НБУ курс:

USD

41,38

+0,08

EUR

43,94

--0,05

Наличный курс:

USD

41,70

41,63

EUR

44,70

44,54

Дотации в украинский углепром: польза и вред

За последние пять лет государство выделило угольной отрасли более 60 млрд грн. В 2014-м планируется "помочь" углепрому еще на 13 млрд грн минимум. Могут ли украинские шахты обойтись без господдержки?
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

На покрытие убытков украинского государственного углепрома выделяются огромные деньги. Только за последние три года из казны на это ушло 37,8 млрд грн, или свыше $4,7 млрд по курсу НБУ. В следующем году, Кабинет министров предлагает выдать госшахтам еще 13,3 млрд грн.(около $1,7 млрд). Кому на пользу столь грандиозная финансовая поддержка сектора?

Дотационный фактор

К завершению нынешнего года на балансе государства находилось 107 предприятий углепрома. За десять месяцев 2013-го, по данным Министерства энергетики и угольной промышленности (Минэнергоугля), их убытки от реализации продукции составили 12,36 млрд грн. Это превышает показатель за аналогичный период прошлого года (АППГ) на 32% и на частичное покрытие убытков госуглепрома из бюджета в указанный период было направлено 11,13 млрд грн. Госдотации для отрасли, в экономическом отношении, направлены на одно — компенсировать разницу между отпускной ценой на уголь и фактической себестоимостью его добычи.

Среднегодовая цена на тонну добытого госпредприятиями угля в 2013-м составит порядка 500 грн. В 2010-2011 годах она равнялась 625 грн/тонна, а в 2012-м госшахты продавали свой уголь по 564 грн за тонну. А вот другие цифры. За январь-октябрь 2013 года усредненная себестоимость добычи одной товарной тонны в государственной части сектора достигла 1357 грн, более чем на 11% превысив показатель за те же месяцы 2012 года. Для сравнения: на частных угольных предприятиях — к примеру, шахтах ДТЭК Рината Ахметова — в нынешнем году себестоимость добытого угля в среднем не дотянула и до 460 грн/тонна.

Регулярные компенсации из казны позволяют государственным шахтам нивелировать разницу между затратами на добычу и ценой продажи угля. Но конкурировать на равных с бизнесом они все равно не в состоянии, указывают эксперты Delo.UA.

"Частные структуры, такие как ДТЭК, могут позволить себе сжигать уголь (для производства электроэнергии — Ред.) в рамках вертикально-интегрированной структуры. Государственные активы вынуждены довольствоваться тендерными закупками, в которых не всегда имеют шансы на выигрыш из-за низкого качества сырья", — подчеркивает Ефим Звягильский, народный депутат и почетный президент Шахты им. Засядько, которая контролируется организацией арендаторов.

"Все более-менее приличные шахты уже выкуплены частными инвесторами. На балансе государства остались либо устаревшие предприятия, либо активы с небольшими запасами угля невысокого качества (в виде повышенного уровня содержания золы и серы — Ред.)", — в свою очередь, отмечает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Директорский бонус

Эксперт уверен, что системные дотации в отрасль особой экономической роли не играют — украинские госшахты продолжают сокращать добычу. Статистика Минэнергоугля за 11 месяцев-2013 подтверждает его слова: государственные предприятия сократили добычу на 3,6%, в сравнении с АППГ, выдав на-гора 21,88 млн тонн сырья. Это составляет чуть свыше 28% от общей добычи угольной продукции в Украине в данный период.

Прямой корреляции между объемами производства и сумой госдотаций, при этом, совсем не наблюдается, продолжает Марунич. Себестоимость добычи ежегодно увеличивается, а цены на уголь на мировом рынке падают. Так, по данным Bloomberg New Energy, в нынешнем месяце стоимость тонны качественного энергоугля составляет около $80, тогда как в феврале — около $100.

Председатель Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец говорит, что директорам госшахт выгодно декларировать убытки для получения денежной поддержки. "Бюджет финансирует преимущественно защищенные статьи, а многие капитальные затраты переносятся на будущее", — рассказывает он. Вследствие этого, образуется ситуация, когда на шахте зачастую не могут отремонтировать необходимое оборудование или укрепить выработку, что, соответственно, сказывается на рентабельности предприятия.

"Как ни печально, без государственных [финансовых] вливаний шахты не продержатся", — сетует Волынец.

Государственный подход

Власти, однако, также недовольны ситуацией. Еще осенью 2012 года Юрий Бойко, на том момент министр энергетики и угольной промышленности, а ныне — вице-премьер, указывал на порочность практики дотирования углепрома. "Деньги на развитие шахт из госбюджета поступают, а вот результатов эффективной работы нет", — признавал он.

В чем выход? По мнению негосударственных экспертов, приемлемым решением может быть закрытие убыточных шахт. Высшее руководство государства, что интересно, этого тоже не отрицает.

Программа экономических реформ на 2010-2014 годы президента Януковича, уготовила для госуглепрома большие изменения. Более-менее привлекательные активы уйдут в частные руки, а нерентабельные и устаревшие, действительно, должны быть закрыты. На сайте Минэнергоугля представлен список из 66 объектов сектора, определенных для приватизации в 2012-2014 годах. Ни одно из них так и не было продано. Последнюю попытку подготовить к приватизации 45 отраслевых активов в Фонде госимущества предприняли в сентябре текущего года. Пока безуспешно.

Закрытие нерентабельных госшахт оговаривается отдельной статьей государственных расходов. Последние несколько лет в финплане страны для этого даже предусмотрена специальная статья — "на реструктуризацию и ликвидацию". В проекте Госбюджета-2014 в ней прописано выделение 943,1 млн грн (чуть более $118 млн) для 86 убыточных предприятий и ряда других объектов отрасли. Но есть один важный нюанс. Закрытие одной шахты, по оценкам аналитиков, требует около 100-200 млн грн; означенных средств явно недостаточно для этих целей.

"Целесообразнее часть денег, выделяемых на компенсацию разницы между себестоимостью добычи и ценой реализации угля, перенести именно на "закрывающую" статью", — размышляет Дмитрий Марунич. Но деньги на поддержку убыточных госшахт выделяться будут все равно, убежден он. В преддверии президентских выборов власть вряд ли пойдет на увольнение тысяч шахтеров. (На госпредприятиях отрасли, по данным Минэнергоугля, занято более 145 тыс. человек). "Ожидать глобальных изменений в секторе следует не ранее 2015 года", — прогнозирует собеседник Delo.UA.

Профицит угля и… персонала?

А вот в профсоюзной среде предрекают старт масштабным увольнениям уже с начала 2014-го.

Михаил Волынец обосновывает свой пессимистический сценарий тем, что снижение добычи угля и рост его профицита в стране могут негативным образом сказаться на отрасли уже в первом квартале следующего года. "Если уровень профицита превысит 7 млн тонн без учета остатков на складах теплоэлектростанций и теплоэлектроцентралей, это может повлечь закрытие 30% государственных предприятий", — утверждает он.

Осенью 2013-го угольный профицит в Украине, по информации профильного министерства, превышал 5 млн тонн. Учитывая спад в отечественном производстве и потреблении электроэнергии (по данным Госстата, за 11 месяцев-2013 составил -2,2% и -2,4% к АППГ соответственно), эта цифра в наступающем году, в самом деле, может возрасти.

В президентской программе задекларирована и переквалификация шахтеров, что сейчас чиновниками, в принципе, замалчивается. Может и намеренно. Как бы это направление ближе к 2015-му не стало одним из основных в заигрываниях власти с электоратом.