НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Какие российские компании не попали в украинский санкционный список

Украинские санкции не дублируют аналогичные меры ЕС и США, а вскрывают локальные проблемы. Так, меры в отношении российских авиаперевозчиков, отметившихся в Крыму, или предприятий на оккупированном полуострове жестче, при этом российские компании-монополисты практически не задеты

Согласно указу президента Петра Порошенко от 16 сентября Украина ввела санкции против 105 юридических лиц, включив в список как российские компании, так и крымские предприятия, перерегистрированные по российскому законодательству. При этом, в отличие от других стран, которые ввели санкции против российских компаний ранее, в украинском санкционном списке нет нефтяных и газовых монополистов. Так, если США, Канада и ЕС внесли в список "Роснефть", "Газпром нефть", "Транснефть" и "Черноморнефтегаз" (США и ЕС), то Украина ввела санкции лишь против "Газпром Банка" и "Газпром Авиа".

Относительно крымских компаний позиция Украины также неоднозначная. Например, санкции действуют в отношении Севастопольского и Керченского морских торговых портов, в то время как Керченская паромная переправа (фигурирует в санкционных списках США, ЕС и Канады), а также Ялтинский и Феодосийский порты (США) остались без внимания СНБО.

В целом стоит отметить, что украинский санкционный приоритет — банковский сектор и авиаперевозки. Присоединившись к международным санкциям против "Газпром банка", "Банка Москвы", "Россельхобанка" и "Российского Национального Коммерческого Банка", Украина вводит ограничения на работу в стране для еще 24 российских банков. К ним применяется два вида санкций — блокирование активов и остановка выполнения экономических и финансовых обязательств.

Что касается авиаперевозчиков, то помимо таких гигантов как "Аэрофлот" и "Трансаэро", в украинский санкционный список входят 35 авиакомпаний и предприятий, так или иначе связанных с авиацией. В частности, "308 авиационный ремонтный завод", который занимается обслуживанием и ремонтом техники и комплектующих, и "224 летный отряд", который является российской государственной компанией в составе Минобороны РФ.

Кроме того, в отношении российских и крымских компаний Украина применяет разные меры. Так, стандартное наказание для российских авиакомпаний — ограничение, частичная или полная остановка транзита ресурсов, полетов и перевозок через территорию Украины. В то же время для крымских компаний ограничения гораздо существенней: Севастопольскому авиационному предприятию и Евпаторийскому авиационному ремонтному заводу грозят:

1) блокирование активов — временное ограничение права лица использовать и распоряжаться принадлежащим ему имуществом;

2) ограничения торговых операций;

3) ограничения, частичная или полная остановка транзита ресурсов, полетов и перевезок через территорию Украины;

4) предотвращение вывода капиталов за пределы Украины;

5) остановка выполнения экономических и финансовых обязательств;

6) аннулирование либо остановка лицензий и других разрешений, получение (наличие) которых является условием для совершения определенного вида деятельности;

7) запрет на совершение государственных закупок товаров, работ и услуг у юридических лиц — резидентов иностранного государства государственной формы собственности и юридических лиц, часть статутного капитала которых находится в собственности иностранного государства, а также государственных закупок у других объектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров, работ, услуг происхождением из иностранного государства, к которому применены санкции согласно Закону Украины "О санкциях";

8) остановка действия торговых соглашений, общих проектов и промышленных программ в определенных сферах, в частности безопасности и обороны;

9) запрет передачи технологий, прав на объекты права интеллектуальной собственности.

Украинские санкции в отношении транспортных компаний ограничены "Первой грузовой компанией" (ПГК) и ее "дочкой" в Украине. Предположительной причиной применения к ней санкций, по мнению Центра транспортных стратегий, может быть использование услуг ПГК в перевозке военных грузов в Крым и в контролируемые террористами районы Донбасса. Однако в отличие от США, Украина не применяет санкции к "Сахатрансу" или "Трансойлу".

Также бросается в глаза отсутствие в списке РЖД. Напомним, в январе-феврале 2015 года, когда в России анонсировали запуск поезда Луганск — Москва, руководство "Укрзализныци" направило РЖД письмо, в котором пригрозило приостановить любые отношения с российским железнодорожным госомнополистом. После этого разговоры относительно налаживания пассажирского ж/д сообщения между Россией и "ДНР/ЛНР" поутихли.

Что касается оборонпрома, то Украина ограничилась концерном "Алмаз-Антей", Научно-производственным центром газотурбостроения "Салют" и специализированными авиационными околооборонными предприятиями. При этом в список юрлиц вошли практически все известные батальоны террористов, действующие на неподконтрольных территориях Донбасса: "Заря", "Кальмиус", "Оплот", "Смерть", "Сомали", "Спарта", "Призрак", "Казачья национальная гвардия", общественные движения "Новороссия" и "Русский выбор", радикальная полувоенная организация "Соболь" и казачье сообщество "Братина".

Кроме того, в список попали и благотворительные фонды — как, например, благотворительный фонд Екатерины Губаревой или фонд "Своих не бросаем". При этом в украинском санкционном списке видна попытка объять необъятное. И если в списке Канады указан только Фонд Marshall Capital Fund Константина Малофеева, то в украинском — и он, и фонд Святителя Василия Великого, также контролируемый Константином Малофеевым. Последний успел отметиться и в санкционных списках ЕС, и в списках на награждение орденом Республики Крым"за мужество, патриотизм, активную общественно-политическую деятельность, личный вклад в укрепление единства, развитие и процветание Республики Крым и в связи с Днем воссоединения Крыма с Россией", и в криминальном производстве МВД Украины по подозрению в финансировании незаконных вооруженных формирований.