Чтобы знать, что происходит в стране, надо понимать, что происходит в АТО, — владелец холдинга "Агротрейд"

Как события на востоке Украины изменили взгляды владельца и СЕО агрохолдинга "Агротрейд" Всеволода Кожемяко на бизнес и ситуацию в стране в целом
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Группа "Агротрейд" была основана в 1998 году и входит в топ-10 украинских зернотрейдеров. Холдинг контролирует около 3% экспортного рынка зерна. Бенефициарный собственник и СЕО группы "Агротрейд" и спикер Business Wisdom Summit 2017 Всеволод Кожемяко в интервью Delo.UA рассказывает о помощи армии, поездках в АТО и важности поддержки культурных проектов.

В следующем году компания "Агротрейд" будет праздновать 20-летие деятельности. Как на протяжении стольких лет вы находите способы поддерживать интерес к одному и тому же бизнесу? Не было желания поменять сферу деятельности или диверсифицировать существующее дело?

Я бы сравнил это с тем, как мы болеем за футбольную команду. Вы же не можете сегодня болеть за "Динамо Киев", а завтра вдруг передумать и начать болеть за "Шахтер". Так и с делом, которым занимаешься. Начинаешь делать, получать удовольствие от процесса и результатов. Потом приходит ответственность и уже куда-то уйти не получится.

Всегда есть возможность нанять наемного менеджера, а самому оставаться в роли собственника.

Возможно, когда-нибудь так и произойдет. В компании работают отличные менеджеры — команда сильных специалистов, которые много лет здесь и выросли до руководящих позиций. Один человек не может управлять всеми процессами. Наша работа — это командный труд профессионалов.

Как вы лично менялись за эти 20 лет как управленец?

Думаю, что такую оценку должны давать мои коллеги и рынок. В начале управленческой деятельности я действовал интуитивно, на юношеском запале и желании, сейчас действую осторожнее, хотя уже больше уверен в том, что делаю. Интуиция осталась, но сегодня она уже поддерживается информацией из разных источников, в том числе из самой работы компании.

Помимо агробизнеса вы инвестируете свое время и деньги в другие сферы, которые характеризуют вас как небезразличного человека. Вас родители так воспитали или это пришло с жизненным опытом?

Наверное, это было заложено родителями, а открылось чуть позже, когда я стал старше. Нам отведено не так много времени и нужно "жить полной жизнью". Для меня это не только бизнес и не только семья. Еще есть какие-то интересы, идеи, которые интересно отстаивать и за которые стоит бороться.

Чем вы занимались до 2013 года?

Ничего особо не было. Я был активным участником Майдана-2004, но позже разочаровался в его результатах. На самом деле я просто был молод и неправильно все понимал. Это разочарование помогло мне понять одну простую вещь: становление независимости Украины — это исторический процесс, он может занять десятилетия. Возможно, мы с вами не увидим конечного результата, но я к этому готов. До 2013 года больше занимался бизнесом и поддерживал спортивные проекты, работал с европейскими дипломатами по продвижению "европейского вектора" и "договора об ассоциации" в Украине.

Что произошло с вами в 2013 году?

Когда начались всем известные события, я понял, что ситуация гораздо сложнее, чем 10 лет назад (Майдан-2004) и нужно более серьезное участие. Мне повезло в этот период познакомиться с огромным количеством интересных, честных, смелых и порядочных людей. В 2014 создал фонд, по делам которого много ездил — собирал деньги, брал средства из компании и старался грамотно их распределять на самые важные нужды связанные с войной на Донбассе. Я убежден, чтобы узнать, что происходит в стране, надо понимать, что происходит в АТО. Реальная картина может сложиться, только если знаешь ситуацию и здесь, и там. По-другому не получится.

Я много ездил, чтобы убедиться, что средства не разворовываются, а доходят по назначению. В начале было очень много злоупотреблений. Потом, когда попадаешь в разные ситуации, в том числе и боевые, понимаешь, что без этого уже не можешь жить.

Были на грани риска, находясь там?

Вы выходите на улицу каждый день, и вас может сбить машина. Вы на грани риска или нет? Нет, вы не на грани риска, но ваш риск выше, чем при прогулке по улицам Вены, например. Когда вы приезжаете в Славянск на наш блок пост, который недалеко от линии столкновения — вы находитесь в большем риске, потом едете дальше и вы еще в большем риске, еще и еще… Все познается в сравнении. В Дебальцево, до его оккупации, например, вы не находитесь на линии фронта — вы можете слышать канонаду, но вы не в зоне действия стрелкового оружия. Кажется, что все спокойно, но тут центр Дебальцево накрывается градами и все превращается в месиво, понимаете? На войне ситуация может поменяться очень быстро, поэтому человек, находясь там, подвергается большему риску, чем здесь. А насколько большой был риск, зависит от разных обстоятельств.

Люди, которые там живут, уже привыкли — они могут идти за хлебом во время обстрелов или перестрелки в городе. Или в Авдеевке, например, идут боевые действия, ребята в бронежилетах и касках… Поворачиваешь за угол, а там подростки играют в теннис на корте и мамочка толкает коляску с младенцем. И, с одной стороны, ты думаешь, блин, я как клоун сейчас выгляжу, но с другой стороны, понимаешь, что это и есть прифронтовая линия. Мирные жители рискуют там каждый день своей жизнью, потому что там вероятность прилета снаряда в квартиру даже выше, чем была в Балаклее, понимаете?

После войны, вы же не перестанете делать что-то социально значащее?

Нет, не перестану, точно не перестану. Я и сейчас делаю, я всегда буду делать проекты, которые будут подталкивать людей к обретению внутренней свободы и независимости. Я всегда буду продвигать Украину, как здесь, так и за рубежом. Почему буду? Мы уже запустили ряд проектов в Австрии.

Почему именно в Австрии?

Так сложилось исторически. Несколько проектов делаем в Европе и в Украине с нашими общественными деятелями и деятелями искусства работаем над проектами.

Это культурные проекты или экономические?

В основном, культурные, гуманитарные проекты, например, мы с рядом бизнесменов участвовали в организации концертов "Океана Эльзы" в Мариуполе и Лисичанске. Сейчас я немного поддерживаю музыкальный фестиваль "Дорога на Схід" Сергея Жадана, который пройдет в августе в Изюме.

Вы верите, что через гуманитарную сферу можно сформировать имидж Украины?

Конечно, лидеры мнений оказывают влияние на большие массы людей. Я тоже стараюсь по мере сил рассказывать об Украине, о том, что сейчас происходит в стране, о том, к чему мы стремимся и чего хотим. Я могу рассказывать и своему коллеге, и водителю такси, и продавцу в магазине. Я считаю, что это должен делать каждый из тех, кто умеет это делать, а тем более ездит по миру. К сожалению, не все сегодня готовы тратить деньги, а тем более, время на продвижение Украины.

Вы сказали, что с 2014 года открыли для себя многих людей. Вы можете рассказать о них?

Зачем называть имена, которые сегодня известны почти всем. Мне повезло познакомиться с людьми, которым не нужны социальные лифты, которые в мирной жизни были и остаются успешными и при этом обладают огромным чувством долга перед Родиной. Они любят свою страну, осознают важность независимости и свободы. Я люблю свободных людей, я сам хочу быть свободным и это самое главное, что у человека, в принципе, есть. Я стараюсь так же воспитывать своих детей — внутренняя свобода, желание и умение отстаивать свое мнение.

Когда лидер так вовлечен, команда подтягивается. Было ли у вас такое в компании?

У нас в компании есть разные люди. Кто-то настроен более пассионарно, кто-то менее, но основная заслуга этих людей, в том, что когда лидер, где-то по АТО ездил, глотал пыль, то они продолжали работать, удерживали компанию в рабочем состоянии и показывали достаточно высокие результаты. Я часто отсутствовал в 2014 и 2015 годах, степень погружения в дела компании была небольшой. Моя команда справилась с этим, и мы продолжаем развиваться. Спасибо им огромное за это.

О сложностях в работе агросектора, минусах отсутствия в Украине открытого рынка земли и коррупции в госсекторе читайте в первой части интервью с Всеволодом Кожемяко на Delo.UA.

28 сентября Всеволод Кожемяко в рамках публичного интервью на сцене Business Wisdom Summit #6 расскажет об элементах успешности страны и бизнеса. Приходите за концентратом откровений, импульсов, профессиональных и личных открытий собственников и генеральных директоров успешных компаний.

ПОСМОТРЕТЬ ПРОГРАММУ