НБУ курс:

USD

41,51

+0,10

EUR

45,16

--0,05

Наличный курс:

USD

41,57

41,49

EUR

45,25

45,00

Как изменился ритейл за 2019 год: чат-боты, e-commerce и новые лидеры рынка

Как изменился ритейл за 2019 год: чат-боты, e-commerce и новые лидеры рынка
В каком направлении движется рынок ритейла и чего ожидать в 2020 году от данной отрасли разбиралось Delo.ua
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Каждый год лидеры рынка ритейл в категории food укрепляют свои позиции, применяя различные инструменты и маркетинговые стратегии. В уходящем году на первый план в борьбе за клиента вышли два подхода: открытие новых торговых точек и масштабное внедрение инноваций, по большей части digital. Такой подход изменил расклад сил на рынке — некоторые торговые сети серьезно расширили свое влияние и охват рынка. 

Ритейл уходит в мессенджер

Как отмечают игроки на рынке ритейла категории food, в 2019 году стало актуальным быть ближе к каждому клиенту. Для этого несколько компаний запустили чат-бот в приложении Viber. Например, "АТБ" и "NOVUS" осенью презентовали данную инновацию. Благодаря боту теперь общение с клиентом стало более персонализированным, дает возможность потребителям узнавать об акциях, товарах их свойствах. Бот может подсказать адрес ближайших магазинов, вести персональную коммуникацию с покупателем 24/7, а сам клиент может задать вопрос и моментально получить на него ответ. Появление чат-ботов пришло из онлайн-торговли — уже сейчас сложно найти украинский сайт-магазин, где нет онлайн-помощника, доступного круглосуточно. 

Масштабирование бизнеса и новые форматы

Некоторые торговые сети сделали ставку на нестандартный подход и инновации. Яркий этому пример является сеть супермаркетов Сильпо, которая выделяется на общем фоне продуктового ритейла, благодаря магазинам нового формата. "Сильпо" экспериментировала с открытием тематических торговых точек. Например, супермаркет с дизайном в стиле Великий Шелковый путь,  спортивный и скандинавский на Оболони и это далеко не весь список. Благодаря данным решениям "Сильпо" является единственным украинским ритейлом, который вошел в топ-25 самых инновационных дизайнов по мнению профильного журнала European Supermarket Magazine (ESM).

Сильпо удивляет магазинами нового формата, а в это время корпорация АТБ расширяет свои границы. В 2019 году корпорация отметила свое присутствие во всех регионах Украины. Некоторое время сеть не покоряла рынок Западной Украины, но эта цель была достигнута в этом году. На сегодняшний день корпорация "АТБ" насчитывает 1045 торговых точек по всей Украине и занимает по этому показателю первое место в списке ритейлеров категории food. В первую очередь это связано с тем, что магазины сети являются дискаунтерами, а в реалиях низкой покупательской способности украинцев это помогло "АТБ" вырваться вперед. 

Обслужи себя сам

КСО (кассы самообслуживания — Delo.ua) не являются новинкой на украинском рынке ритейла, но их стоит отметить, так как все больше супермаркетов внедряют эту инновацию. КСО является удобной формой самообслуживания и оплаты товаров, которая дает возможность клиентам не стоять в многометровых очередях тратя свое время впустую. КСО уже установлены в таких магазинах, как "АШАН", "NOVUS" и "Сильпо". Но эксперты отмечают — чтобы быть конкурентоспособными все больше сетей будут внедрять эту технологию в бизнес-процесс. Этому способствует и растущая доля безналичных платежей.

E-commerce

Согласно последним исследованиям, 33% украинцев совершают онлайн, не выходя из дома, хотя бы одну покупку за год. Чтобы увеличить этот показатель, многие магазины начали делать упор на сопустствующий сервис — запускают сервис доставки еды, одежды, либо партнерятся с другими надежными сервисами, которые могут осуществить быструю доставку товара в офис или домой. Правда, по статистике в Украине электронная коммерция не настолько пользуется спросом, как, например, в Европе или Азии, но эта тенденция имеет право на свое существование. Люди не хотят тратить время, стоя в очереди на кассе или выбирая товар в локальных точках, когда это можно сделать находясь дома или на работе. При том, что некоторые сервисы работают по принципу "в течение получаса". Стоит отметить, что около 40% пользователей ищут и заказывают товары через смартфон. 

Ритейл будущего

Чего еще можно ожидать от украинских ритейлеров? По мнению одного из игроков рынка, ритейл будущего — это роботизация и автоматизация всех процессов, сервис совершенствоваться стремясь к тому, чтобы клиент не тратил много времени на покупки, мог приобрести свежие и эко-продукты. Также, особое внимание уделяется отказу от пластиковой тары, внедряя эко-пакеты и бумажную упаковку, чтобы снизить негативное влияние на окружающую среду.

Все больше клиентов предпочитают компании, которые внедрили эко-инициативы и на этом ритейлеры стараются акцентировать внимание. По отношению к покупателям, ритейлеры будут оптимизировать все процессы, чтобы покупки доставляли только радость и клиент уходил из магазина в хорошем настроении. Поэтому, в эпоху диджитализации, в первую очередь, ритейлерам нужно быть инновационными и не отставать от тенденций времени.

Наталья Лошакова, специально для Delo.ua