НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Игра в монополию: кто мешает реформе "Укрзализныци"

"Укрзализныця" и АМКУ так и не смогли прийти к единому решению по обоснованности конкурса по выбору оценщика имущества. Пока ведомства обменивались обвинениями, сроки проведения акционирования УЗ были сорваны
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Запланированное начало акционирования госмонополиста в сфере железнодорожных перевозок — "Укрзализныци" (УЗ), похоже, переносится с начала следующего года на неопределенный срок. Еще в сентябре замгенерального директора "Укрзализныци" Максим Бланк, выступая на XVII Международном форуме участников рынка капитала в Одессе, заявил, что процесс консолидации всех предприятий "Укрзализныци" в одно акционерное общество может занять от полутора до двух лет. По его словам, суть первого этапа реформирования УЗ — консолидировать все предприятия администрации в одно акционерное общество со 100%-ной собственностью государства.

В начале октября Бланк отчитался: "акционирование на сегодняшний день идет по плану". Но уже тогда возникали незначительные задержки с определением оценщика имущества ведомства. Вопрос собирались решить в кратчайшие сроки, но не сложилось. И речь идет не только о проходящих в УЗ проверках, но и о непростых отношениях "Укрзализныци" с Антимонопольным комитетом (АМКУ), которые откладывают решение по реформе до следующего года.

Дважды в одну реку

Создание акционерной структуры в УЗ планировали провести в несколько этапов. Первый этап включал в себя инвентаризацию и переоценку имущества, а также принятие устава акционерного общества. Его планировалось завершить уже до конца текущего года. По данным УЗ, для формирования уставного капитала ПАО "Украинская зализныця" в начале августа "Укрзализныця" организовала открытый конкурс на проведение независимой оценки имущества. Заявки на участие в конкурсе подали международные консалтинговые компании Deloitte&Touche, EY и другие.

"В связи с жалобой малоизвестной полтавской компании "Укрбизнесконсалтинг" АМКУ принял решение о приостановлении проведения торгов по оценке имущества", — сообщили в "Укрзализныце". Примечательно, что об "Укрбизнесконсалтинге" информации практически нет, однако СМИ связывают эту компанию с главой фракции Партии регионов в парламенте прошлого созыва Александром Ефремовым.

Как отметил начальник правового департамента госмонополиста Олег Титов, полтавская компания официально не обращалась к "Укрзализныце" с тендерной документацией и, соответственно, заявок на участие в конкурсе не подавала, и о существовании такой фирмы ведомство узнало только после подачи компанией жалобы в АМКУ.

В то же время, в Антимонопольном комитете по-своему отреагировали на назревающий конфликт. По результатам рассмотрения жалобы ООО "Укрбизнесконсалтинг" было решено обязать УЗ отменить процедуру закупки услуг по проведению независимой оценки имущества. "На это решение было подано в суд", — добавил начальник отдела правового разрешения конфликтов "Укрзализныци". Первый суд, прошедший по данному делу, отклонил решение АМКУ.

Но ведомство на этом не остановилось. Оно решило провести операцию с остановкой оценки повторно. "Основанием для принятия такого решения стало выявление нарушений заказчиком порядка проведения процедуры закупки, а именно установление в документации конкурсных торгов дискриминационных требований, которые теоретически можно было решить путем обязательства заказчика внести изменения в документацию конкурсных торгов", — отмечает комитет.

По данным АМКУ, "Укрзализныця" осуществила процедуру раскрытия предложений конкурсных торгов, а в случае, если процедура закупки приостанавливается и заказчик осуществляет раскрытие предложений торгов, внесение изменений в документацию является невозможным и закон запрещает внесение изменений в предложения конкурсных торгов после завершения окончательного срока подачи предложений конкурсных торгов.

"В случае установления нарушений закона, это приводит к дальнейшей отмене процедуры закупки в связи с невозможностью исправить допущенные нарушения", — поясняют в ведомстве.

"Именно такая ситуация имела место в этом случае. Принимая жалобу к рассмотрению, орган обжалования вынес решение о приостановлении процедуры закупки на срок до вынесения решения по жалобе. Проигнорировав указанное решение, заказчик осуществил раскрытие предложений конкурсных торгов участников процедуры закупки, чем нарушил положения статьи 18 закона Украины "Об осуществлении государственных закупок", согласно которым приостановление процедуры закупки предусматривает приостановление заказчиком любых действий и принятия любых решений о закупке", — сообщает АМКУ.

В связи с невозможностью исправить допущенные заказчиком нарушения, АМКУ установил, что права и законные интересы заявителя, то есть "Укрбизнесконсалтинга", могут быть защищены только путем обязательства заказчика отменить торги.

Палки в колесных парах

Советник юридической фирмы "єПраво" Виталий Власюк рассказал Delo.UA, что тот факт, что полтавская компания не обращалась к "Укрзализныце", не лишает права оспаривать объявленный конкурс, ведь могут быть нарушены ее права. "Уместным в этом случае будет пример из законодательства о выборах: каждый избиратель имеет право оспорить наличие или отсутствие данных в списке голосующих о других избирателях. Такая норма, безусловно, повышает защищенность участников тех или иных правоотношений", — говорит Власюк.

Верно и утверждение АМКУ о том, что УЗ неправомерно раскрыли предложения конкурсных торгов участников процедуры закупки, сделав это до вынесения решения АМКУ, по сути. "Как следствие, стало невозможным внесение изменений в документацию конкурса. Поэтому единственным способом не допустить возможные нарушения прав третьих лиц осталась отмена конкурса, что и было сделано", — говорит Власюк, добавляя, что и в действиях АМКУ есть "подводные камни".

"С другой стороны, не совсем понятен нынешний статус первого решения АМКУ, якобы остановленного в действии судом. Теоретически это возможно, но теряет всякий смысл в свете продолжающегося судебного производства по второму решению", — констатировал юрист.

Суды судами, но реформе подобные перипетии отнюдь не способствуют. Как рассказал начальник отдела правового разрешения конфликтов "Укрзализныци" Константин Астрюхин, из-за действий АМКУ прохождение первого этапа создания публичного акционерного общества может затянуться более чем на полтора месяца.

А по словам начальника правового департамента ведомства Титова, действия АМКУ и вовсе мешают правительственным решениям. "Такие действия Антимонопольного комитета не только задерживают рассмотрение дела, но и препятствуют своевременному выполнению постановления Кабмина о создании ПАО "Украинская зализныця" и проведению реформ железнодорожной отрасли Украины", — отметил Титов.

Суд между ведомствами состоялся еще 27 октября, но только сегодня стало известно, что Окружной административный суд Киева признал незаконным решение АМКУ об отмене конкурса по проведению независимой оценки имущества.

Можно предположить, что некоторые фирмы-"прокладки", которые ранее кормились с госмонополиста, всеми возможными способами вставляют "палки в колеса" реформе. Как сообщил в соцсетях Бланк, АМКУ минимум на месяц откладывает реформу УЗ, ведь пока нет оценки, нет возможности сформировать уставный фонд. "И месяц этот, в силу тысяч причин, может растянуться на кварталы и даже годы", — посетовал управленец. И некоторая доля правды в этом уже есть — как минимум уложиться в принятые сроки ведомство вряд ли успеет.