- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Бизнес выступил против ликвидации Администрации морских портов
Зарегистрированный народными депутатами Украины Анатолием Кинахом, Николаем Кругловым, Юрием Круком, Русланом Сольваром, Василием Деревляным, Виталием Барвиненко в Верховной Раде проект закона №4431 от 13 марта 2014 года "О морских портах Украины" (относительно обеспечения беспрепятственного развития морских портов), предусматривающий ликвидацию Администрации морских портов Украины (АМПУ), вызвал неоднозначную реакцию участников рынка.
Представители украинского портового бизнеса написали письмо, адресованное председателю комитета Верховной Рады Украины по транспорту и связи Борису Колесникову и министру инфраструктуры Украины Максиму Бурбаку, текстом которого располагает Delo.UA. Его подписали руководители 20 ведущих портовых компаний, в частности, ООО "Трансинвестсервис" (ТИС), "Бориваж","Трансоил", Рисойл-Юг", "Трансбункер Южный", "Олсидз Блек Си", ГП "МТП "Южный".
Открываем дверь коррупции
Согласно тексту письма, стивидоры поддерживают дальнейшее функционирование госпредприятия "Администрация морских портов Украины" и выступают против принятия законопроекта Анатолия Кинаха о ликвидации этого ведомства.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaКак отмечают представители портового бизнеса, они обеспечивают более 85% грузооборота морпортов Украины, но их мнением по поводу проекта закона, предусматривающего ликвидацию АМПУ, никто не поинтересовался. "Вместе с тем действующий [в настоящее время] закон "О морских портах" длительный период обсуждался всеми специалистами отрасли, и именно этот закон, который действует менее года, создал реальные условия и стимулы для развития морпортов и обеспечения прав инвесторов в портовой отрасли", — говорится в тексте письма.
Портовые операторы объясняют: основным принципом действующего закона является принцип разграничения административных функций по безопасности мореплавания и надзора за ней и хозяйственной, коммерческой деятельности. Именно появление АМПУ (выполняет коммерческую деятельность), как отмечают стивидоры, разделило эти функции по принципу, работающему в передовых европейских портах.
По мнению авторов письма, новый законопроект предлагает вернуться к монополизации отрасли, что уничтожает перспективу ее развития. "Объединение в одном лице государственного портового оператора этих функций, как показала предыдущая практика работы, создавала серьезные трудности в развитии портовой отрасли, не давало привлекать и защищать частные инвестиции в отрасль, создавало серьезные предпосылки для коррупции", — отмечается в письме.
Солидарны с портовиками и эксперты. Так, Александр Кава, координатор реформирования транспортной отрасли Центра по экономическим реформам при президенте Украины, считает, что "если данный законопроект будет принят, то это приведет к тому, что порты станут менее привлекательны для частных инвесторов". По мнению эксперта, инициатива Анатолии Кинаха — уход от европейских правил ведения бизнеса. "Согласно этому законопроекту, государственные портовые операторы будут покрывать убыток по перевалке за счет других статей дохода. Однако государство вряд ли получит выгоду после внедрения этого проекта", — отмечает Кава.
Артур Огаджанян, партнер аудиторской компании Deloitte, отметил, что "в результате создания АМПУ в портах действительно появилось множество проблем организационного характера. Однако в любом случае ценность предлагаемой законодательной инициативы весьма сомнительна".
В пресс-службе АМПУ Delo.UA сообщили, что законодательная инициатива тормозит разработанную портовую реформу. Представители администрации рассказали, что решение по новому законопроекту будет приниматься на заседании профильного комитета Верховной Рады и "Администрация будет принимать меры". Какие именно меры — организация планирует озвучить позже.
Чей интерес
Как отметил в разговоре с Delo.UA один из участников рынка, в попытке "протащить" через Верховную Раду новый законопроект "видны интересы конкретных лиц вернуться к бюджетной "кормушке". "Аргументы разработчиков законопроекта не выдерживают никакой критики. Они основаны на якобы бедствующем положении подконтрольного государству Ильичевского морского порта, который, вместо того чтобы работать с инвесторами и привлекать грузы, хочет просто жить с портовых сборов, ни о чем не заботясь", — отметил он.
"Бизнес не позволит заменить прозрачную европейскую практику, которую только стали внедрять, создав АМПУ, старыми схемами. Народные депутаты не имеют морального права лоббировать законопроект, который породит коррупцию. Тем более кажется странным, что с такой инициативой выступает руководитель Украинского союза промышленников и предприятий [Анатолий Кинах], который, напротив, должен защищать интересы бизнеса. Портовики готовы жестко отстаивать свои интересы. Каким путем — мы определимся на встрече всех портовых объединений в ближайшие дни", — отметил он.
В свою защиту автор законопроекта о ликвидации АМПУ Анатолий Кинах заявил Delo.UA, что "законопроект обсуждался с рядом экспертов", однако не уточнил, кто именно принимал участие в обсуждении. "На сегодняшний день все показатели работы морпортов существенно снизились, и мы видим причину в том, что административная система, включая профильные министерства, привела к централизации ресурсных средств, а это привело к ухудшению показателей портов", — считает он.
Автор законопроекта считает, что улучшить показатели портов можно за счет разделения административных функций и "продолжить работу над созданием благоприятного инвестиционного климата". "Нельзя, чтобы хозяйственные функции концентрировались в одном месте", — заявил Кинах.
Депутат подчеркнул, что законопроект открыт для обсуждения и на следующей неделе будет рассматриваться в профильном комитете.
Справка
Администрация морских портов Украины была создана 27 мая 2013 года в рамках положений закона "О морских портах" и с целью реформирования отрасли. 13 июня 2013 года она начала работу. С этой целью были реорганизованы 18 морских торговых портов, которые вошли в создаваемое предприятие, путем выделения из них стратегических объектов портовой инфраструктуры и другого имущества. Кроме того, администрации подчинены государственное предприятие "Дельта-Лоцман" и судоходная компания "Керченская паромная переправа".