НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Единый цифровой рынок ЕС: еще не запущен, но уже интересен Украине

Единый цифровой рынок ЕС: еще не запущен, но уже интересен Украине
Евросоюз вплотную приблизился к созданию единого цифрового рынка, а Украина уже заявила о желании присоединиться к нему
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

На Киевском форуме безопасности 12 апреля Петр Порошенко в очередной раз заявил о так называемой "секторальной интеграции" в Евросоюз. Таким образом власти намерены постепенно сблизить Украину с Евросоюзом в разных сферах в период подготовки к полноценному членству. Среди прочих вариантов (Шенгенская зона, энергетический союз и другое) Порошенко упомянул и присоединение к единому цифровому рынку (ЕЦР) ЕС.

Несмотря на довольно абстрактное название, единый цифровой рынок это довольно амбициозный и точно прописанный проект. Однако этот проект пока находится на этапе планирования, а у стран-участников хватает разногласий по нему. Тем не менее за день до выступления Порошенко в Киеве о цифровом рынке говорили в Европе — ведь 22 страны наконец подписали совместную декларацию о создании Европейского партнерства по блокчейну. Сам по себе проект предполагает обмен информацией и технологиями между государствами и компаниями в ЕС по этому направлению. При этом, по словам самой же Еврокомиссии, этот проект может стать началом для формирования единого европейского цифрового рынка, что совпадает с ранее запланированными шагами ЕС в этом направлении.

Delo.UA разбиралось в европейском проекте и потенциальных выгодах для Украины.

Что такое единый цифровой рынок ЕС

Идея единого цифрового рынка в Евросоюзе не нова — ее обсуждение длится уже более десяти лет. Однако в 2015 году эта идея трансформировалась в долгосрочную цель, став одним из 10 приоритетов деятельности для Еврокомиссии. Тогда же в комиссии создали должность ответственного по вопросам единого цифрового рынка. По подсчетам сама инициатива должна была потенциально приносить десятки миллиардов оборота и тысячи рабочих мест ежегодно. Сам же рынок оценивали в 415 миллиардов евро.

В конце 2017 года планы обрели больше конкретики, а сроки воплощения выглядели все более реально. Тогда после саммита ЕС в Эстонии премьер-министр принимающей стороны Юри Ратас предположил, что договор о едином цифровом рынке будет подписан уже в 2018 году.

Сама концепция стоит на трех основных "столпах":

- доступность к цифровым продуктам и услугам;

- создание среды для развития сетевых и цифровых технологий;

- использование цифрового рынка как потенциала для ускорения роста экономики.

Речь идет не только о технической стандартизации в разных странах для облегчения международной электронной торговли (хотя это и является основным заданием ЕЦР). Речь идет о снятии всяких барьеров в вопросах торговли диджитал продуктами, вопросах цифровой безопасности и приватности, улучшению инфраструктуры, правовом урегулировании сложных сетевых вопросов, создании инфраструктуры для обучения ИТ-специалистов и многом другом.

Даже если взглянуть на один единственный вопрос инфраструктуры, то и тут появляется сотня промежуточных вопросов — от совместных инвестиций в полное покрытие Европы стандартом 5G до технопарков для совместных разработок специалистов из разных стран ЕС.

С точки зрения реализации ЕЦР — это не единоразовый широкий рамочный документ, дополняемый потом отдельными нормами (как это бывает в вопросах зон свободной торговли и экономических союзов). В случае с ЕЦР процессы ближе к новой организации коллективной безопасности в Евросоюзе, когда масштабный проект строится на десятке параллельных инициатив на национальном и общеевропейском уровне. Например, в подписанной 11 апреля декларации речь шла о системе блокчейн, цифровой разведке, медицинских системах и инновациях с точки зрения обмена информацией в исследовательских целях. В мае 2018 года в Евросоюзе начнут действовать единые правила кибербезопасности, а инфраструктурные проекты и вовсе делятся на целых 26 пунктов с разными источниками финансирования (от общеевропейского до локального).

Однако самой привлекательной частью как для внутриевропейских предпринимателей и государств, так и для внешних партнеров, остается вопрос электронной коммерции.

Во-первых, ЕС планирует убрать "национальные сегменты" так, чтобы платформы не смогли блокировать доступ к продуктам и услугам, рекламодателям и выплатам по географическому принципу. Вместе с этим государства будут решать вопросы ограничения к определенным сервисам не на национальном, а на европейском уровне.

Во-вторых, ЕЦР упростит вопросы интернациональной доставки товаров, создав единый прозрачный стандарт для покупок через интернет в пределах рынка.

И наконец, ЕЦР обеспечит надежные права потребителя, независимо от того, в какой стране единого рынка они покупали себе товары.

Слабый рынок и огромный потенциал

Вопрос необходимости создания ЕЦР в Европе возник не на пустом месте. Регион существенно отстает по показателям цифровой экономики, несмотря на серьезные предпосылки лидерства в этом сегменте. Согласно евростату, 18% всего оборота в странах ЕС приходится на электронную коммерцию. Однако Еврокомиссия в своем отчете конкретизирует, что 11% — это электронные системы договоров между компаниями (фактически оцифрованные обычные контракты), а 4% — B2B сделки. На реальную электронную коммерцию — покупки конечных потребителей в онлайне — приходится всего 3% оборота региона. Для сравнения — аналогичный показатель в США составляет 10%, и динамика его роста предполагает практически удвоение в ближайшие 4 года.

При этом в среднем по Евросоюзу покупки онлайн совершают 68% населения, что ставит их практически в один уровень с лидирующими США и вторым по счету Китаем. Кроме того, очень высоким является и показатель проникновения мобильного интернета (около 79% в среднем по ЕС), а также других важных характеристик, среди которых — доступ к онлайн банкингу, системы перевода и представленность в социальных сетях.

Бутылочное горлышко электронной коммерции ЕС заключается именно в бизнесе — лишь 20% предприятий готовы продавать онлайн, тогда как в сегменте B2C этот показатель составляет и вовсе 13%.

Пока в США электронные площадки отвоевывают у офлайн-рынка такие сегменты, как товары повседневного пользования и пищевые продукты, в некоторых странах ЕС даже книжный рынок остается в руках офлайна.

В Еврокомиссии уверены, что причиной такой задержки является зарегулированность рынка из-за разных стандартов в разных странах, что усложняет гибкость предложений для многих предпринимателей. Выход на новые рынки часто подразумевает необходимость создания новых офисов в стране продажи, что ослабляет преимущества торговли. А проблемы с разной регуляцией электронных платежных систем и вовсе усложняют жизнь как предпринимателю, так и потребителю.

Потому создание ЕЦР может вызвать если не скачкообразный, то уж точно ускоренный рост цифровой экономики в Евросоюзе. Устранение сдерживающих факторов не только откроет новые возможности, но и освободит от сомнений уже существующих игроков рынка. Во всяком случае, именно таким видят эффект ЕЦР лидеры европейских государств.

Перспективы единого рынка для Украины

Амбициозное желание украинского президента сделать Украину частью европейского ЕЦР стоит воспринимать со сдержанным оптимизмом (так же, как и участие в Шенгене или энергетическом союзе). Тем не менее есть целых три причины уже сейчас серьезно задуматься над переговорами о подобной интеграции.

Во-первых, такая возможность предусмотрена Еврокомиссией — участниками более широкого рынка могут стать страны западных Балкан, Турция и страны Восточного партнерства (среди которых и Украина). И, конечно же, это может стать одним из шагов более широкого процесса европейской интеграции.

Во-вторых, присоединение к такому союзу предполагает переход на единые европейские стандарты в вопросах функционирования такого рынка. Это дает возможность пакетно решить вопросы пробелов в законодательстве по урегулированию как вопросов предпринимателей (включительно с авторским правом), так и права потребителей.

В-третьих, в структуре экспорта услуг Украины цифровые и телекоммуникационные услуги занимают уверенное второе место (после транспортных), увеличивая свою долю уже несколько лет подряд. Возможность выхода на более широкие рынки сможет обеспечить не только рост этого самого экспорта, но и темпы кооперации с европейскими партнерами. Украинские торговые площадки и инновации в системе мобильного банкинга смогут также поучаствовать в росте "пирога" электронной коммерции в ЕС.

Несмотря на чрезвычайную оптимистичность в планах присоединиться к еще не созданному единому цифровому рынку ЕС, такой план может оказаться весьма своевременным. Ведь речь идет о потенциально крупнейшем (на уровне с США и Китаем) цифровым рынком мира.