НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Как Фирташу "приготавливали" ЗТМК

Что было сделано для того, чтобы структуры Дмитрия Фирташа официально получили во владение Запорожский титано-магниевый комбинат, и какие шансы на это оставлены иным отраслевым претендентам

"Принято под Фирташа". Такими словами многие эксперты отреагировали на выход постановления Кабинета министров №955 об условиях разгосударствления ГП "Запорожский титано-магниевый комбинат" (ЗТМК). К подобному выводу наблюдателей подтолкнуло не только содержание этого документа, датированного 3 октября и опубликованного в нормативно-правовой базе правительственного веб-портала в двадцатых числах месяца. Постановление и утвержденные им условия конкурса по допуску частного инвестора в капитал названного предприятия немало отображают те усилия, которые не один год предпринимали в структурах Дмитрия Фирташа по формированию титанового направления его бизнеса.

Титановое проникновение

Собственник Group DF, бизнесмен Дмитрий Фирташ впервые публично объявил о своих намерениях в отношении ЗТМК в конце 2010 года. На тот момент его концепция завладения предприятием заключалась в следующем: объединить свои титановые активы с государственными, создав в отрасли единую структуру. Контроль над этой титановой корпорацией, по задумке, должен был отойти к холдингу OstChem, входящему в состав все той же Group DF.

Наряду с ЗТМК обрисованное таким образом "частно-государственное партнерство" предполагало интеграцию "Сумыхимпрома" и "Крымского Титана" — крупных отечественных производителей диоксида титана. Немецкая фирма Фирташа к тому моменту уже владела 50%-1 акцией в последнем предприятии. На "Крымском Титане" при этом, невзирая на суды с Фондом госимущества (ФГИ), прочно удерживали в аренде государственные Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК. Последние добывают и обогащают ильменитовую руду — сырье для производства как металлического титана (профиль ЗТМК), так и титановой двуокиси (красителей для различных сфер химпроизводства). Руководство всех перечисленных активов в 2010-м уже было представлено выходцами из Group DF в целом и OstChem в частности.

Как играл "на идею Фирташа" лояльный к нему топ-менеджмент, достаточно легко прослеживается на информсообщениях последних двух лет. Так, еще в декабре позапрошлого года руководитель Запорожского титано-магниевого комбината Владимир Сивак заявил, что предприятию нужен частный инвестор для модернизации оборудования и наращивания его мощностей по выпуску титановой губки до 24-30 тыс. тонн в год. Для понимания: к моменту этого заявления, за 11 месяцев 2010-го, комбинат выпустил чуть больше 7 тыс. тонн титановой губки. По принятой для ЗТМК формулировке, "ежегодная проектная мощность предприятия составляет 20 тыс. тонн губчатого титана, однако из-за изношенных мощностей оно в состоянии выпускать до 10 тыс. тонн этой продукции в год".

Какой инвестор подразумевался в тех словах гендиректора ЗТМК, прояснилось уже в начале 2011-го, когда комбинат заключил несколько знаковых "договоров обеспечения". В январе стало известно, что украинская компания холдинга OstChem заключила договора о поставке на предприятие до конца года 3 тыс. хлористого калия (сумма контракта — 13,5 млн. грн.) и 6,5 тыс. тонн обезвоженного карналлита (46,32 млн. грн.). Вслед за этим появилось сообщение, что немецкая OstChem заключила договор о предоставлении предприятию юридических и консультационных услуг. В тот же период Вольногорский ГМК — филиал "Крымского Титана" — выиграл тендер на поставку комбинату ильменитового концентрата в объеме 55 тыс. тонн за 36 млн. грн.

Только этих сообщений (а ЗТМК тогда наладил сотрудничество и с банком "Надра", контроль над которым летом 2011-го официально признали в австрийской компании Фирташа) хватило, чтобы эксперты единодушно констатировали: владелец Group DF активно "привязывает" к себе Запорожское титано-магниевое предприятие в преддверии его разгосударствления. Основным препятствием на пути к последнему было то обстоятельство, что ЗТМК значился в перечне объектов, не подлежащих приватизации.

Над устранением "последнего нюанса" у бизнесмена также немало поработали. После нескольких попыток в виде внесения в украинский парламент соответствующих законопроектов народные депутаты 5 июля 2011 года все же приняли закон №3563, исключающий в том числе и ЗТМК из списка объектов госсобственности, не подлежащих приватизации (корпоратизации). Через несколько недель закон был подписан главой государства…

Дело оставалось за техникой — расписать процедуру захода негосударственного инвестора на госпредприятие. Наметки таковой обозначили в постановлении КМУ №243 от 23 января 2012 года, которым предусматривалась возможность передачи 49% прав собственности на титано-магниевое предприятие в Запорожье. А механизм допуска частного инвестора к этому пакету прав владения ЗТМК как раз и закрепили в постановлении Кабмина №955.

Титановые намерения

Анализируя условия по отбору негосударственных участников в создаваемом Фондом госимущества уже ООО "Запорожский титано-магниевый комбинат", эксперты, прежде всего, обратили внимание на следующий момент. Согласно постановлению КМУ №955, претенденты на 49%-ю долю собственности в ЗТМК должны обеспечить поставки для комбината "сырья (ильменита) отечественного производства". В Украине, кроме Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК (фактически контролируемых OstChem через упоминавшуюся аренду), очень немного компаний, которые соответствуют этому конкурсному условию.

"Кроме структур Дмитрия Фирташа, в нашей стране ильменит в ощутимых объемах добывает компания "Велта". Но ее владельцы неоднократно заявляли, что не будут переходить дорогу в этом деле структурам Фирташа. Кроме того, они сейчас сами нуждаются в инвестициях для своего основного актива. Так что условия данного конкурса прописаны под Дмитрия Васильевича", — говорит старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Дмитрий Ленда.

Производственно-коммерческая фирма (ПКФ) "Велта" в последние годы действительно активно развивает проект по строительству горно-обогатительного комплекса на Бирзуловском месторождении ильменита. В конце прошлого года компания ввела в строй первую очередь своего ильменитового ГОКа; минувшим летом здесь приступили к созданию второй его очереди, по итогам ввода в строй которой мощность предприятия составит около 300 тыс. тонн/год. (Чего более чем достаточно для сырьевого обеспечения даже с учетом перспективного развития ЗТМК. Допустим, Вольногорский ГМК, поставки продукции которого осуществлялись на запорожский комбинат, способен ежегодно производить до 200 тыс. тонн 64%-го ильменита).

На эти цели "Велтой" только от "Проминвестбанка" было получено заемное финансирование в размере свыше $93 млн. В целом свою ильменитовую инвестпрограмму в фирме "Велта"в конце прошлого года оценивали в диапазоне $100-300 млн. Но эти объемы и деньги к Запорожскому титано-магниевому комбинату не применимы. В самой компании "Делу" подтвердили, что при имеющихся планах по вертикальной интеграции как одном из вариантов развития бизнеса (от ильменитовой руды к титановой продукции, — Ред.) фирму "Велта" такой актив как ЗТМК не интересует.

"Во-первых, несмотря на то, что мы уже проводим предпроектные работы по строительству завода, для нас — это долгосрочная перспектива. Во-вторых, мне представляется, что на те средства, которые необходимо инвестировать в модернизацию предприятия, более рационально построить с нуля новый технологический комплекс. Именно поэтому компания даже не рассматривает возможность участия в предстоящем конкурсе на приобретение доли владения в комбинате. Мы идем по пути возведения новых активов", — отметил генеральный директор ООО ПКФ "Велта" Андрей Бродский.

Сумма инвестиций в ЗТМК — момент, действительно, весьма "расплывчатый". В начале текущего года ZN.ua, ссылаясь на аналитическую записку ФГИ, сообщало: в Кабмине на тот момент обсуждали цифру в почти $200 млн. в гривневом эквиваленте, которые требуются для технического переоснащения предприятия. Под оным предусматривалось увеличение производства губчатого титана без каких-либо количественных рамок для такового. (Это, судя по всему, полгода назад озвучил сам Дмитрий Фирташ в интервью журналу "Эксперт Украина" — около 20 тыс. тонн титановой губки в год на существующих мощностях ЗТМК и столько же после строительства еще одной производственной линии на предприятии.) В марте текущего года, однако, президент Виктор Янукович во время посещения Запорожья назвал иную стоимость возможной инвестпрограммы по ЗТМК — $700 млн.

Титановые вариации

Какие из названных сумм ближе к истине, сейчас рассуждать явно не к месту. Еще и потому, что реально-необходимые объемы инвестирования в обновление комбината зависят от того, какой вариант его технического развития изберет победитель конкурса на допуск к собственности ЗТМК.

Одно дело — вкладывать средства в создание замкнутого цикла титанового производства, вплоть до мощностей по изготовлению готовой металлопродукции. И совсем другое — концентрироваться на увеличении выпуска полусырьевых продуктов, титановых шлака и губки, с последующими их поставками на европейские заводы цветной металлургии. (Group DF владеет через аффилированный с ней кипрский офшор акционерным пакетом в итальянском предприятии Tifast S.r.l, располагающим производствами слитков и готового проката из титана.) Другими словами, брать на вооружение давно исследованный в ГМК страны принцип: "дешевое металлическое сырье выпускать в Украине, а готовый продукт из него — на дорогих рынках мира"…

Структуры Фирташа, впрочем, не единственные, кто смог бы на практике реализовать любую из обрисованных выше схем развития ЗТМК. Таковые сумели бы "потянуть" и в российской "ВСМПО Ависма" — одном из мировых производителей титановой продукции. Летом нынешнего года генеральный директор этой корпорации Михаил Воеводин заявлял об интересе к Запорожскому титано-магниевому комбинату. Правда, сделал оговорку — в случае, если устроят условия тендера по нему.

На отраслевом портале ugmk.info указанный интерес Воеводина увязали с июльским приобретением россиянами через офшорную фирму контроля над Демуринским ГОКом(Днепропетровская область), на котором добывают и обогащают титаносодержащую руду. Данная сделка, по предположениям аналитиков портала, наделяет "ВСМПО Ависма" формальным соответствием "сырьевому условию" намеченного отбора негосударственного участника ЗТМК. "Дело" попыталось выяснить официальную позицию российской корпорации относительно ее участия в этом украинском конкурсе, но к моменту публикации материала комментарий получить не удалось.

В любом случае все озвученные цифры требуемых вложений в модернизацию ГП "ЗТМК" — куда выше той стоимости всего его целостного имущественного комплекса, которую вывели в конце августа для украинского приватизационного ведомства в ЧП "Бюро Маркуса": около $90 млн. С формальной точки зрения эта оценка стоимости комбината, наверное, может быть названа предпродажной. Но она вряд ли полностью соответствует реалиям нынешнего титанового бизнеса.

"Мощность запорожского комбината по производству титановой губки, по данным из различных источников, составляет от 7 до 10 тыс. тонн в год. Стоимость российского предприятия аналогичного профиля с мощностью по выпуску титановой продукции на уровне 33 тыс. тонн/год составляет $2,28 млрд. Соответственно, в случае с ЗТМК, это дает диапазон возможной стоимости в $500-700 млн. на 100% прав собственности в предприятии c учетом наличия долга. Но эта стоимость должна быть скорректирована с учетом дисконта за непубличность и степень вертикальной интеграции, а также премии за контроль. Выходит около $100 млн. за 49%-ю долю в предприятии", — подсчитали в ИГ "Арт Капитал".

Понятно, что интерес частных претендентов на Запорожский титано-магниевый комбинат будет регулироваться не одним лишь размером первоначального денежного взноса и суммами обещанных инвестиций. Свое влияние окажет и объем задолженности комбината (по оценкам СМИ, на конец прошлого года она могла составлять около $100 млн.), и прояснение круга лиц, перед которыми сформированы нынешние долги предприятия. Пока ясно одно. Заявив свой интерес на актив, Дмитрий Фирташ постарается его "продавить" при любом составе претендентов. Последние же, не исключено, будут иметь дружественный к владельцу Group DF статус. С тем, чтобы соответствовать еще одному требованию правительственного постановления №955 — о не менее чем двух участниках конкурса по отчуждаемой государством доле в ЗТМК.