Депутаты предлагают ликвидировать АМПУ и вернуть инфраструктуру госпортам

Ликвидация Администрации морских портов Украины призвана упростить работу портовой отрасли и повысить ее рентабельность
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Депутаты инициируют ликвидацию Государственного предприятия "Администрация морских портов Украины". Законопроект №4431 с таким содержанием зарегистрирован в Верховной Раде Украины 13 марта.

Авторы указанного законопроекта "О внесении изменений в закон Украины "О морских портах Украины" (относительно обеспечения беспрепятственного развития морских портов)" — народные депутаты Украины Анатолий Кинах, Николай Круглов, Юрий Крук, Руслан Сольвар, Василий Деревляный, Виталий Барвиненко.

Согласно пояснительной записке к документу, законопроект предполагает возврат стратегических объектов портовой инфраструктуры и другого имущества с баланса АМПУ на балансы госпредприятий — государственных портовых операторов, реорганизованных в соответствии с распоряжением правительства "О согласовании предложения по реорганизации государственных предприятий морского транспорта".

После вступления в силу действующего закона о морских портах прошла реформа портового хозяйства. Государственные морские торговые порты были поделены на администрации морского порта, которые являются филиалами АМПУ, и госпредприятия, которые выполняют функции государственных портовых операторов. Эта схема работы оказалось несовершенной.

"Наблюдается значительный дисбаланс, при котором большинство долгов и обязательств сосредотачиваются у государственного предприятия, а большинство активов — в Администрации морских портов Украины. Также на работу отрасли негативно влияет дублирование всех функций филиалов АМПУ и государственных портовых операторов: в каждом порту создаются две диспетчерские, два юридических отдела, два отдела бухгалтерского учета, две технические службы и т.д.", — сообщается в пояснительной записке к законопроекту.

По данным разработчиков законопроекта, результатом деятельности в 2013 году госморпортов — в условиях реформирования портовой отрасли — является получение чистого убытка 12-ю портами, тогда когда в 2012 году убыточными было всего три порта. При этом чистая прибыль по результатам работы 18 морских торговых портов и госпредприятия "Дельта-Лоцман" в 2012 году составила 1,817 млрд грн, а в 2013 году была создана АМПУ, прибыль которой до конца 2013 года составила всего 647,153 млн грн.

"Таким образом, результат деятельности предприятий портовой отрасли Украины в 2013 году в условиях реорганизации составил 1,172 млрд грн, что на 644,835 млн грн меньше фактического показателя 2012 года, и это данные только после полугода работы АМПУ", — констатируют авторы законопроекта.

Они отмечают, что, по оценкам экспертов, прибыль портов в 2014 году составит примерно 800 млн грн, что в сравнении с позапрошлым годом меньше на 1 млрд грн.

"Целью законопроекта является восстановление безубыточной деятельности морских портов Украины и в дальнейшем увеличение их доходности и, соответственно, отчислений в бюджеты всех уровней, а также обеспечение возможности надлежащего выполнения нашим государством обязательств по международным договорам, стороной которых является Украина", — указано в пояснительной записке.

Реализация законопроекта, по мнению его разработчиков, не потребует дополнительных материальных и иных затрат, а его принятие будет способствовать восстановлению платежеспособности госморпортов.

Администрация морских портов Украины зарегистрирована 27 мая 2013 года, 13 июня начала работу. С этой целью были реорганизованы 18 морских торговых портов, которые вошли в создаваемое предприятие, путем выделения из них стратегических объектов портовой инфраструктуры и другого имущества. Кроме того, администрации подчинены государственное предприятие "Дельта-Лоцман" и судоходная компания "Керченская паромная переправа".