Кто польстится на 45 госшахт

Несмотря на старания приватизационного ведомства Украины избавиться от убыточных шахт, частные компании не демонстрируют желания приобретать эти активы

Приказ Фонда госимущества (ФГИ) Украины №2212, которым 6 сентября на подготовку к приватизации в текущем году назначены 45 шахт, был воспринят более чем буднично. Угольная отрасль страны практически никак не отреагировала на столь внушительный, на первый взгляд, пакет собственности, утвержденный к приватизации. Найдутся ли покупатели на этот товар?

Исключения из убытков

В составе "сентябрьского пула" угольных предприятий, выделенных ФГИ на разгосударствление, значатся четыре объекта, входящих в ПАО "Лисичанскуголь", а также следующие объединения: "Макеевуголь", "Орджоникидзеуголь", "Луганскуголь", "Первомайскуголь", "Донбассантрацит", "Львовуголь", "Волыньуголь".

Практически все шахты из этого списка — убыточны. В Министерстве энергетики и угольной промышленности (Минэнергоугля) Украины данные о совокупном финрезультате объектов, выставляемых на приватизацию по приказу №2212, нашему порталу предоставить затруднились. Но указали, что по итогам января-августа 2013 года финансовые потери от функционирования всех 85 угольных шахт и управлений, пребывающих на госбалансе, составили 9,7 млрд грн. (свыше $1,21 млрд — Ред.). Это на 33,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ). Для покрытия расходов из госбюджета за 8 месяцев-2013 было направлено 8,95 млрд грн. С учетом этих цифр вполне понятно стремление государства избавиться от "финансово-угольной дыры".

С точки зрения руководителя аналитического департамента ИК Concorde Capital Александра Паращия, большинство шахт, из представленных в "пуле 45-ти", не вызовут интереса у частных инвесторов. Причина на поверхности — высокая себестоимость добычи угля, превышающая цену продукции на рынке в несколько раз. По данным Минэнергоугля, в январе-августе 2013 года средняя цена товарной угольной продукции, произведенной госпредприятиями, составила 502,4 грн/тонна. При этом на некоторых объектах себестоимость добычи достигает уровня 2000 грн/тонна, отмечает Паращий. Для сравнения: последний показатель для активов, входящих в угольный дивизион энергетического холдинга ДТЭК Рината Ахметова составляет около 450 грн/тонна.

Если говорить о технологической составляющей, то большинство из выставленных на приватизацию объектов добывают энергетический уголь, реже — коксующийся, с довольно высокой зольностью и средним содержанием серы 2-3%. Это фактически на нет сводит их привлекательность для горно-металлургических компаний; технологически для выпекания кокса рекомендованное содержание серы в исходном материале не должно превышать 1%. Однако в списке ФГИ все же найдется несколько и привлекательных объектов.

"Возможно, покупателей заинтересует шахта им. Киселева из ГП "Донбассантрацит". На ней демонстрируют низкую (на общем для государственного углепрома фоне — Ред.) себестоимость добычи — 830,4 грн/тонна", — говорит представитель Concorde Capital. Среди других вполне продаваемых объектов он называет еще несколько предприятий, входящих в "Макеевуголь" (шахты "Бутовская" и "Чайкино"). По этим активам фиксируется относительно низкое содержание в угольной продукции нежелательных для нее золы и серы (29-32% и 1,6-2,3%, соответственно). Кроме того, они отличаются неплохими прогнозными запасам угля. По Бутовской таковые оцениваются в диапазоне 5-20 млн тонн марки "Г", Чайкино — 5-20 млн "ПС" и "Г", а также более 20 млн марок "К" и "Ж".

При всем том, по мнению эксперта, даже в этих случаях на миллиардную выручку государству рассчитывать не приходится "Скорее, речь может идти о нескольких миллионах гривен поступлений от их продажи", — полагает Паращий. В целом же, стоимость пакетного предложения из 45 шахт он оценить затруднился — слишком велик разброс по качеству активов.

Потенциальные (не)купцы

"Если государство решит продавать шахты "пакетным" способом — в составе шахтоуправлений, со всеми объектами соцкультбыта — желающие вряд ли найдутся. Частные инвесторы не будут взваливать на себя дополнительные расходы", — подчеркивает со своей стороны старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква. И указывает на такие подводные камни пакетного способа разгосударствления: "Часто в составе шахтоуправлений состоят и неработающие предприятия. Они требуют дополнительных расходов около $10 млн ежегодно — для откачки воды, удаления скоплений шахтного метана и др".

Саква убежден — государство сможет продать шахты, обозначенные в приказе №2212, только в случае их раздельной приватизации. По его мнению, из известных игроков украинской угольной отрасли на покупку активов могут претендовать ДТЭК Рината Ахметова, группа МАКО Александра Януковича, а также новый владелец генкомпании "Донбассэнерго" — "Энергоинвест Холдинг" Игоря Гуменюка. Аналитик, впрочем, не исключает, что к некоторым шахтам могут проявить интерес и не слишком публичные персоналии нашего углепрома: директора самих приватизируемых активов. А вот небольших операторов сектора — Coal Energy S.A., Sadovaya Group и East Coal Inc. — наш эксперт уверенно исключает из списка потенциальных покупателей.

"Мелкие угольные компании сталкиваются с проблемами в сфере сбыта продукции, им дополнительные активы не понадобятся", — говорит Саква. И приводит такие аргументы. Согласно корпоративний отчетности, в июле нынешнего года Coal Energy S.A. сократила производство угля на 63,5% по сравнению с июлем 2012 года до 66,6 тыс. тонн, а Sadovaya Group в том же месяце снизила продажи на 77% в сравнении с июнем-2013, сумев реализовать всего 1,141 тыс. тонн угля. East Coal и вовсе "избавилась" от одного из эксплуатируемых ранее активов — шахты им. Менжинского, передав ее в ведение Минэнергоугля.

В случае с лидерами топливно-энергетической сферы страны продажные шансы ФГИ также невысоки. В холдинге Рината Ахметова в последнее время воздерживаются от новых покупок, предпочитая вкладывать средства в уже имеющиеся активы как в России, так и в Украине. Так, только в три свои российские шахты в Ростовской области в ДТЭК намерены инвестировать в текущем году порядка $80 млн. Группа Александра Януковича, в принципе, может претендовать на шахты, добывающие антрацит и входящие в состав ГП "Орджоникидзеуголь". На запрос Delo.UA — о возможности участия компании в приобретении шахт из означенного приватизационного списка — в МАКО к моменту данной публикации не ответили.

А вот в компании Игоря Гуменюка ситуацию прояснили. В пресс-службе "Энергоинвест Холдинга" нам сообщили, что в данный момент не намерены участвовать в приватизации угольных шахт. "В то же время, мы сейчас проводим глубокий анализ хозяйственной деятельности "Донбассэнерго". По результатам сделаем вывод, необходимо ли увеличивать портфель активов в угольной отрасли", — ответили в этой компании. Купит ли все же Гуменюк какие-либо шахты из "пула 45-ти" в добавок к подконтрольному ООО "Краснолиманское", эксперты Delo.UA предполагать пока не берутся.