Как работается алкогольным компаниям (мнения топ-менеджеров)

В этом году водочным компаниям Украины приходится работать в более сложных условиях. Помимо кризиса, существенное влияние оказали еще и регуляторные изменения. «ДЕЛО» спросило топ-менеджеров водочных компаний, как эти изменения повлияли на их бизнес

"ДЕЛО" задала 5 вопросов топ-менеджерам водочных компаний:

1. Оцените объем теневого рынка ликеро-водочной продукции в Украине? Увеличилась ли его доля за текущий год?

2. Во сколько вы оцениваете стоимость активов вашей компании? Как на стоимость компании повлиял финансовый кризис?

3. Есть ли у компании сложности с привлечением финансовых ресурсов и обслуживанием долговых обязательств? Каким образом компания решает вопросы, связанные с финансированием?

4. Планирует ли компания в следующем году выходить на международные финансовые рынки?

5. Назовите ключевые способы продвижения продукции в следующем году и приоритетные рекламные носители? Планируете ли увеличить маркетинговый бюджет?

Александр Глусь, председатель совета директоров «Nemiroff Холдинг»:

2. Безусловно, из-за мирового экономического кризиса рынок капитала зажат, это влечет за собой снижение спроса. А отсутствие спроса автоматически понижает цену. Это относится абсолютно ко всем бизнесам и их активам. Но это временное явление.

3. В 2006 году мы начали проект по реструктуризации бизнес-модели. Благодаря этому у нас нет проблем с финансовыми ресурсами. Мы работаем с прибыльностью на многих рынках, и это позволяет нам генерировать ресурсы для развития. У нас нет долговой нагрузки.

4. Нет. Пока мы не планируем выходить на рынок заимствований. В данный момент финансовые рынки находятся не в лучшем состоянии, и инвесторы не готовы инвестировать капитал.

5. По мере реализации стратегии развития мы, конечно же, планируем увеличение маркетингового бюджета на продвижение и завоевание новых рынков. Мы используем разрешенные законом инструменты коммуникации, которые в зависимости от рынка могут отличаться.

Юлия Самойлова, генеральный директор компании «Олимп»:

2. В 2009 году мы продолжаем накапливать активы. Стратегическое направление —развитие и модернизация Бахчисарайского винзавода.

3. Сегодня кризис чувствуют бюджеты каждой компании, а не только государственный бюджет: «Олимп» (как и многие крупные компании) несет кредитное бремя (в результате курсовой разницы затраты на погашение кредитов увеличились более чем в два раза), финансовые потоки затруднены (увеличилась отсрочка платежа от сетей, увеличилась дебиторская задолженность, банки не дают кредитов), одно производство мы были вынуждены закрыть, потому что оптимизируются все ресурсы.

4. В следующем году международные финансовые рынки вряд ли будут готовы рассматривать новые украинские компании как объект инвестиций. Во-первых, из-за нестабильной ситуации на самих рынках, во-вторых, после 60%-ного роста акцизных ставок в этом году, соответствующего уменьшения объемов производства и снижения прибыли алкогольные компании стали менее привлекательны как объект инвестиций.

5. Нынешние экономические условия делают невозможным увеличение маркетинговых бюджетов. Учитывая законодательные изменения, ключевыми каналами продвижения алкогольной продукции в 2009 году будут точки продаж.

Алексей Тихонов, коммерческий директор ЛВЗ «Хортиця»:

2. Стоимость компании складывается из стоимости акций, которые котируются на бирже, и зависит от спроса и предложения. Мы же оцениваем себя с точки зрения прибыльности. По такому параметру финансовый кризис не отразился на капитализации компании. Доходность за последний год выросла, а соответственно, и наша стоимость.

3. У нашей компании нет абсолютно никаких сложностей с привлечением финансовых ресурсов. Главной стратегией «Хортицы» в 2009 году является сокращение долговых обязательств. В связи с этим были досрочно погашены все выпуски облигаций, гасятся кредиты. Компания четко соблюдает свои финансовые обязательства. Более того, с целью уменьшения долговой нагрузки мы раньше графика гасим свои кредиты.

4. Финансовый кризис в мире — далеко не самое лучшее время для продажи качественных активов. Поэтому в ближайшей перспективе мы этого не планируем.

5. Тратить на рекламу мы будем не больше, чем конкуренты. А приоритетным направлением станет продвижение в местах продаж.

Олег Жугин, генеральный директор «Альтера групп»:

2. Мы производим не те объемы, на которые рассчитывали ранее: падение потребительского спроса и увеличение теневого рынка алкоголя оказали негативное влияние на наше производство, однако мы надеемся на некоторый рост в 2010 году.

3. Ситуация с кредитованием сейчас действительно очень сложная. За год банковская ставка выросла с 15% до 30-35%. С такой ставкой долго срочное кредитование нерентабельно для нашей отрасли. К этому прибавляются проблемы с возвратом дебиторской задолженности.

4. Мы пока не рассматриваем возможности выхода на IPO. Во-первых, для того чтобы размещать акции, необходимо сначала дорасти до уровня, когда предприятие сможет действительно заинтересовать инвесторов. Во-вторых, необходимо провести ряд процедур, на что уйдет 2-3 года. В-третьих, мировой экономический кризис значительно отразился на настроениях западных инвесторов.

5. Стратегия использования больших денег в рекламе является изначально проигрышной. Не раз мы наблюдали это в случае с довольно известными украинскими компаниями. Первоочередным для нас явилось развитие дистрибуции, вход в знаковую розницу, захват полочного пространства.

Читайте также:

Крупнейшие водочные компании Украины

Украинская водка в «Клубе миллионеров»

Испытание акцизами и ценами выдержат не все водочники

«Союз-Виктан» рассорил акционеров

Мнение: Деньги на огненной воде