные. Своего рода клуб, куда принимают только по рекомендации. Кстати, не советую никому наносить эту надпись несанкционированно. Она защищена авторским правом.

Когда эта надпись появится на обувных этикетках?

В ближайшие пару месяцев такая надпись появится на обуви, и она будет подсказывать покупателю, что товар качественный, и сделан в Украине. Нам дали подтверждение шесть фирм, с остальными мы пока работаем.

У нас, к сожалению, еще есть комплекс неполноценности: производители иногда стесняются ставить на великолепного качества обуви знак "Сделано в Украине", а это непременное правило участия в нашей программе.

Как распознать качественную обувь?

Визуально это практически невозможно. Если изготовитель обуви хочет обмануть покупателя — он это сделает. Покупатель никак не сможет оценить качество супинатора, как прикреплен каблук, какой и как вставлен задник. Таких "заморочек" в обуви десятки. Одним из явных критериев может быть цена. Дешевую обувь качественной не сделаешь. Кстати, натуральная кожа тоже бывает разного качества и ее цена, соответственно, может отличаться в разы. Но те, кто делает низкокачественную обувь, тоже это знают и ставят достаточно высокую цену на товар специально, чтобы покупатель "клюнул" на это. По сути это законный обман покупателя.

Как отличается украинский рынок от западного в плане процесса изготовления обуви?

Он не сильно отличается. Единственное, сейчас европейцы уже перешли к изготовлению осенне-зимнего ассортимента. В начале марта они уже вовсю размещают заказы на этот ассортимент. А созревает он в голове у разработчика модельера, дизайнера почти за год. Потому что для того чтобы запустить производство определенной модели, необходимо его обеспечить уникальной подошвой, каблуком нового фасона, колодкой, изготовителям которых также нужно время для подготовки производства. Я бы сказал так: образ обуви на фабрике создается за год до ее появления на прилавке.

Так это работает в Европе. У нас сроки немного сжаты. Но, тем не менее, уже в январе весенний ассортимент никто из наших обувщиков не производит. В апреле будет выставка, так на ней обувщики уже покажут модели на осень-зиму. Искусство обувщика — за год угадывать желания покупателя и, как ни странно, погоду в каждом сезоне: весеннем, летнем, осеннем, зимнем. Не оценил потребительский спрос по качеству, ассортименту и срокам хотя бы в одном сезоне — продукция осталась не реализованной. Результат — банкротство. Новый ассортимент обуви требует также и нового оборудования, поэтому идет постоянное дооснащение, перевооружение производства.

В этом вся сложность и прелесть обувного производства, и его отличие от других видов бизнеса.