- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
CEO Microsoft Украина: многим IT-компаниям не хватает квалифицированных кадров
Весной 2019 года рыночная капитализация Microsoft превысила$1 трлн. С того момента, как на пост гендиректора компании пришел Сатья Наделла, Microsoft снова пробует вернуть себе былую славу одной из самых главных IT-компаний в мире. И, учитывая, что сегодня она конкурирует с Apple, Alphabet и Amazon, у нее это вполне успешно получается. Придя в Microsoft, Сатья начал капитальную трансформацию, как внутри самой компании, так и глобально поменял ее позиционирование. Эта трансформация продолжается до сих пор. Акцент поставлен на мультиплатформенность и облачные технологии. Изменения коснулись не только офисов в США, но и вообще всех офисов Microsoft.
В феврале 2019 года на должность CEO Microsoft Украина пришел бывший топ-менеджер IBM, голландец, Ян Питер де Йонг. В канун Нового года Delo.ua встретилось с ним, чтобы поговорить об итогах первого года работы, о том, что пока не удалось здесь реализовать и о том, какие проекты в будущем будут воплощены в Украине.
Ян, скоро год, как вы возглавляете компанию "Microsoft Украина". Можете отметить свои основные достижения за этот период?
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua— За 10 месяцев мы проанализировали украинский рынок и его готовность к цифровой трансформации. В результате, выявлена большая потребность в цифровизации бизнеса и, вместе с тем, страх изменений. Многие компании считают, что диджитал трансформация — это неподъемный проект с большими рисками и финансовыми затратами. Это миф, который нам предстоит развенчать.
Мы разработали пошаговый план трансформации компаний и определились с решениями на базе искусственного интеллекта, которые ускорят переход на новый уровень. Дополнительно мы обучаем команды партнеров и клиентов, как и в какой последовательности внедрять диджитал инструменты Microsoft в бизнес.
В процессе обучения мы демонстрируем возможности наших решений в повышении продуктивности компаний, предлагаем протестировать продукты на рабочих местах, и на основе новых знаний о наших сервисах создавать свои проекты, которые ускорят диджитал трансформацию. Я называю этот процесс демократизацией.
Фото: Константин Мельницкий / Delo.ua
Приведу пример. До того, как появился Excel, вам нужен был отдельный специалист, который мог бы обработать все те сложные данные, которые у вас есть. Теперь с этой задачей программа справляется сама. И выполняет ее в разы быстрее. Сегодня мы предлагаем доступные и простые решения в сфере искусственного интеллекта для бизнеса, хотя ещё 2 года назад они были сложными и дорогими.
Вот еще один пример. Один из наших клиентов с помощью продуктов Microsoft существенно упростил и ускорил процесс формирования бизнес отчетов. Раньше им приходилось нанимать консалтинговую фирму, готовить для них техническое задание, выбирать специалистов, ждать когда они обработают данные и сформируют отчеты, и, конечно, оплатить их услуги. Сегодня наши клиенты делают отчеты самостоятельно, экономя время и деньги.
Увеличилось ли у вас за это время количество партнеров, или, может быть, вы привлекли другие организации в Украину?
— Я не могу вам назвать конкретные цифры, но у нас в офисе проходит очень много тренингов для наших сотрудников и для партнеров. То, что я могу сказать: многим IT-компаниям мешает расти отсутствие высококвалифицированных специалистов. Их очень сложно найти на рынке труда. А мы в них нуждаемся, чтобы развивать наши технологии.
А что так и не получилось реализовать?
— Речь не о провалах, а о том, что у нас планов намного больше. В первую очередь, нам необходимо решить проблему с нехваткой квалифицированных кадров. Во-вторых, сместить фокус с Киева на регионы. Недавно с Харьковом мы подписали меморандум о сотрудничестве и уже сегодня обучаем директоров школ пользоваться инструментами Office 365 для повышения уровня образования. Но я бы не хотел реализовывать проекты отдельно в Харькове, Днепре или Мариуполе. Лучше сделать это одновременно, чтобы Украина развивалась быстрее.
То есть в следующем году вы планируете расширить свою деятельность и уже действовать в нескольких регионах одновременно?
— Да, мы это планируем. Деятельность нашей компании рассчитана поквартально: один квартал — один город. Но мы еще решаем какой именно.
Недавно главный менеджер по маркетингу Microsoft в 24 странах, Евгения Чернецкая, сказала, что пиратство не проблема для Microsoft. Почему вы так считаете?
— Пиратские ПО содержат вирусы и это проблема кибербезопасности. От атаки вируса Petya в первую очередь пострадали страны с наибольшим процентом пиратского ПО. Мы решили рассказывать пользователям о рисках, связанных с нелегальным программным обеспечением и о том, чего они не получают, используя нелегальное ПО. Если подвести итог, пиратство — это проблема, а мы обучаем людей и рассказываем им о рисках.
Но ведь вы же тоже теряете деньги из-за того, что люди используют нелегальное ПО?
— Мы фокусируемся на ценности, которую наши продукты приносят людям и не предпринимаем никаких юридических мер, чтобы пользователи переходили на лицензированное программное обеспечение. Если семья не платит за легальное ПО, то они ставят под вопрос безопасность своих детей. Я до сих пор не могу в это поверить!
Фото: Константин Мельницкий / Delo.ua
Получается, что пользователи сами решают: переходить им на лицензионное ПО или нет. Это дало какие-то плоды?
— В некоторых странах это работает очень хорошо. В Украине уровень пиратства по-прежнему высокий и снижается медленно. В 2011 году процент нелегального ПО составлял 84%, в 2017 — 80%. Когда 20% людей пользуются легальным ПО, то это уже тенденция. Если небольшие компании хотят вырасти и стать конкурентоспособными, им придется сделать выбор в пользу лицензированного продукта.
Насколько тесно Microsoft в Украине сотрудничает с правительством?
— Уровень сотрудничества с государством у нас пока на низком уровне. И все же я вижу изменения. В ноябре 2019 года Украина и Эстония подписали меморандум о сотрудничестве в сфере цифровых преобразований.
Люди, которые хотят улучшений в стране, оказывают большое давление на государство. Компании стремятся к упрощенному взаимодействию с государственными структурами. Например, один из наших клиентов рассказал, что содержит целый департамент сотрудников, которые открывают бумажные конверты, пришедшие из правительственных органов. Такие процессы снижают скорость развития страны. Я верю, что украинское правительство отметит нашу экспертизу в этом направлении и примет верное решение, чтобы развиваться быстро. Мы для того здесь и работаем, чтобы помогать, обучать и реализовывать подобные проекты.
Моя личная задача на сегодня — собрать лучших специалистов, лучшую международную экспертизу, лучшие мировые кейсы в сфере трансформации государств, чтобы поделиться ими с украинским правительством.
С какими государственными органами вы сотрудничаете?
— Мы предоставляем облачные решения во многих странах Европы. Ранее мы реализовывали проекты совместно с украинским правительством. Например, в 2014 году мы подписали соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности (Government Security Program Agreement — GSP) с Государственной службой специальной связи и защиты информации Украины. Участие в GSP позволяет правительству Украины получить доступ к большому объёму информации, а также к мировым практикам в сфере киберзащиты. А в 2017 году, вместе с Национальной полицией, мы подписали меморандум про сотрудничество в сфере информационной и кибербезопасности.
(Кроме того, в ноябре 2019 года Министерство финансов провело тендер на покупку Office 365. В итоге, победила фирма-участник ТОВ "ВАН КЛАУД". Сумма сделки, согласно данным Dozorro, составила 1,743 млн грн., — Delo.ua)
Мы также хотим предложить большой проект с использованием возможностей Teams для школ и университетов. У нас есть интересный кейс по внедрению Teams в один из университетов Австралии. Преподаватели университета стримили лекции, с помощью этой программы, перед этим загрузив все книги по разделам и темам. Студенты могли смотреть лекции удаленно и задавать вопросы в режиме реального времени. Также к Teams мы подключили функции искусственного интеллекта. Искусственный интеллект транскрибировал все, что говорили преподаватели, чтобы студенты могли найти отрывки лекций по ключевым словам. Именно такой проект я хочу воплотить в жизнь в Украине и мы уже ведем переговоры с университетами.
С какими именно?
— Как только я получу подтверждение от них, то тут же сообщу об этом публично. Один из них находится во Львове и два в Киеве.
Недавно Пентагон заключил контракт на $10 млрд с Microsoft на создание облачной инфраструктуры хранения данных. Сотрудничаете ли вы с украинским Министерством обороны или возможно, планируете сотрудничество в будущем?
— Контракт с Пентагоном показывает, что наши облачные решения действительно безопасные. Министерство обороны США верит, что наши технологии сделают их сильнее. Мы, конечно, мотивированы работать с государством Украины во многих сферах и знаем как ускорить взаимодействие людей и министерства, повысить эффективность сотрудников, минимизировать затраты и сделать обмен информацией безопасным.
То есть, пока вы ждете первых шагов со стороны государства?
— Да.
Фото: Константин Мельницкий / Delo.ua
Венгрия и Словакия, во многом, страны-лидеры по количеству технологических компаний в Европе. Что необходимо сделать Украине, чтобы стать таким же европейским IT-хабом?
— Если я правильно помню, в 2017 году, Украина уже возглавляла рейтинги самых привлекательных стран для аутсорса и насчитывала 13 R&D-центров. Сегодня Украина входит в рейтинг топ-25 стран по привлекательности для IT-аутсорсинга, в которой работают 200 000 крутых, высококвалифицированных специалистов. У нас очень много приложений, которые сделаны украинскими специалистами.
Чтобы увеличивать долю рынка IT в Украине, необходимы две вещи: упростить процессы ведения бизнеса и удерживать таланты с высочайшим уровнем профессионализма в стране. Потому что у вас классные университеты и умные люди, с хорошими скиллами. Если эти вещи исправить, то доля IT-рынка, в которую входят аутсорс и R&D, будет расти.
Если Украина сделает все те вещи, которые вы перечислили, сколько времени потребуется вам и Microsoft, чтобы открыть здесь свой R&D центр?
— Для компании принятие решения об открытии R&D центра является бизнес кейсом, в котором предусмотрено очень много пунктов. Например, простота ведения бизнеса. Это не только про деньги, но и про человеческие ресурсы. Только когда этот бизнес-кейс даст позитивные результаты, а у нашей компании будет потребность открывать новые R&D центры у Украины появятся большие шансы, чтобы один из них открылся и тут.
Я читал, что сейчас в вашей компании большую часть доходов составляют доходы от облака. Что это значит? Microsoft будет уходить от производства различных технических устройств в облачную сферу или ничего не поменяется?
— Как вы знаете 4 октября мы объявили, что будем производить больше устройств Surface. У нас есть HoloLens, облако и вычислительные мощности. А также новая технология (Intelligent Edge), где встречаются физический девайс и вычислительные возможности облака. Облако не осязаемо, а ваш телефон, девайс — осязаемы. Наша цель и стратегия — наращивать возможность облака и возможности всех девайсов.
Фото: Константин Мельницкий / Delo.ua
Ваш прогноз: какие цифровые новшества ждут Украину через 5-10 лет?
— Первое — это то, что Украина станет известной в агросфере благодаря качеству продуктов, потому что у нас будет зерно с меньшим количеством пестицидов. Мы достигнем этого с помощью технологий искусственного интеллекта, которые доступны уже сейчас. С нашей работой в области образования мы уменьшим разницу профессиональной подготовки, которая существует сейчас. На рынке труда появится еще больше профессионалов. Мы сделаем так, что большие украинские компании почувствуют себя увереннее в области информационной безопасности и станут более конкурентными на глобальном рынке. И я очень хочу помочь государству стать прозрачнее и улучшить взаимодействие с гражданами онлайн. Все это сделает Украину комфортной для жизни и популярной на карте инвесторов.
Беседовал Артур Заенц, специально для Delo.ua