НБУ курс:

USD

41,34

--0,04

EUR

43,95

+0,01

Наличный курс:

USD

41,60

41,52

EUR

44,10

43,85

Брисбенский план действий: о чем конкретно договорились страны G20

Главными задачами G20 до 2018 года являются валютная перебалансировка, увеличение инвестиций в инфраструктуру, снижение регулирования в сфере конкуренции, борьба с торговым протекционизмом и разрешение проблемы молодежной безработицы
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

На выходных в австралийском Брисбене лидеры стран G20 уделили время не только позированию перед объективами в обнимку с озадаченными коалами. Кроме этого, они успели отпустить целый набор изощренных колкостей в адрес российского президента. На саммит Владимир Путин явился с кортежем в составе военных кораблей российского флота. Впрочем, эта группа поддержки не укрепила позиций российского лидера (согласно заявлениям российской стороны, корабли прибыли к берегам Австралии по личным, не относящимся к австралийской стороне, делам).

Владимир Путин покинул саммит, не дождавшись его окончания. Он сослался на загруженность графика и необходимость восстановить силы. Другие мировые лидеры оказались более стойкими, и не только добрались до окончания встречи, но финализировали ее рядом ключевых экономических договоренностей. В результате саммита страны G20 разработали так называемый Брисбенский план действий, в котором прописали ключевые задачи по усилению экономического роста стран Большой Двадцатки до 2018 года. Задачи расписаны обобщенно. Главными трендами сезона остается валютная перебалансировка, увеличение инвестиций в инфраструктуру, снижение регулирования в сфере конкуренции, борьба с торговым протекционизмом, увеличение количества женщин на рынке труда и разрешение проблемы молодежной безработицы.

Мировая экономика: на кладбище все спокойно

"B этом году мы активизировали усилия, направленные на достижение цели уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. На фоне удручающе вялого циклического подъема после глубокой рецессии, ослабленного производственного потенциала в ведущих странах и факторов уязвимости, сохраняющихся после финансового кризиса, мы должны применять единый подход, призванный повысить темпы экономического роста", — заявляет план.

Основная цель Брисбенского плана действий — повышение ВВП стран Большой Двадцатки до 2018 года "более чем на 2% сверх траектории, которая предусмотрена в базисном сценарии, изложенном в "Перспективах развития мировой экономики" МВФ в октябре 2013 года (Сиднейская декларация)".

Согласно Плану, текущее состояние мировой экономики отмечено некоторыми улучшениями, в частности речь идет об увеличении темпов роста ряда ведущих мировых экономик — США, Великобритании и Канады. Восстановление экономики Японии и стран зоны евро "остается сдержанным". Несмотря на позитивную динамику роста некоторых развивающихся экономик, таких как Китай и Индия, в других формирующихся государствах рост замедляется. Общая динамика роста мировой экономики оценивается как неудовлетворительная. Во-первых, показатели государственного и частного долга остаются высокими. Во-вторых, сохраняются разрывы между фактическим и потенциальным объемом производства. В-третьих, темпы роста отличаются нестабильностью, кроме того, они ниже, чем требуется для создания новых рабочих мест.

В целом мировая экономика, по оценкам Брисбенского плана, остается уязвимой перед потенциальными шоками, сохраняется финансовая неустойчивость, а геополитическая напряженность углубляет возможные риски. Однако, несмотря на не слишком позитивную оценку экономического состояния мира, положение развитых стран оценивается как более прочное, чем до мирового финансового кризиса.

Учитывая эти экономические факторы, страны Большой Двадцатки прописали план совместных действий для повышения темпов экономического роста и создания рабочих мест.

Валютный курс, конкуренция и все-все-все

"Состояние мировой экономики требует комплексных и согласованных мер политик, которые восстанавливают краткосрочный спрос, снимают среднесрочные ограничения предложения и позволяют укрепить доверие потребителей и предпринимателей", — заявляется в Плане.

Согласно анализу МВФ, в случае полной реализации прописанных в документе стратегий, совокупный ВВП стран G20 к 2018 году увеличится на 2,1% дополнительно. Что касается роста стран, не входящих в Большую Двадцатку, их экономики в результате реализации этих стратегий вырастут более чем на 0,5%.

В качестве основных задач Плана выделяют:

- Улучшение макроэкономического сотрудничества и его результатов;
- Увеличение и стимулирование инвестиций;
- Содействие конкуренции;
- Расширение торговли;
- Увеличение занятости и участия в рабочей силе.

Улучшение макроэкономического сотрудничества и его результатов

"Мы признаем роль денежно-кредитной политики для поддержки спроса и ответных мер противодействия давлению на стабильность цен с тем, чтобы это соответствовало мандатам центральных банков. Нормализация денежно-кредитной политики в некоторых странах с развитой экономикой будет отражать более уверенный экономический рост и станет позитивным сигналом для мировой экономики. Мы также принимаем во внимание другие потенциальные эффекты такой нормализации, такие как чрезмерная волатильность обменных курсов и цен на активы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на темпы роста".

Страны G20 считают, что более гибкий режим обменного курса будет способствовать улучшению их экономик. Они намерены и далее "проявлять гибкость при реализации стратегий в налогово-бюджетной сфере с учетом краткосрочных экономических условий, с тем, чтобы поддержать экономический рост и создание рабочих мест, одновременно обеспечивая устойчивую траекторию изменения отношения долга к ВВП".

Основным приоритетом здесь G20 определяет глобальную перебалансировку. План предписывает ориентацию на преодоление внутренних дисбалансов, чтобы обменные курсы могли реагировать на изменение основных экономических показателей. Таким образом, страны определяют необходимость укреплять рыночную систему обменных курсов и усиливать их гибкость, с целью избежать постоянной несбалансированности. "Мы будем воздерживаться от конкурентной девальвации, и не будем использовать целевые показатели обменных курсов в конкурентных целях. Мы будем противостоять всем формам протекционизма, поддерживая открытость наших рынков".

Увеличение и стимулирование инвестиций

Для большинства стран высоким приоритетом обладают инвестиции в инфраструктуру, "поскольку они могут поддерживать краткосрочный спрос, а также производственный потенциал в среднесрочной перспективе". В ходе осуществления стратегии, прописанной в Плане, страны G20 ставят на улучшение отбора проектов инвестиций в инфраструктуру и повышение прозрачности инструментов финансового рынка, таких как секьюритизация, для расширения финансирования в особенности предприятий малого и среднего бизнеса.

В настоящий момент, пишет План, для мировой экономики характерен дефицит инвестиций и инфраструктуры. Для того чтобы реализовать предложения по улучшению этой ситуации, страны договорились создать Глобальный инфраструктурный центр с мандатом на четыре года. Кроме того, они продолжат сотрудничать с многосторонними банками развития и поощрять национальные банки развития использовать балансы для дополнительного кредитования.

Содействие конкуренции

Страны G20 уточняют, что чрезмерное регулирование препятствует развитию конкуренции, которая, по сути, ведет к повышению производительности и возникновению стимулов привлечения на рынок новых эффективных игроков. Кроме того, в конкурентной среде развиваются компании с более высоким инновационным потенциалом, чем монополии.

Чрезмерное государственное регулирование этой сферы представляет собой дополнительные барьеры, которые препятствуют вхождению в отрасли, и ограничивают возможности конкурентной борьбы между уже существующими игроками рынка.

В результате План предписывает реформы рынков товаров и услуг, снижение регулирования и бюрократии, снижение барьеров для входа на рынок новых компаний, реформы политики в области конкуренции, повышение конкуренции в сетевых отраслях. А параллельно с этим — содействие нововведениям и улучшение работы судебной и административной систем.

Расширение торговли

"Продукция теперь "сделана в мире", и импорт существенно сказывается на способности стран к конкурентоспособному экспорту. В условиях, когда цепи поставок работают через рынки сразу многих стран, внутреннее регулирование сказывается на решениях компаний инвестировать средства в ту или иную страну, вести торговлю, создавать рабочие места", — говорится в Плане.

Эффективные транспортные и логистические услуги таким образом становятся дополнительным конкурентным преимуществом в создании цепочки стоимости продукции. Улучшение торговой политики стран приведет к росту с вторичными позитивными эффектами для стран, не входящих в G20. Все участники Группы намерены предпринять ряд мер по упрощению торговой политики, включая рационализацию пограничных и таможенных процедур. В частности, некоторые страны Группы решили сократить нетарифные барьеры. Некоторые заключили ряд договоров о свободной торговле с перспективой открыть местные рынки.

Отдельное внимание Группа уделяет борьбе с протекционизмом. Каждые шесть месяцев страны просят предоставлять отчет о мерах ограничения торговли и инвестиций в G20. Таким образом предполагается уточнить протекционистские меры, введенные со времени финансового кризиса, и их влияние на текущее состояние торговли и инвестиций.

Увеличение занятости и участия в рабочей силе

"На сегодняшний день более 200 миллионов человек во всем мире остаются без работы, что примерно на 30 миллионов больше, чем на начало кризиса, причем примерно 75 миллионов из этих безработных — молодежь. Кроме того, для многих трудовые доходы не увеличиваются в течение значительного времени, и во многих странах проблемой остается неравенство доходов".

Создание новых рабочих мест определяется как самый высокий приоритет работы стран Группы. Более широкое представление женщин на рынке труда и повышение качества их занятости — один из инструментов такой работы.

Для этого к 2025 году страны G20 договорились сократить разницу в доле участия в рабочей силе между мужчинами и женщинами на 25% с учетом особенностей конкретных стран Группы. "Это приведет к тому, что рабочую силу пополнит свыше 100 миллионов женщин, существенно повысятся темпы глобального экономического роста, уменьшатся бедность и неравенство". Вторым инструментом работы в этом направлении остается улучшение ситуации с молодежной безработицей.

Государства Группы намерены укреплять связи между образованием, профессиональной подготовкой и потребностью рынка в рабочей силе, работать с проблемами отдельных групп, например инвалидов, лиц после длительного периода безработицы, уменьшить не связанные с заработной платой затраты на рабочую силу. К 2015 году министрам труда и занятости стран Группы предлагается представить доклад о результатах этой деятельности.

$2 триллиона на кон

Delo.UA уже писало о том, что благодаря Брисбенскому плану действий мировая экономика получит $2 трлн и миллионы новых рабочих мест. Контролем выполнения обязательств стран Группы займется Международный валютный фонд и Организация экономического сотрудничества и развития.

Некоторые зарубежные журналисты скептически относятся к этим обещаниям, упоминая, что "аналогичная встреча в 2010 году, например, закончилась обещаниями всех стран членов вполовину уменьшить дефицит бюджета в течение трех лет. Не удалось никому; и сомнительно, что кто-то, подписавшийся под этим обещанием, когда-либо считал его выполнимым. Эти встречи в меньшей степени касаются реализации конкретных решений, и в большей — широких жестов, а также утверждения направления для дальнейшего движения", — пишет издание The Telegraph.

Впрочем, с учетом отсылки к индивидуальным мерам стран-членов G20 по решению поставленных задач, Брисбенский план и верно остается определением стратегического направления движения. А его исполнение, видимо, — задача индивидуальных национальных намерений.