НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Испытание акцизами и ценами выдержат не все водочники

После повышения акцизов 26 небольших производителей приостановили выпуск водки. Дальнейшая их судьба зависит от того, насколько вольготно будут чувствовать себя производители фальсификата
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

этой неделе в Украине официально повышаются минимальные цены на водку. Бутылка объемом 0,5 литра в рознице должна стоить не менее 17,96 грн. Июльское повышение ставок акцизного сбора и рост розничных цен на ликеро-водочную продукцию повлияли на структуру рынка. Украинцы все чаще отдают предпочтение дешевой водке. Также сокращается количество работающих заводов.

Акцизный переполох

По данным профильной ассоциации «Укрводка», в августе текущего года водку производили только на 35 предприятиях. Приостановили разлив небольшие региональные производители — 26 предприятий. В качестве примера директор «Укрводки» Иван Жолнер называет Полтавский ЛВЗ. «Часть предприятий просто не имеет финансовых возможностей, чтобы заплатить все необходимые налоги. Они аккумулируют финансовые ресурсы, чтобы хоть незначительными партиями поддерживать свое присутствие на рынке», — поясняет он.

О том, что работать стало сложнее, говорит генеральный директор компании «Олимп» Юлия Самойлова. По ее словам, производители должны осуществлять предоплату (акцизы и спирт) в размере 70-75% себестоимости выпускаемой продукции в условиях, когда оплата за отгруженную продукцию своевременно не поступает. «Законодательные инициативы правительства должны быть адекватными по отношению к логике бизнеса и должны способствовать его развитию. Как минимум следует вернуть схему уплаты акцизного сбора, которая действовала до 2005 года, когда этот налог не требовал предоплаты», — говорит глава «Олимпа».

Смогут ли вернуться на рынок остановившие производство компании, во многом будет зависеть от ситуации с контрафактной продукцией. По оценкам экспертов, региональные компании занимают 40% рынка и производят главным образом продукцию низкого ценового сегмента. Потребление водки в стране не сокращается. «Из-за роста цен необеспеченные слои населения начнут искать более приемлемую по цене продукцию. Они переориентируются на самогон, нелегальную продукцию. Если позицию мелких региональных производителей займет нелегальная продукция, то вновь запуститься им будет крайне сложно», — уверен глава «Укрводки». На начало года долю теневой продукции на украинском рынке легальные производители оценивали на уровне 20-25%. Водочники прогнозируют рост контрафакта из-за повышения акцизов. «Считайте сами: стоимость 1 кг сахара составляет 6 грн., как результат, стоимость 0,5 литра самогона — 5 грн., — говорит Юлия Самойлова. — Как следствие, теневой рынок будет расти. До конца года он может занять до 45%».

Дешевой водки стало больше

Из-за повышения налоговых отчислений и роста себестоимости минимальная стоимость ликеро-водочной продукции за год выросла на 6-7 грн. за 0,5 литра. До введения минимальной цены в октябре прошлого года бутылку водки (здесь и далее 0,5 литра) в рознице можно было приобрести за 12,5 грн. Через пару дней (с 21 октября) самая дешевая водка будет стоить около 18 грн.

Июльское увеличение акцизов уже сказалось или скажется в ближайшее время на всей линейке водочной продукции. «По каждому ценовому сегменту произойдет увеличение стоимости продукции в зависимости от условий коммерческой политики компаний-производителей, однако оно не будет пропорциональным. Диапазон роста цен составит от 5 до15 % в зависимости от сегмента», — уточняет директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью УВК Nemiroff Наталья Коновалова.

Повышение цен, с одной стороны, и снижение покупательной способности, с другой, приводят к изменению ценовой структуры рынка — резкому росту доли продукции низкого ценового сегмента. «На сегодняшний момент изменилась сегментация рынка. Если в последние несколько лет прослеживалась тенденция роста среднего ценового сегмента, то теперь растет доля дешевой водки», — говорит коммерческий директор ЛВЗ «Хортиця» Алексей Тихонов.

Подтверждают это и данные консалтинговых компаний. Если в 2007-2008 годах на продукцию низкого ценового сегмента приходилось 15-25% продаж, то на данный момент это уже 50% рынка. Самый сильный удар пришелся на продукцию сегмента «средний+» (выше среднего) и верхнего ценового сегмента. По данным компании «Про-Консалтинг», в 2008 году на эти сегменты приходилось 35% и 17% соответственно. Сейчас это 15% и 9%. «Если еще полтора года назад каждый производитель старался иметь в портфеле бренд с субпремиальным позиционированием, который автоматом обеспечивал марке значительный объем продаж, то сейчас картина резко меняется в сторону среднего и низкого ценовых сегментов», —  поясняет генеральный директор «Альтера групп» Олег Жугин.

Такая переориентация приведет к падению рынка в денежном выражении. «До повышения минимальных розничных цен потребитель предпочитал продукцию по цене  15-17 грн. за бутылку. После повышения минимальных цен самая дешевая водка будет стоить 18 грн., что ударит по карману потребителя, а соответственно, и по объему продаж легального алкоголя», — считает Сергей Блажко, руководитель службы по связям с общественностью компании «Союз-Виктан». Он считает, что по итогам года падение продаж водки в денежном выражении может составить 40%.

Рентабельность падает

Чтобы минимизировать это падение, водочные компании сглаживают рост цен. «Многие игроки рынка пытаются повышать стоимость продукции постепенно. На складах у производителей, оптовиков, в рознице есть определенные запасы, благодаря которым рывок цены вверх становится не таким заметным», — говорит Олег Жугин. Отдельные компании снижают цены, чтобы по отдельным позициям быть на уровне региональных производителей.

Это, конечно же, сказывается на эффективности бизнеса. «Это миф, что водочные компании работают с колоссальными доходами. Если компания на бутылке водке зарабатывает 30-40 коп., то это считается хорошим результатом», — утверждает Иван Жолнер.

Операторы рынка отмечают, что их рентабельность за год снизилась более чем вдвое. «Если раньше мы могли говорить о том, что в среднем рентабельность производителей алкогольной продукции составляла от 14% до 15 %, то сейчас она не превышает 6-7%, а некоторые производители, для того чтобы остаться на рынке водки, принимают даже нулевую рентабельность», — рассказывает Олег Жугин.

Производство водки


Июльское повышение ставок акцизного сбора (с 21,5 до 34 грн. на литр 100%-ного спирта) существенно скорректировало объемы производства ликеро-водочной продукции в Украине. В преддверии повышения акциза водочные компании выдавали рекордные объемы производимой продукции: за первые январь-июнь компании произвели крепких спиртных напитков на 30% больше, чем за тот же период прошлого года. Только за июнь компании разлили 6,89 млн. дал, что является абсолютным рекордом за последние 7 лет. Таким образом компании пытались минимизировать эффект повышения акцизов.

После повышения акцизов объемы производства резко упали. В июле-августе производство ЛВЗ сократилось на 48% по сравнению с прошлым годом.


Ставки акцизного сбора в Украине, за 1 л 100%:

 до 01.07.00 г. — 11 грн.

 с 1.07.00 г. по 25.03.05 г. — 16 грн.

 с 25.03.05 г. по 17.11.06 г. — 17 грн.

 с 17.11.06 г. по 01.07.07 г. — 18 грн.

 с 1.01.07 г. по 01.01.08 г. — 19 грн.

 с 01.01.08 г. по 01.07.09 г. — 21,5 грн.

 с 01.07.09 г. — 34 грн.

Данные ассоциации «Укрводка»

Читайте также:

Крупнейшие водочные компании Украины

«Союз-Виктан» рассорил акционеров

Украинская водка в «Клубе миллионеров»

Мнение: Деньги на огненной воде

Как работается алкогольным компаниям (мнения топ-менеджеров)