- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Дмитрий Старовойтов: Хочу видеть Одессу инвестиционно-привлекательным современным городом
Мы пообщались с Дмитрием Старовойтовым — совладельцем строительного холдинга "Мегалайн", который последние несколько месяцев находится под прицелом одесских СМИ.
Дмитрий рассказал о сегодняшней ситуации на строительном рынке Одессы, о своих отношениях с нардепом Алексеем Леоновым, и своем видении перспектив развития города.
Давайте начнем с Гагаринского плато. Почему у вашей компании возник конфликт с активистами, и на какой стадии он сейчас?
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua- Сейчас ситуация близка к разрешению. Попытки искусственно, с помощью манипуляций в СМИ и фейков, раскачать ее и вынести локальный конфликт на государственный уровень провалились. Мы постоянно находимся в коммуникациях с жителями, разъясняем нашу позицию. Люди понимают, что в микрорайоне Гагаринское плато более 40 домов, построенных разными компаниями, и еще 30 строятся. Поэтому наш холдинг не может быть в ответе за все проблемы.
Более того, мы инициировали обсуждение вопросов социальной инфраструктуры: представили проект детсада на 200 мест в рамках нашего проекта. Это, кстати, будет крупнейшая в новейшей истории Одессы частная инвестиция в социальный объект — около 80 млн грн.
Сейчас мы пытаемся привлечь жителей к диалогу относительно разработки меморандума, который будет гарантией передачи садика в коммунальную собственность. И хотя первая встреча была сорвана, мы уверены, что рациональная часть общества возьмет верх, и меморандум будет подписан. Ответственно заявляю жителям: мы открыты и готовы вместе с вами решать все проблемы Гагаринского плато.
Почему первая встреча была сорвана?
- Потому что на нее пришли те же активисты, которые участвуют во всех акциях против нашей компании, словно на работу ходят. У 80% этих "общественных деятелей" нет даже своих квартир в микрорайоне, они там не живут, а только устраивают провокации и призывают людей к незаконным действиям. По вашему мнению, такие действия могут вести к диалогу?
Если кто-то сомневается в правомерности наших действий, для этого есть соответствующие органы государственной власти, правоохранительные органы. Но туда активисты не обращаются. Вернее, обращаются, но результат — нулевой, потому что у нас все законно. Мы работаем исключительно в правовом поле и на вымогательство не реагируем!
Более того, нашу документацию в процессе привлечения инвестора проверяла компания из так называемой Big4 ("Большой четвёркой" называют четыре крупнейших в мире аудиторские компании: Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG — Delo.ua). Проверка подтвердила полное соответствие документов законодательству.
Вы все же не ответили на вопрос о причинах конфликта…
- Я скажу так: конфликта с жителями у нас и нет.
А с владельцем Kadorr Group Аднаном Киваном? Некоторые СМИ пишут, что это он стоит за протестами.
- Мы с ним лично не знакомы, соприкосновений в бизнесе тоже не было. Поэтому я надеюсь, что подобные сплетни не имеют под собой оснований. Вся информация, которая мне известна, это то, что Андан Киван владеет крупнейшей строительной компанией на юге Украины, которая инвестирует средства в нашу страну, что само по себе очень хорошо.
Подчеркну: у нас нет никаких конфликтов, как пишут некоторые СМИ. А сами подобные публикации мы считаем манипуляциями с целью столкнуть нас.
Несколько недель назад в Одессе произошел пожар, в результате которого погибли полтора десятка людей. Почему ЧП привело к такому количеству жертв?
- От имени нашей компании и от себя лично, во-первых, хочу высказать соболезнования родным и близким погибших. Что касается жертв, мне кажется, что это последствие пренебрежительного отношения к инфраструктуре. Мы, как общество, очень мало инвестируем в ее сохранение и развитие. В данном случае — в системы пожарной безопасности, в ГСЧС, как структуру, у которой, оказывается, недостаточно оборудования и техники.
Усилили ли контролирующие органы внимание к строительным компаниям после трагедии?
- Здесь важен не контроль, а ответственность застройщиков и граждан. Мы в нашем холдинге приняли решение провести дополнительный аудит всех проектов и строящихся объектов, а также офисов на предмет надежности систем противопожарной безопасности. Это не значит, что мы не уверены в них. Напротив, мы в любую систему закладываем запас прочности сверх того, что предусмотрено нормативами. Но еще раз убедиться в этом не помешает.
Лично я обновил огнетушители в своем автомобиле и в машине жены. Вынужден признать, они были просрочены. Но я поставил себе напоминание в календаре и буду менять их раз в полгода.
Уверен, если каждый из нас будет думать о своей безопасности, купит огнетушитель и починит наконец искрящую розетку, необходимость в каком-либо контроле вообще отпадет.
А проект Unity Towers на Гагаринском плато вы тоже проверяете? Люди, которые протестовали против его строительства, говорили, что в нем нарушены все противопожарные нормы.
- Насчет нарушения противопожарных норм — это выдумки кого-то, кто вообще не разбирается в данной теме. Как и в любом другом объекте, в Unity Towers учтены все существующие нормы и стандарты, в том числе и в сфере пожарной безопасности и противопожарной защиты.
Более того, в проекте есть специальные решения, аналогов которым в Одессе нет. Например, предусмотрена возможность тушения пожара водой из бассейнов и емкостей для запасов на крыше. Контроль за задымлениями и возгораниями будет осуществляться системой "умный дом".
Но вопрос, на самом деле, поднимается искусственно. Ведь объект находится на начальном этапе строительства. В то же время на Гагаринском плато десятки домов построены и заселены. Во многих из них есть проблемы. Но активисты почему-то говорят о Unity... Я бы рекомендовал жителям микрорайона задуматься, зачем отвлекают их внимание. А активистам, направить свою энергию на проверку противопожарной безопасности в уже сданных домах.
Какие отношения вас связывают с народным депутатом от "Слуги народа", мажоритарщиком Алексеем Леоновым? Некоторые СМИ пишут, что он лоббирует интересы "Мегалайна".
- Я не публичный человек и не стремлюсь им стать. Но раз уж мы договорились об интервью, предлагаю вам задавать любые вопросы по этой теме: я отвечу на все. С Алексеем мы действительно дружим очень много лет, учились вместе, вместе работали.
Некоторое время назад он увидел запрос общества на перезагрузку власти и поступил по совести — взял на себя ответственность за изменения в стране и стал политиком.
Но наши интересы Алексей не лоббирует и лоббировать не может. У нардепа нет таких полномочий. За уши можно притянуть подачу запросов в органы власти. Но каждый запрос фиксируется. И если бы Алексей подготовил такой документ, об этом тут же стало бы известно.
Кроме того, нашему холдингу 25 лет. Все это время нам была чужда политика. А Леонов, при всем уважении, стал депутатом только этим летом. И сразу после этого начались попытки связать нашу компанию с ним. Происходящее — это просто грязные методы, к которым прибегали и прибегают политические оппоненты Алексея. Еще один пример недобросовестных манипуляций, когда в СМИ распространяются фейки, содержащие лозунги и домыслы, но без единого факта.
Тем не менее, вы поддерживаете его политическую деятельность.
- Как гражданин Украины я рад, что в стране демократическим путем произошла смена власти, что пришли молодые люди, которые могут и действительно хотят что-то поменять. Что-то у них получится, что-то нет. Общество даст оценку на следующих выборах.
При этом я поддерживал и поддерживаю курс нашего президента. Мне импонирует выбранный вектор на перемены, на привлечение международных инвестиций, вывод экономики из тени, развитие производства.
Я уточню, какую поддержку имею в виду: СМИ писали, что вы выделили на предвыборную кампанию Леонова 8 миллионов долларов.
- (Смеется) Да, я видел эти публикации. Там еще было что-то о том, что я каждый месяц покупаю новую Ferrari и у меня огромный особняк в Швейцарии. Что тут скажешь? Хуже всего мне приходится, когда на эти публикации наталкивается моя жена и требует отчета, где наш автопарк и почему она до сих пор не была в каком-то очередном особняке или на острове.
Если серьезно, то авторам этих статей надо писать фантастику, а не размениваться на дешевую заказуху. Как друг, я за Алексея могу проголосовать на выборах. Ни миллиардами, ни миллионами я ему не помогал и не собираюсь.
Недавно ваша компания оказалась в эпицентре еще одного скандала из-за строительства высотки буквально на пляже.
- Во-первых, не высотки, а яхт-клуба. И речь идет о проекте, который позволит укрепить прибрежные склоны, которые находятся под угрозой оползней почти по всей береговой линии.
Во-вторых, что плохого в привлечении иностранных инвестиций в проект, в результате которого в город зайдет компания международного уровня для управления этим комплексом? Что плохого в появлении трех сотен рабочих мест, в миллионах гривен, которые пойдут в бюджет города?
Может быть, благоустройство прибрежной территории, расширение пляжа, реконструкция участка Трассы здоровья протяженностью 1 км — это плохо?
Этого не было в новостях, потому что мы привыкли сначала делать, а потом говорить. Наши оппоненты этим воспользовались и в очередной раз распространили фейки. А журналисты снова "забыли" проверить информацию.
С фейками мы будем бороться обращениями в суды по каждой такой статье. Над этим работают наши юристы. И мы обязательно добьемся публичных извинений от каждой редакции, которая либо выполняла чьи-то заказы, либо просто решила не утруждаться и готовила однобокие материалы, не задумываясь о том, что вредит чужой репутации.
Отдельно хочу вспомнить заявления "экспертов" о том, что из-за современных объектов в город перестанут приезжать туристы. Так могут говорить только люди, которые даже близко не представляют себе реальный туристический поток, не знают, из каких стран люди приезжают, в каких отелях останавливаются, что их в нашем городе интересует, и чего Одессе не хватает.
А вы анализировали туристический поток?
- Да! Наша компания провела исследование, которое охватило как сегмент внутреннего туризма, так и иностранцев. Я с уверенностью могу сказать, что превалирующие ассоциации как среди украинцев, так и среди иностранцев — это солнце, море, вкусная еда, красивые люди и праздник.
И чего же Одессе не хватает для развития туризма?
- Не хватает инфраструктуры. Начнем с транспорта! Каким образом в Одессу сегодня приезжает основная масса туристов? Железнодорожный и автотранспорт, авиасообщение. Смотрим на жд-вокзал, автовокзал или автостанции: какой турист готов мириться с этими условиями?
Конечно бывают исключения. Но если мы сопоставим существующую транспортную инфраструктуру с доходами, запросами и потребностями людей, которые ею пользуются, то получим реальный образ массового туриста. И он, к сожалению, не ложится на Оперный театр.
Все равно есть прослойка обеспеченных людей, которые едут в Одессу не на Привоз.
- Без сомнений. Но, по нашим оценкам, количество таких туристов 5%-10%. Да, этот сегмент нужно развивать. Ведь он дает наибольшую прибавочную стоимость для экономики. Но здесь мы снова упираемся в инфраструктуру. Такой турист требовательный. Он бывал за границей и видел, что в большинстве прибрежных городов есть красивая набережная с кафе, ресторанами, отелями, зонами отдыха, яхт-клубом. Он приезжает в Одессу и видит что?! Трассу здоровья, где с приходом темноты как минимум некомфортно находиться? Где нельзя просто разуться и пройти по траве, так как можно наткнуться на битое стекло или что похуже?
Достаточно неожиданные заявления, если честно.
- Просто я основываюсь на фактах. Мы объективно отстаем в гонке из-за того, что зациклились на попытках сохранить прошлое, пока весь мир строит будущее. Поймите правильно, у меня трое детей. Они живут тут, в Одессе. И я хочу, чтобы они продолжали жить тут. Я люблю Одессу такой, как она есть, но я понимаю, что она может быть намного лучше.
Наш город не должен быть покрытым пылью экспонатом где-то в запасниках провинциального музея. Он должен быть живым и современным, инвестиционно-привлекательным, постоянно развиваться. И превратиться со временем в удобный хаб для идей, культуры, науки с развитым транспортным комплексом, дорогами европейского уровня, широкими пляжами и чистым морем.
Возвращаясь к строительству яхт-клуба вместо пляжа…
- Да не вместо пляжа! Просто яхт-клуба. А пляж станет минимум вдвое больше. Управление инженерной защиты выдало нам техусловия, по ним общая площадь пляжа должна составить не менее 3 тысяч квадратных метров! Мы начали консультации с ведущими профильными специалистами, чтобы правильно произвести намыв и не делать это снова и снова каждый год. При этом пляж останется полностью в свободном доступе для одесситов. Только он будет благоустроенным.
Но это детали. Суть в том, что на основе исследований мы разработали собственный план привлечения инвестиций. В него включены проекты, которые в конечном счете поднимут уровень и качество жизни каждого одессита. Конечно, мы не сделаем тут за 10 лет Барселону. Но качество туристов изменится, а международные инвесторы увидят для себя новые возможности.
Можете подробней рассказать о плане?
- Пока только в общих чертах. Это обширная программа по привлечению инвестиций в инфраструктуру, соответствующую международным стандартам. В сетевые отели, развлекательные центры на уровне Диснейленда, подземные паркинги по всему городу, как в Европе, в выставочные центры для событий международного уровня, концертные арены.
Реализовать это все можно только в комплексе. Если в городе есть большой выставочный центр, который за три дня посетят 100 тысяч человек со всего мира, должна быть и инфраструктура для их проживания, питания. Сам по себе центр просто будет невостребованным.
А вот все вместе это даст гигантский толчок социальной сфере, начиная от банальных рабочих мест и налогов и заканчивая строительством дополнительных объектов в сфере образования и здравоохранения, новых маршрутов общественного транспорта. Но это отдельная тема разговора.
100 тысяч человек за три дня — это не мало. Насколько это сопоставимо вообще с возможностями Одессы?
- Для Украины — это действительно много. Но если смотреть на мировой опыт — это даже не средний показатель. Вспомните Евро-2012. Одесса не вошла в список принимающих городов, так как людей, которые бы приехали на матчи, негде было бы разместить! Это же парадокс: город туристический, а гостиниц и отелей не хватает.
Дефицит есть и сейчас. Одессе нужно построить большое количество сетевых отелей классом, начиная с трех звезд и передать под управление международным операторам, который специализируются на гостиничном бизнесе десятки лет: Hyatt, Radisson, Marriott, Hilton и других.
Это гарантированно создаст десятки тысяч новых рабочих мест с белыми зарплатами и системными отчислениями в городской бюджет. Кроме того, это станет мультипликатором для городской экономики: отелям нужны продукты питания, моющие средства, ремонт и так далее.
Каждый отель мог бы быть со-инвестором реконструкции Трассы здоровья под эгидой горсовета в рамках единого проекта. Пляжи также можно намыть за счет инвесторов, которые потом смогут предоставлять на них платные сервисы. Но общественная территория должна быть открытой.
Каждый год мы наблюдаем, что арендаторы пляжей не выполняют подобные обязательства.
- Это происходит потому, что арендаторы не имеют прозрачных и понятных условий работы. В случае конфликта с городскими властями договор аренды будет разорван. И все стараются как можно быстрее вернуть вложения. С другой стороны, общество не понимает, что оно получает от передачи пляжа в аренду. Ситуация напряженная, поэтому ни о каких долгосрочных проектах и корпоративной социальной ответственности говорить не приходится.
Как, по вашему мнению, можно добиться, чтобы общество, бизнес и власть, что называется смотрели в одну сторону?
- Впереди должна быть цель. Все должны понимать, к чему мы идем. Вот вы знаете, какая сегодня стратегия развития города Одессы? — Я не знаю. Я не понимаю, куда мы движемся. И можете спросить любого прохожего на улице — никто вам не скажет.
Нужно принять единую концепцию развития города, выделить зоны: тут отели, тут общественная зона, тут необходимо развитие зеленой зоны, тут будет торговый центр, а тут стадион. И, главное, объяснить жителям, почему были принятые такие решения, и что это даст. Не на уровне схем Генплана, которые понимают только специалисты, а простыми словами. Конечно, это большая работа. Но без участия жителей город развиваться не будет.
Подчеркну: такая концепция должна быть комплексной и учитывать все: от транспорта до гидрантов. Строим торговый центр? — Значит должно быть понимание, как в него будут приезжать люди, где они будут оставлять машины, сколько будут добираться пожарные или скорые помощи.
Что делать с проектами, которые уже начаты, если они не попадут в такую концепцию? Заморозить, снести?
- Бороться с проектами, которые уже имеют разрешительную документацию и находятся на разных стадиях реализации, нельзя. Это пугает инвесторов и портит инвестиционный климат, если только речь не идет о незаконном строительстве.
Но если все законно, то нужно адаптировать концепцию под существующие проекты. Глупо выравнивать горы и поворачивать реки вспять — результат не оправдывает затраченных ресурсов. Нужно быть гибким. Если есть застроенный многоэтажками микрорайон без школы, нужно придумать, как учебное учреждение можно создать в таких условиях, а не пугать кого-то сносом.
Но вообще процесс застройки должен быть взят под жесткий контроль. А общество должно на самых ранних стадиях быть подключено к обсуждению развития микрорайонов.
Хотя точечная застройка, которую мы сегодня наблюдаем, скоро уйдет в небытие. Мы начнем строить большие массивы с полным комплексом инфраструктуры, создавать новые микрорайоны сразу со школами, магазинами, развлекательными и бизнес-центрами. Это мировая практика.
Когда этого можно ожидать?
- В строительной сфере мы опаздываем от развитых стран лет на 10. Но, думаю, сейчас начнем их нагонять. Уверен, что в ближайшие годы дома в Украине будут строиться не только с отделкой, но и с возможностью выбора мебели. Мы этот подход уже реализуем на 70% наших объектов. Сами строительные процессы будут оптимизированы, станут более технологичны, более быстрыми.
Также все компании перейдут на другую модель финансирования. Возможно, это произойдет при помощи государства. Средства клиентов будут поступать на escrow-счета и оттуда выделяться подрядчикам по мере реализации этапов проекта. Либо же девелоперы смогут получать кредиты в банках под средства клиентов, зафиксированные на escrow-счетах. И все участники процесса при этом будут застрахованы от несдачи проектов. Думаю, это перспектива максимум 5 лет.
В завершении расскажите о стратегии развития холдинга "Мегалайн".
- Наш холдинг — это семейная компания, у которой есть также несколько партнеров — близких друзей. Как я говорил, мы на рынке 25 лет, мой личный опыт в строительной сфере — 16 лет.
Реализованные нами проекты вы могли видеть на сайте. Правда, там нет объектов за границей. Например, мы участвовали в строительстве ЭКСПО 2017 АСТАНА. Хотелось бы, кстати, реализовать такой проект в Украине и желательно в Одессе, ведь это миллиардные инвестиции в экономику.
Что касается планов развития: мы сфокусированы на работе с международными инвесторами. У нас есть два офиса в Израиле, которые заняты налаживанием связей с местными компаниями с целью привлечения средств в Украину, в частности, в строительство апарт-отелей. Юридическую часть процесса контролирует Fischer Behar Chen Well Orion & Co.
Главное наше преимущество для иностранных партнеров — это 100%-е страхование их инвестиций с помощью системы работы через escrow-счета по международным стандартам. Сегодня это уникальные для Украины условия в строительной сфере.
Страны и экономики мира с каждым днем становятся все ближе, коммуникации и кооперация — все быстрее. Поэтому именно в привлечении инвестиций мы видим ресурс для развития. Но это не только наше будущее. Инвестиции — это залог роста экономики, возможность создания новых рабочих мест и улучшения качества жизни для каждого одессита. Наш завтрашний день неразрывно связан с развитием Одессы, в которой кипит жизнь и возводятся современные инновационные объекты международного уровня.
Беседовал Дмитрий Филипенко