- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Невозвраты НДС в легкой промышленности: лезть "вон из кожи" бесполезно
Немногочисленные участники рынка кожевенной продукции в Украине оказались в безвыходной, по всем меркам, ситуации. Отечественные производители кожи не могут доказать в налоговой, что имеют право на возмещение НДС, так как не в состоянии проследить всех контрагентов, которые продают им сырье. В налоговой говорят, что схем возмещения НДС для таких предприятий не существует и предлагают обращаться в суд. А суды способны годами искать документы на ту "корову, с которой сняли кожу", иначе сделки с контрагентами кожевенников признают никчемными.
Зачем искать корову?
В такой ситуации оказалось предприятие "Возко", находящееся в Николаевской области.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua"Кожа выпускается из шкур крупного рогатого скота, который выращивается на территории Украины. Наше предприятие на сегодняшний день эти шкуры покупает у контрагентов — это так называемые люди, которые занимаются сырьем, создают свои склады в разных регионах Украины, — рассказывает директор по внешне-экономическим связям ПАО "Возко" Андрей Шевченко.
По его словам, раньше была схема на основе колхозов. Сейчас кожу продают частные лица, которые выращивают скот, забивают его, а шкуры сдают на предприятия. "Естественно мы как предприятие считаем, что мы не обязаны прослеживать всю цепочку до 7 колена. На это просто времени не хватит", — считает Шевченко. "Возко" пытается отсудить у государства около миллиона гривен задолженности по НДС.
В похожем положении и другие участники рынка, например, донецкое предприятие "Алсико Пал Отеро", львовское "Геос-Львов" и т.д.
Налоговая: идите в суд
И.о. начальника департамента налогообложения юридических лиц Государственной налоговой службы Людмила Воронцова подтвердила, что реальных схем получения обратно НДС для таких предприятий не существует. Единственный выход — обращаться в суд.
"Что же вы хотите от налоговой службы, чтобы мы отвечали там, где нет схем? Мы готовы возмещать там, где есть нормальное формирование возмещенного НДС. Если его нет, то, пожалуйста, решения судов всегда налоговой службой исполняются. Я не говорю, что у нас нет проблем ни в администрировании, ни в возмещении. Если будут обвинять в этом исключительно налоговые органы, то это будет неправильно", — говорит Воронцова.
На поверку, в судах кожевенники тоже не находят правды. "Мы работаем с контрагентом-оптовиком. С кем он имел дело до нас, мы даже не можем для себя понять и не имеем права у него запрашивать — это коммерческая тайна, это его бизнес, они на этом зарабатывают деньги", — объясняет Шевченко.
Замглавы парламентского комитета по вопросам финансов и налоговой политики Сергей Терехин считает, что в случае предприятия "Возко" налоговая не имела права не выплачивать НДС, так как очевидная вина предприятия не доказана.
"По нашему законодательству корову искать не надо. Если вы ищете корову, вы нарушаете законодательство. Если вы обвиняете компании "Возко" в том, что оно умышленно с каким-то предыдущим поставщиком украло НДС, вот тогда бы у вас появилось бы легальное право не возмещать им НДС", — говорит Терехин. По его мнению, схемы невозврата НДС используются властями для экономического и политического давления на бизнес.
"В налоговом уме все наоборот, чем написано в Налоговом кодексе", — говорит депутат.
Проблема невозврата НДС актуальна не только для участников рынка кожевенной продукции, но и для всех промышленников, которые покупают сырье на внутреннем и внешнем рынках. Как сказала Воронцова, "если у предприятия меньше 38% экспорта и он работает с нормальной добавленной стоимостью, у него априори не может быть заявок на возмещение. Это экономика".