"Газпром" и "Нафтогаз" обсудили старые контракты, но не договорились о новых

"Газпром" и "Нафтогаз" обсудили старые контракты, но не договорились о новых
"Газпром" хочет изменить или отменить контракты, а "Нафтогаз" требует выплаты компенсации, согласно решению Стокгольмского арбитража

ПАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины" обсудили решение Стокгольмского арбитража. Информацию подтвердил топ-менеджмент обеих компаний, хотя и с разной интерпретацией. 

В частности, заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев сообщил, что начался переговорный процесс в рамках процедуры по расторжению контрактов на поставку и транзит газа.  

"Кроме того, "Газпром" еще раз уведомил "Нафтогаз", что будет оспаривать решение Стокгольмского арбитража по транзитному контракту — апелляция по этому делу будет подана до конца марта", — сообщил Медведев. 

В свою очередь, в украинской компании подтвердили, что на прошлой неделе встретились с российскими партнерами, но консенсуса не достигли. 

"Газпром" дал понять, что отказывается возобновлять поставки газа в Украину, вопреки решению арбитров по спору о продаже газа, и отказался подтвердить, что выплатит $2,6 млрд, которые согласно окончательному решению арбитров, должен "Нафтогазу".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Транзитом через Стокгольм: "Нафтогаз" обыграл "Газпром" в арбитраже

В "Нафтогазе" подтвердили, что "Газпром" предлагал расторгнуть контракты. Позиция "Газпрома" на встрече заключалась в том, чтобы изменить или расторгнуть контракты вопреки решениям арбитров. По мнению представителей "Нафтогаза", такая позиция противоречит и игнорирует решения Стокгольмского арбитража. "Нафтогаз" считает эту позицию "неприемлемой" и отклонил предложения "Газпрома" по этому поводу.

"Отказ "Газпрома" соблюдать действующие арбитражные решения коммерческого арбитражного трибунала ставит под серьезное сомнение надежность "Газпрома" как партнера европейской газовой отрасли. Неуплата платежей, причитающихся ("Нафтогазу" — ред.) согласно решению арбитров, ставит под угрозу соблюдение контрактов", — сообщил Юрий Витренко, главный коммерческий директор группы "Нафтогаз".

Стороны договорились провести еще одни переговоры в апреле. В "Нафтогазе" ожидают, что "Газпром" выскажет свои требования к пересмотру тарифов "Нафтогаза" на транзит газа и использование украинской газотранспортной системы (ГТС) для транзита газа из России в Европы после завершения действующего контракта в 2019 году.

СПРАВКА

"Газпром" и "Нафтогаз" выполняют контракты от 2009 года — на поставку российского газа в Украину и на транзит газа в Европу. В 2014 году стороны обратились в Стокгольмский арбитражный суд (коммерческий арбитраж, решения которого признаются обеими компаниями), из-за нарушений контрактов.

"Газпром" обвинял "Нафтогаз" в долгах за поставленный газ и невыполнение обязательства "бери-или-плати" (ежегодная выборка свыше 50 млрд куб. м газа, без учета потребностей Украины в таких объемах). "Нафтогаз" требовал от "Газпрома" снизить цену на газ для Украины, отменить обязательства по "бери-или-плати", отменить запрет на перепродажу российского газа, повысить ставку транзита и компенсировать потери от сокращения объемов транзита. 

По итогам двух споров, арбитры решили, что "Нафтогаз" должен оплатить газ, полученный в IV квартале 2013 — II квартале 2014 года. А "Газпром" должен компенсировать потери от сокращения объемов транзита. В итоге, "Газпром" должен "Нафтогазу" $2,56 млрд и ежедневно долг растет благодаря штрафам. 

Также арбитры уменьшили до 4-5 млрд куб. м обязательства "Нафтогаза" покупать газ у "Газпрома", отменили запрет на перепродажу российского газа, пересмотрели подход к ценообразованию газа для Украины и запретили "Газпрому" выставлять счета за поставки газа в отдельные районы Донецкой и Луганской области (ОРДЛО).

Руководство "Газпрома" посчитало, что решение арбитров вносит "дисбаланс" в контракты. "Газпром" пытается  обжаловать решение арбитров и разорвать контракты с "Нафтогазом". 

В "Нафтогазе" сообщили, что процедура расторжения контрактов — очень длительная, и предложили "Газпрому" договориться о новых ставках на транзит российского газа.