НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

45,30

45,10

Как стать успешным в условиях жесткой конкуренции на рынке: кейс компании "Эпикур"

Основатель компании Алекс Коваленко о том, как его бренд подвинул первую компанию на рынке и приложил руку к тому, чтобы вторая с него ушла
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Рынок куриного мяса в Украине — "кровавая рубка" и очень монополизирован. Несколько лет назад мы зашли в эту нишу со своим брендом. И хотя конкуренты долго не воспринимали компанию всерьез, бренд не только выжил и завоевал доверие потребителей, но и планирует расширяться. Рассказываю, как бизнесу удалось удержаться на плаву в условиях жесткой конкуренции и при чем тут ценности бренда.

С чего все начиналось

Наш бренд относительно новый: всего три года на рынке, можно сказать, юноша. Когда говорят о нашей команде, часто упоминают не только продукт, но и нашу корпоративную культуру, которая построена вокруг спорта и СОЖ. Я употребляю букву "С" сознательно, поскольку имею в виду счастливый образ жизни.

Бренд изначально появился под названием "Эпикур", это фановое название, имя греческого философа, но сочетание "Эпи" и "Кур" нам показалось забавным и хорошо запоминающимся. Сейчас мы движемся дальше и позиционируем себя теми, кто ведет здоровый и счастливый образ жизни. Это наша самоидентификация, мы бренд, который помогает людям сделать первый шаг к здоровому осознанному образу жизни. А сейчас мы выходим на рынок с апгрейдом "ЕПІ ХЕПІ", который охватит много продуктов.

Бренд "Эпикур" рождался в условиях профицита производства, когда рынок куриного мяса был кровавой жестокой рубкой. Он очень монополизирован: более 50% были у игрока с самым большим производством "Наша Ряба", около 18% — у бренда №2 "Гаврилівські курчата". Здесь нет никакого распределения по сегментации, а определяющее значение имеет цена. Из-за перепроизводства были регулярные падения цен, которые опускают производство ниже рентабельности.

В этот момент мы решаем выйти с новым брендом, а наш производитель занимает 5% рынка. Нам говорили: "Куда вы лезете? Вас же никто не ждет". Никто не сказал: "Мы подвинемся, места хватит всем". Торговые сети тоже не сказали, что у них есть свободные места на полках. Чтобы туда попасть, у тебя должно быть что-то значимое.

Как компания чувствует себя сейчас

Сегодня мы продаем около 800 тонн в месяц, но перед нашим выходом эксперты рынка прогнозировали, что потолок продаж будет в 30 тонн в месяц. Почему? Потому что на тот момент лидер рынка продавал около 75 тонн в месяц продукта в упаковке с газомодифицированной средой, которая позволяла сохранить его дольше без порчи. Что делала "Наша Ряба" как игрок №1, когда мы заходили на рынок? Просто покупала в торговых сетях эксклюзив на несколько месяцев, закрывала нам окна прямо перед носом.

Что сейчас? Мы имеем долю на полке в 20-30% в целом от всех видов продукции в сетях. Присутствуем не везде: например, нас нет в "Сільпо". Мы должны усилить производство, чтобы сделать предложение для этой сети. Мы уменьшили объемы бренда №1 на полке: теперь мы соотносимся как 1 к 2, а бренд №2 перестал существовать вообще.

Я спросил у сотрудников "Гаврилівських курчат", в какой момент они нас заметили и что о нас говорили. Оказывается, когда мы вышли на рынок, сначала было непринятие, нас не видели, не воспринимали всерьез, смеялись. А когда поняли, что мы представляем угрозу, реагировать было поздно. Мы прочно закрепились на полке и в сознании людей. Когда "Гаврилівські курчата" уже падали в пропасть, их владелец сказал примерно следующее: "Откуда эти (я его перефразирую) звездорасы взялись?".

Как "Эпикур" удалось достичь успеха

Как наш бренд подвинул первую компанию на рынке и приложил руку к тому, чтобы вторая ушла в историю? Все, на чем мы концентрировались вместе с командой, это создание классного продукта. Запомните, пункты вашей стратегии всегда должны помещаться на пальцах одной руки.

Делайте действительно классный продукт

Первое — это классный продукт, вокруг которого строится все остальное. Когда нас спрашивают о маркетинге, где мы берем людей, ищем партнеров, ответ на этот вопрос — классный продукт. На это мы направили все силы. То, что не видят покупатели, но что происходило: мы покупали свою же продукцию во всех местах и отвозили партнерам, отдавали тестировщикам, чтобы они не знали, в каком пакете наш продукт, и получали обратную связь.

Компетенция, которую мы постоянно развивали, — это отношения с нашими потребителями. Когда мы говорим о маркетинге и отношениях с покупателями, то имеем в виду не пиар-коммуникацию, а действительно отношения с потребителями. Мы хотим получать обратную связь и понимать, что именно хочет наш покупатель, даже если он сам не может выразить это словами.

Например, мы всегда считали, что потребитель предпочитает свежий продукт. Но в соцсетях увидели, что люди все же замораживают нашу продукцию, поэтому сейчас производим линейку замороженных продуктов. Внутри мы называем ее "Икеей", поскольку нам очень важно, чтобы в морозилке было удобно сложить эти коробочки, чтобы они не занимали много места. Также мы хотим, чтобы из них можно было сформировать небольшой запас, к которому всегда был бы доступ. Покупатели нам этого не говорили, мы просто наблюдали.

Определите того, кто будет развивать бренд

Второе — Brand Father, отец бренда. Это идея Андрея Федорива, с которым мы сотрудничаем. Ее суть в здравом смысле: у бренда должен быть тот, кто его развивает. Эту функцию нельзя делегировать, я сравнил бы это с воспитанием ребенка. Если вы отдаете его няне, то это будет нянин ребенок, а не ваш. Но Brand Father — это не только собственник, им может быть СЕО, кто-то из партнеров, но обязательно тот, кто при развитии бренда может принимать решения.

Он должен быть защищенным, иметь возможность экспериментировать и право на ошибки, знать, что за них его никто не накажет. Иначе менеджер будет думать не о принятии решений, а о том, как защитить себя в случае провала. Надо понимать, что собственник будет отвечать только перед собой и рынком, а менеджер может сказать: "Окей, не получилось" и пойти в другую команду. Поэтому важно отношение менеджера к тому, что он делает.

Найдите "вашу" команду

Третье — команда. Мы позиционируем ее как эпи-тим, мы не семья, мы как профессиональная спортивная команда, где каждый вносит вклад в общее дело. Компетенции, которые мы постоянно развивали, — это способность находить подходящих людей, принимать, развивать их, а также прощаться с ними. Не всегда хороший игрок сможет достойно сыграть в вашей команде. Через полгода после запуска наши продажи были в рамках 20 тонн, что было гораздо ниже точки нуля. Когда на маркетинговом форуме нас презентовал Андрей Федорив, ко мне подошли ребята из "Нашей Рябы", сообщили, что знают мои показатели, и спросили, куда я лезу, ведь из этого ничего не выйдет.

Что было в тот момент? Команда, участвовавшая в запуске, по духу не была стартаповской. Коммерческий директор — отличный парень, друг детства, с успешными кейсами — просто не смог повести команду. Мне пришлось с ним попрощаться. Когда через полгода был большой перезапуск, начался ежемесячный рост.

В начале карантина у нас был маленький провал в течение нескольких недель: тогда люди закупились и ели из запасов. А потом продолжился органический рост, благодаря доверию, которое мы сформировали, покупатели шли к нашей полке и даже не смотрели на ценник. Мы смогли продержаться, несмотря на то что все производители ушли в глубокий минус.

Проверяйте рабочие гипотезы и действуйте быстро

Четвертое — виражи. Я объясню. В нынешних условиях любой проект — это стартап. Часто спрашивают, почему мы себя так называем. Стартап — это не обязательно создатель нового продукта, существенно отличающегося от того, что есть на рынке. Это принципиально новые подходы к определению целевой аудитории и ее выбору. Поэтому сегодня предприниматель может выжить, действуя как стартап.

Виражи — это способность проверять рабочие гипотезы и действовать быстро в условиях недостатка информации. Я считаю, что рынок нужно исследовать, но не доверяю сегодняшним методам. Опросы не дают нужных данных, поскольку их респондентами зачастую являются те, у кого просто есть время поболтать, а целевая аудитория проходит мимо, поскольку у нее нет времени разговаривать.

Исследования об опросах говорят, что в 70% случаев люди искажают информацию. Когда их на входе спрашивают, что они будут покупать, и проверяют корзину на выходе, получают соответствие примерно в 30%. То есть опросы не имеют смысла. Единственный способ узнать о чем-то — проверить гипотезу, провести эксперимент. Но нужно уметь проводить их без существенных затрат ресурсов, денег и времени команды.

Как действовали мы. Вышли на рынок с прозрачной упаковкой. Идея была в том, чтобы человек сделал первую покупку, а потом следующую. Почему мы выбрали такую упаковку? Дело в том, что 70% покупателей считали категорию куриного мяса химической. Мы хотели показать, что у нас не такой продукт, но наша упаковка стала невидимкой на полке. Мы поняли ошибку, за две недели поменяли наклейку, за месяц в виде временного решения всю упаковку. А через несколько месяцев вышли с новым дизайном.

А вот в "Нашей Рябе" с момента указания собственника написать на упаковке "Без антибиотиков" до изменения прошло полгода. Это пример того, насколько сложно большой компании быстро развернуться. Но я о другом: мы делали то, что сложно скопировать. Потому что написать "Без антибиотиков" "Наша Ряба" могла бы за две недели (если бы была быстрой), это просто перепечатать пленку. Но сформированное к нам доверие, корпоративную культуру нельзя повторить. Люди откликались на то, какая у нас команда, кто находится за покупаемым ими продуктом.

Когда конкуренты вышли с такой же надписью, как у нас, но продажи не выросли, там провели опрос, почему так получилось. Оказалось, что потребители просто не верят написанному. Надпись есть, а доверия нет. Нельзя повторить ценности и искреннее отношение. Поэтому создавайте то, что скопировать нельзя.