Как Житомир или Белая Церковь могут стать альтернативой Киеву для Ryanair

Почему у аэропортов в Житомире и Белой Церкви появился шанс заманить Ryanair. И как это повлияет на развитие въездного туризма Житомирской и Винницкой областей

На прошлой неделе министр инфраструктуры Украины (МИУ) Владимир Омелян и коммерческий директор Ryanair Дэвид о"Брайн объявили о приходе крупнейшего европейского лоукостера в Киев и Львов.

Главным сюрпризом стало то, что ирландский лоукост будет летать не в аэропорт "Киев" (Жуляны), как ожидалось ранее, а в Борисполь.

Позже из неофициальной информации из МИУ и сообщений прессы стало известно, что Ryanair не удалось согласовать условия сотрудничества с "Жулянами". Якобы лоукост требовал очень больших преференций. А его жесткая позиция связана с желанием летать минимум в 2 аэропорта Украины — Львовский и столичный.

Чтобы избежать скандала, министр оперативно предложил альтернативный вариант: центральный аэропорт страны "Борисполь". И Ryanair это удовлетворило. Правда, из-за дефицита времени и невозможности согласовать условия работы, договор между лоукостом и "Борисполем" не был подписан. Пока что министр подписал протокол о намерениях с Ryanair о возможности открыть полеты в Борисполь.

Так что в ближайшее время должны пройти очередные переговоры, в которых лоукост требует "особого отношения к себе". Некоторые эксперты утверждают, что ирландская компания хочет для себя ставки обслуживания, близкие к нулю. Допускаю, что это может быть несколько преувеличенная информация, но наверняка она не далека от истины.

Главная проблема аэропорта это даже не то, что он в таком случае будет обслуживать 250 тысяч обещанных Ryanair в первый год пассажиров себе в убыток. Существует реальная угроза, что если одна авиакомпания получит такую скидку без рыночного объяснения причины (то, что она лоукост — не оправдание), то он будет вынужден обслуживать всех остальных участников рынка на таких же условиях. Иначе они подадут в суд, причем европейские авиакомпании скорее всего будут подавать иски в Европейский антимонопольный суд, что они уже успешно делали по аэропортам в Бельгии и Франции. Так как такая скидка была бы явно дискриминационной и нарушала бы сразу несколько пунктов Договора об Ассоциации Украины и Евросоюза. Предоставление же такой скидки всем авиакомпаниям приведет к колоссальным убыткам "Борисполя" (хотя по итогам 2016 года аэропорт показал прибыль 1,2 млрд гривень).

В этих условиях Украине нужно оперативно сделать Ryanair новое предложение по аэропорту в столичном регионе.

При этом такому, который мог бы обслуживать лоукост, условно говоря, по нулевой ставке.

Сейчас в радиусе 150 км от центра Киева есть 6 действующих гражданских аэродромов, которые могли бы принимать пассажирские самолеты: "Біла Церква", "Озерне", Київ/Антонов-1, Київ/Антонов-2, "Київ" (Південний), "Житомир-Смоковка".

Часть из них не имеет даже твердого покрытия взлетно-посадочной полосы (ВПП). И лишь последний имеет готовый к приему пассажиров терминал, но там короткая ВПП, требующая удлинения и расширения. На этот год предусмотрены работы по ее улучшению, но когда они будут проводиться и за чей счет будет финансирование, пока неясно.

В то же время аэродром "Озерне" (Житомир) — это действующий международный грузовой аэропорт с пунктом пограничного и таможенного пропуска через границу. Он расположен на аэродроме двойного назначения: там также базируются ВВС Украины, которые присматривают за ВПП. Последняя может без ограничений принимать самолеты "Боинг 737-800", на которых выполняют свои полеты Ryanair. От центра Киева до этого места — примерно 130 км. На таком же расстоянии от центра Парижа находится аэропорт Бове или от центра Франкфурта-на-Майне аэропорт Хана. Оба являются крупными военными базами и одновременно хабами для лоукостеров.

Министерство вполне может предложить Ryanair перенести выполнение столичных рейсов в "Озерне". Сейчас в этот аэропорт не выполняются вообще никакие пассажирские рейсы. С учетом этого, в виде исключения можно разрешить установить аэропорту нулевой тариф обслуживания всех пассажирских полетов. То есть любая авиакомпания, которая запустит туда рейсы, не будет аэропорту вообще ничего платить.

На чем же зарабатывать? Есть пример уже упомянутого Бове, который практически ничего не берет с авиакомпаний. Но это монополист на автобусной линии Бове — Центр Парижа и Бове — Орли/Де Голля (другие аэропорты Парижа). Стоимость проезда в автобусе составляет 17-34 евро за человека и из этих средств аэропорт оплачивает свои расходы на обслуживание полетов лоукостеров. Кроме того, дополнительные доходы дают аренда площадей в терминале (под магазины и прочее), обслуживание платных автомобильных парковок перед терминалом и сдача площадей под рекламу.

Учитывая дальнее расположение "Озерне", аэропорт может скопировать эту бизнес-модель.

Что касается пассажирского терминала, то, принимая во внимание жесткие временные рамки (первые полеты Ryanair хочет выполнить 30 октября сего года и билеты уже продаются), нужно выбрать самое простое решение — построить скромный одноэтажный терминал по принципу быстро собираемых супермаркетов ("Билла", "Новус", "Метро"). А все разрешения и ввод в эксплуатацию надо провести максимально быстро, учитывая важность данного объекта фактически для всей Украины!

Что касается оборудования для терминала (сканеры, рентгены и т.д.), то на начальном этапе его могли бы одолжить или сдать в аренду другие государственные аэропорты. Кстати, построить и управлять терминалом могла бы дочерняя структура, например, аэропорта "Борисполь". Тогда снялся бы вопрос аренды и передачи оборудования.

Если "Озерне" по какой-то причине не подойдет, еще одним кандидатом может быть Белая Церковь, где с аэродромом похожая ситуация.

Ryanair уже продает билеты из "Борисполя" и перенос рейса в более отдаленный аэропорт вызовет вопрос компенсации пассажирам. Самое простое, что можно предложить — это бесплатный билет на автобус аэропорт — центр Киева (это должно будет компенсировать министерство).

Запуск не в столичный аэропорт, а в прилегающий региональный, действительно оживит данный регион. Есть большая вероятность, что часть туристов останется в самом Житомире, Белой Церкви или поедет в соседние города. Кроме того, запуск авиарейсов в "Озерне" даст новый импульс, например, курорту Хмельник в Винницкой области. Все это позволяет поднять вопрос о создании в Житомире и Виннице фондов развития авиационного сообщения, куда местные власти, туристический, отельный и ресторанный бизнес делали бы некоторые отчисления, которые можно направить на поддержку полетов (в том числе на рекламу региона за границей). Такой проект накануне официального объявления о заходе в Украину Ryanair запустили во Львове.

У Житомира или Белой Церкви (в меньшей степени) внезапно появился счастливый шанс заманить к себе крупнейшего лоукостера Европы.

Конечно, он пока не очень велик. Потребуются колоссальные усилия и поддержка высшего руководства страны, области и города. Но он есть.

Есть ли же Ryanair начнет выполнять полеты сразу в "Жуляны" или "Борисполь", то ни у Житомира, ни у Белой Церкви, ни вообще ни у какого другого аэропорта Украины в радиусе 200-300 км от Киева не будет шанса возродиться в ближайшие лет 10! Это очень ярко показывает пример Польши и Литвы, где Ryanair зашел во второстепенные Катовицы и Каунас, но сейчас летает из всех аэропортов этих стран. А вот в Латвии полеты выполняются только из столицы — Риги.