НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Почему Интерпайп верит в далекие США, а не в близкую "Укрзализныцю"

Как ослабление "Укрзализныци" подтолкнуло производителя колес искать новые рынки

Интерпайп обновил производство новых колес и начал производство ж/д осей и колесных пар. Эти мощности оцениваются в 10 тыс. колесных пар и 10 тыс. осей в год. Новая продукция отвечает американским и европейским стандартам качества, но в Украине они, скорее всего, не будут востребованы.

Хотя "Укрзализныця" отчаянно нуждается в обновлении локомотивного и вагонного парков, такие колеса она покупать не будет. В Интерпайпе это понимают. Поэтому товар нового качества пойдет преимущественно на экспорт.

Новая колесная пара сборки Интерпайп НТЗ

Отечественные нужды

"Укрзализныця" планирует построить и купить за два ближайших года более 7 тыс. вагонов. Причина столь масштабных закупок — в течение нескольких лет УЗ полноценно не обновляла и не ремонтировала свой подвижной состав.

Острый дефицит локомотивов или вагонов, который мы наблюдали в этом году, может вызывать задержка как поставок топлива, так и комплектующих для ремонта. Например, член правления УЗ Иренеуш Василевский рассказал, как чуть не стали 200 локомотивов — из-за отсутствия бандажей (стальные сменные кольца, которые надеваются поверх колеса).

"Покупали бандажи в режиме аварийной ситуации", — сетует Василевский. Чтобы избежать таких приключений, в следующем же году их должны закупить 10 тыс. штук.

"Потребность Украины в бандажах — около 7 тыс. штук в год. Видимо износ на следующий год они оценили выше", — предполагает директор по коммуникациям "Интерпайп" Дмитрий Киселевский.

Взаимозависимости

Вопреки плану Кабмина от 2011 года по обновлению подвижного и вагонного состава, УЗ сократила закупки новой техники и комплектующих. Закупки колесной продукции, по данным Интерпайп, в Украине сократились со 131 тыс. тонн в 2011 году до 14 тыс. тонн в 2016 году.

Сейчас УЗ пытается наверстать упущенное хотя бы по вагонам и комплектующим. "Мы уже начали производство вагонов на собственных заводах Укрзализныци и планируем до конца года построить 370 таких вагонов. Также у нас есть предложение на 1000 таких вагонов, которое до конца года будет реализовано. И суммарно в 2016 и 2017 годах — свыше 7 тыс. вагонов", — рассказал Василевский.

По оценке директора по экономике и финансам "Интерпайп Украина" Дениса Морозова, для этого потребуется порядка 50 тыс. колес. Сейчас же ежегодные закупки УЗ — на уровне 24 тыс. колес.

"По нашему мнению, нормальный объем для ремонтов — 40 тыс. штук", — считает Морозов.

Не нужный Украине ресурс?

Масштабные планы УЗ на следующий год несколько перекроют спад на украинском рынке вагоностроения и производства комплектующих, однако это латание дыр пока нельзя назвать развитием.

Среди десятков тысяч колес не будет новинок от Интерпайпа, соответствующих стандартам дорог США и ЕС.

Причина проста — в Украине другие ограничения по весу подвижного состава, скорости и срокам эксплуатации. Например, в странах NAFTA (Североамериканская зона свободной торговли, объединяет рынки Канады, США и Мексики) практически все параметры вдвое выше украинских.

По-хорошему, в Украине всего 14 поездов, которым нужны колеса нового стандарта. Это скоростные пассажирские составы: 10 Hyundai Rotem, два производства Крюковского вагоностроительного завода и две двухэтажных Skoda. Морозов оценивает их потребность в 100-200 колес в год.

Так зачем же "Интерпайп" потратил $16,2 млн на новые мощности? В компании не первый год отмечают падение продаж на внутреннем рынке и сокращение доли в СНГ. В 2014 году в продажах колесной продукции доля Украины составляла 27%, а в 2015 году — упала до 17%. По СНГ — 52% в 2014 году и 39% в 2015 году.

Новые мощности и стандарты для компании — это расширение рынка за счет европейского, южно- и североамериканского, а также азиатского направлений, которые потребляют все больше высокотехнологичных колес. К тому же многие страны ориентируются либо на стандарты NAFTA (как на самые высокие), либо на европейские стандарты. Поэтому вхождение на эти рынки — аккредитация в остальные.