НБУ курс:

USD

41,28

+0,04

EUR

43,65

+0,19

Наличный курс:

USD

41,66

41,60

EUR

44,20

44,00

Где Сергей Курченко увидел прибыль для Одесского НПЗ

Одесское приобретение харьковского бизнесмена обошлось ему минимум в $125 млн. И это куда меньше тех инвестиций, которые потребуются для успешного перезапуска ОНПЗ. Чтобы окупить проект, понадобится не менее 5 лет, если считать без "чистого админресурcа"
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

5 июля в топливно-энергетической компании Сергея Курченко ВЕТЭК сообщили о закрытии сделки по приобретению у российского "Лукойла" 99,57% акций ПАО "Одесский нефтеперерабатывающий завод" (ОНПЗ). На улаживание юридических формальностей по этому M&A ушло около четырех месяцев — первоначально о сделке было объявлено в марте текущего года. За это время молодой харьковский олигарх вполне успел осознать, что такое простаивающий нефтеперерабатывающий завод. Что же он намерен предпринять для превращения своей покупки в прибыльный бизнес и как его планы оценивают эксперты?

История с вопросом

Предысторию этой сделки, думается, следует начинать с осени 2010 года, когда Одесский НПЗ, работавший до того свыше десяти лет в составе "Лукойла", был остановлен. Причины остановки тогда оглашались такие: не лучшая ситуация на украинском рынке нефтепродуктов, а также изменение схемы поставок сырья. В том неудачном для себя году ОНПЗ снизил объемы переработки на 29,4% в сравнении с 2009-м — до 1,4 млн тонн. С учетом того, что проектная мощность завода позволяет перерабатывать 2,8 млн тонн сырья, в год остановки предприятие обвалило производство вполовину своей технической возможности.

Украинскую власть подобное положение вещей не устроило, и в июле 2011 года тогдашний первый вице-премьер Андрей Клюев поручил главе Минэнергоугля Юрию Бойко возобновить работу Одесского НПЗ. Министерское "решение проблемы", как видим, привело к тому, что весной 2013 года остановленный завод "взял на себя" Сергей Курченко.

Из ответов самого Курченко в интервью журналу "Форбс" можно сделать вывод, что приобретение ОНПЗ обошлось харьковскому предпринимателю примерно в $125 млн. Рыночные игроки, впрочем, уверены — цифра сильно занижена. "Российский "Лукойл" только в модернизацию этого завода вложил $160 млн. И продавать предприятие, которое на данный момент обладает относительно новым оборудованием, в этой компании за меньшие деньги вряд ли бы согласились", — сказал Delo.UA источник на рынке.

С учетом этого довода наш собеседник оценил актив в $250 млн. Хотя на итоговой цене Одесского НПЗ, по которой он был продан ВЕТЭК, могло сказаться и финансовое положение предприятия. Согласно отчетности самого ОНПЗ, его чистый убыток по итогам 2012 года составил около 456 млн грн, а долг предприятия — 2,9 млрд грн.

Сформирован долг был по двум кредитным линиям, открытым для одесского завода кипрской SLB Invest Ltd еще в 2010 году на общую сумму 4,254 млрд грн (порядка $532 млн по официальному обменному курсу НБУ). Минувшей весной на одном из собраний акционеров ПАО "ОНПЗ" объявили о планах привлечь годичный кредит на $100 млн от еще одной кипрской фирмы — Phonrun Operation Ltd. Эксперты задаются вопросом о том, кто на самом деле стоит за указанными оффшорными кредиторами ОНПЗ, но связывать их с харьковским предпринимателем пока не спешат…

Одесские планы Курченко

Помимо оглашения своих кредитных возможностей, акционеры Одесского НПЗ в конце апреля текущего года решили заключить со все тем же "Лукойлом" договор на поставку нефти с мая 2013-го по апрель 2014-го на сумму $1,98 млрд. А еще до этого контракта Александр Каплан, уже бывший исполнительный директор ВЕТЭК, так обрисовывал планы компании в отношении ОНПЗ: завод будет перерабатывать нефть российского сорта Urals. "Мы рассчитываем на поставки с моря, хотя эта схема сложнее, чем поставка по магистральным нефтепроводам", — заявлял он в конце марта, еще занимая указанную должность. По тем его словам выходило и то, что после налаживания регулярных поставок нефти компания планирует выйти на годовой объем ее переработки в 2,5 млн тонн на мощностях ОНПЗ (что немногим меньше проектной мощности завода).

На данный момент, как отметили в пресс-службе ВЕТЭК в комментарии для Delo.UA, компания видит более привлекательной поставку Urals морским путем с перевалкой в Одессе на мощностях ПАО "Эксимнефтепродукт" (контроль над последней связывают с группой "Приват" Игоря Коломойского — Ред.). В масс медиа ранее сообщалось, что госоператор "Укртранснафта" (также входит в сферу интересов Коломойского) предлагал организовать для ОНПЗ поставки Urals по нефтепроводам, однако у Курченко выбрали другую дорогу.

Нынешний исполнительный директор ВЕТЭК Евгений Калинин говорит, что Одесский НПЗ станет частью выстраиваемого компанией замкнутого цикла: от поставки нефти и производства нефтепродуктов до их продажи конечному потребителю. "Мы готовы к работе с большими нефтетрейдерами, и уже сейчас у нас на стадии завершения очень продуктивные переговоры с партнерами", — сказал он журналисту Delo.UA.

Калинин также подчеркнул, что ОНПЗ находится "в прекрасном техническом состоянии". (При всем том, по данным самой же ВЕТЭК, процесс пусконаладочных работ на заводе с учетом его более чем двухлетнего простоя может занять от двух до шести месяцев). Реализовывать продукцию Одесского НПЗ, по его словам, планируется в основном на внутренний рынок. На экспорт намерены поставлять другой продукт предприятия — вакуумный газойль, который в Украине пока еще не востребован, в отличие от Германии, где ВЕТЭК приобрела сеть заправок.

Экспертные сомнения

Старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква приводит такой расчет: "Одесский НПЗ теоретически может перерабатывать около 200 тыс. тонн нефти в месяц и производить из нее 70 тыс. тонн дизельного топлива и 30 тыс. тонн бензина. В годовом исчислении это дает 840 тыс. тонн дизельного топлива и 360 тыс. тонн бензина, что соответствуют 14% и 9% от общего объема их потребления в Украине". Денежный эквивалент этих объемов, по оценкам Саквы, может составлять примерно $2 млрд.

Другие рыночные эксперты в своих прогнозах относительно возможных доходов ОНПЗ настроены не столь оптимистично. Президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук признает "отличное техническое оснащение" Одесского НПЗ, но акцентирует внимание на том, что предприятие осуществляет "весьма неглубокую переработку нефти". Данное обстоятельство, по его мнению, понизит объемы производства бензина и может сказаться на его качестве в сравнении с зарубежными продуктами (производства Мозырского НПЗ в Беларуси или польско-литовского концерна Orlen — Ред.) "Чтобы занять нишу на украинском рынке и составить конкуренцию иностранным аналогам, одесские нефтепродукты придется продавать по цене на $100-160 за тонну дешевле", — утверждает он.

Участники рынка оценивают инвестиции, необходимые для вывода ОНПЗ на более высокий технологический уровень (выпуск нефтепродуктов по стандартам Евро-4 и Евро-5), не менее чем в $500 млн со сроком окупаемости в 5 лет. На пути этого, правда, стоит один социально-экологический нюанс.

"Одесский НПЗ находится в так называемой "курортной зоне", что может вызвать проблемы с приобретением земли и получением разрешений на постройку новых промышленных мощностей", — рассказал Delo.UA источник, близкий к компании "Лукойл" — бывшему владельцу завода. Хотя с трудом верится, что у Сергея Курченко в этой стране могут быть какие-либо проблемы административного характера…"

Более существенной проблемой для ВЕТЭК может обернуться утвержденный на сегодня маршрут поставок сырья для ОНПЗ. Избрав именно морской путь доставки Urals на завод, рассказывает еще один наш источник, компания будет переплачивать $20-25 на каждой тонне нефти в сравнении с доставкой по трубопроводам (одному из самых дешевых видов транспорта в мире.) При выходе завода на уровень переработки около 2,4 млн тонн нефти в год, транспортные переплаты компании могут составлять около $55 млн за тот же период.

Но здесь следует учитывать старый конфликт еще предыдущего владельца Одесского НПЗ с монополистом трубопроводной транспортировки нефти в стране — государственной "Укртранснафтой". (В июнЕ 2009 года руководителем ОАО "Укртранснафта" стал Александр Лазорко, до того возглавлявший НПК "Галичина", входящее в группу "Приват"). На одесском предприятии в 2009 году жаловалось в Нацкомиссию по регулированию энергетики на завышенные тарифы, выставленные этой госкомпанией. Эксперты отмечают, что именно данный фактор немало повлиял на остановку Одесского завода в 2010 году. И в компании Курченко, думается, эту ситуацию также учитывали, выбирая свой путь транспортировки сырья на ОНПЗ.

Льготы минус импорт?

"Завод будет выпускать около 100 тыс. т светлых нефтепродуктов — бензина и дизельного топлива в месяц. Соответственно, на столько же снизится импорт топлива, который в свое время вырос из-за снижения внутреннего производства". Такими словами директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн обрисовывает возможный переформат украинского рынка после возобновления полномасштабной работы ОНПЗ. По мнению эксперта, прежде всего "подвинутся" поставщики из Беларуси и России, которые сегодня доминируют на отечественном рынке дизтоплива. Куюн ожидает и "корректировки бензинового импорта", но не в столь существенных величинах. Ведь объемы выпуска бензина в Одессе будут незначительными из-за все той же низкой глубины переработки.

Эксперты соглашаются, что владельцы украинских розничных сетей (АЗС) вполне могут отказаться от части нынешних поставщиков в пользу ОНПЗ, "если будет предложена конкурентная цена". Как ее сделать таковой?

Сергей Курченко — не тот предприниматель, чтобы сводить все экономические перспективы его одесского завода в одну лишь рыночную плоскость. Директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин не сомневается, что харьковский бизнесмен сможет аккумулировать полмиллиарда долларов, которые необходимы для технического развития одесского новоприобретения ВЕТЭК. Но не исключает и административной "подстройки рынка" под это предприятие. "Это может быть введение заградительных пошлин на импорт тех марок бензина, которые способен выпускать ОНПЗ, и "мягкой" таможенной пошлины при ввозе сырой нефти", — указывает Сапегин. От себя добавим — перечень этот вполне может быть и продолжен.