НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Кадровая жажда: Какие специальности востребованы в винпроме и алкогольной промышленности Украины

Производители алкогольных напитков декларируют довольно типичные для пищепрома кадровые проблемы. Кадровая специфика сектора — значительные инвестиции в построение команды и распространенная практика непосредственного участия собственников в управлении

Кадровая проблема не обошла стороной производителей алкогольных напитков. Компании вкладывают немалые средства в создание собственной команды, самостоятельно растя специалистов вплоть до топ-менеджерских позиций. Как и в других отраслях пищепрома, здесь наиболее востребованы технические специальности с поправкой на элемент традиций и преемственности.

Производители алкогольных напитков декларируют довольно типичные кадровые проблемы, характерные для большинства компаний — участников продовольственного рынка. Это проблемы с подготовкой кадров, дефицит высококлассных специалистов, в первую очередь технических специальностей, и необходимость постоянного повышения квалификации персонала, в том числе за рубежом. Кадровой спецификой этого рынка можно назвать значительные инвестиции в построение команды и довольно распространенную практику непосредственного участия собственников в управлении бизнесом.

Работа с градусом

Водочный рынок — один из самых высококонкурентных в Украине. Эта конкуренция проявляется не только в борьбе за долю рынка, но и за высококвалифицированный персонал. Стремясь сформировать, а затем удержать высококлассную команду, без которой невозможно работать на сверхсложном водочном рынке, компании прибегают к нетрадиционным методикам, в частности, делая ставку на построение дружеских отношений внутри коллектива. "Главная задача руководителя — построение команды, команды друзей. Как мы любим говорить: "Сначала решите с кем, а потом — куда", — говорит HR-директор холдинга Global Spirits Елена Луценко.

По ее словам, вопреки тому, что в профессиональной сфере бытует мнение, что "работа — есть работа" и искренних дружеских отношений здесь быть не может, в компании считают, что дружеские отношения, сформированные внутри коллектива, в конечном итоге идут на пользу работодателю. "Мы уверены в том, что на работе важно формировать дружеские неформальные отношения, которые можно рассматривать в качестве инструмента управления, способствующего укреплению лояльности людей к компании. Вот это и есть задача №1", — говорит г-жа Луценко.

На вопрос о том, какие специальности наиболее востребованы, в водочных холдингах кратко отвечают: "Все". Действительно, сайты по трудоустройству пестрят вакансиями производителей алкоголя. Среди специалистов, которых приглашают на работу водочники, — логисты, бренд-менеджеры, производственный персонал, промоутеры. "При установлении зарплат по всем должностям в компании мы опираемся на следующую идеологию — HR-департамент проводит мониторинг, согласно должности и функционалу и на основании проведенного мониторинга устанавливаем рыночные цифры зарплат", — рассказывают в Global Spirits. Как правило, практикуется ставочная система, исключением являются промоутеры, у которых почасовая оплата, а также менеджеры по продажам, чей заработок высчитывается как процент от реализации.

В условиях кадрового дефицита задачу воспитания высококлассных специалистов в компаниях вынуждены брать на себя. Причем обучение не заканчивается просто формированием необходимых для выполнения прямых обязанностей навыков. "В данный момент одной из основных ценностей нашей корпоративной культуры является постоянное проактивное самосовершенствование людей.
Обучение проходит в форме дистанционного обучения (Мегауниверситет), которое основано на технологиях e-learning, что позволяет обучаться, не отрываясь от своего рабочего места в удобное для каждого время", — говорит Елена Луценко. Эта программа и в самом деле напоминает классический курс наук в вузе — на изучение курса отводится определенное количество времени, в течение которого необходимо освоить материал курса и пройти контрольные тесты.

Винный дух

Построение команды и установление взаимопонимания между всеми производственными уровнями как основной элемент успешного бизнеса выделяют и виноделы. "Прекрасна ситуация, когда идеи и планы собственников проходят через все уровни менеджмента до исполнителей без искажений. Но такой уровень вертикального взаимодействия отстраивается многими годами практики", — говорит президент частного акционерного общества "Одессавинпром", директор "Винного дома Гулиевых" Роберт Гулиев (ТМ "Вина Гулиевых", "Французский бульвар" и "Француз"). По его словам, один из эффективных способов выстраивания такой системы — непосредственное участие собственника компании в управлении бизнесом. "В винодельческой отрасли это распространенное явление, поэтому в наших компаниях уровень взаимопонимания довольно высок", — говорит он.

Абсолютным критерием для формулировки задач специалистов и последующей оценки их работы является достижение результатов. "Производственники обеспечивают качество товара, управленцы — эффективность системы, специалисты логистики и маркетинга — непосредственно реализацию. Все должны работать на конечный результат. Формально он ближе всего к полномочиям служб маркетинга, но зависит от всей структуры и философии бизнеса", — говорит Роберт Гулиев.
Как отмечают эксперты, виноделие — очень специфическая в кадровом отношении отрасль, поскольку производство высококлассного вина зиждется на традициях, и поэтому здесь как нигде ценятся многолетний опыт и преемственность специалистов. "В идеале, конечно, должно быть формирование династий виноделов, но в Украине пока это единичные случаи", — отметил специалист одного из крупнейших кадровых агентств.

Виноделие — очень специфическая в кадровом отношении отрасль, поскольку производство высококлассного вина зиждется на традициях, и поэтому здесь как нигде ценятся многолетний опыт и преемственность специалистов

Подготовкой и повышением квалификации кадров крупнейшие винодельческие компании занимаются самостоятельно. Инвестиции в профессиональную подготовку, в ознакомление с опытом ведущих мировых винодельческих компаний — обязательная и немалая часть бюджета крупных винодельческих компаний. В "Винном доме Гулиевых", например, ключевым сотрудникам оплачивается стажировка за рубежом и ознакомление с работой винодельческих компаний Европы и стран Нового Света. Значительные средства отводятся на совершенствование дегустационных навыков. "Руководители отделов и направлений, технологи и специалисты лабораторий должны представлять, что происходит на рынке вина через свои ощущения. Поэтому органолептические методы изучения предмета требуют серьезных затрат, — говорят в компании. — Очень много дает практика участия в зарубежных выставках. Это большая предварительная работа и крупный канал коммуникаций. В этом году мы участвуем в дегустационном конкурсе Сoncours Mondial de Bruxelles, который проводится в Португалии, и International Wine Challenge — в Лондоне".


ТОП-5 вакансий

Кого ищут водочники:

Бренд-менеджер
Мерчандайзер
Промоутер
Логист
Специалист по работе с органами государственной власти


Кого нанимают виноделы

Региональные представители
Менеджер по работе с HoReCa
Бренд-менеджер
Специалист по качеству
Агроном

Источник: данные кадровых агентств


Этот материал был опубликован в журнале "ТОП-100. Лучшие топ-менеджеры Украины". Его выпустили издательство "Экономика" и журнал "ТОП-100. Рейтинг лучших компаний Украины". В проекте представлено свыше 500 руководителей компаний различных отраслей экономики.
Победителями общего рейтинга в 2012 году стали представитель аграрного сектора — Алексей Вадатурский (компания "Нибулон") и сектора высоких технологий — Дмитрий Шимкив (компания "Мicrosoft Украина"). Согласно методологии проекта, в качестве экспертов, оценивающих достижения топ-менеджеров, выступили сами руководители компаний.