- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Кто профинансирует масштабное обновление локомотивов в Украине
В последние недели украинские железные дороги начали активно заключать договора о поставке в лизинг в 2013-2016 годах сотен электровозов и другой техники. Как сообщала "Укрзализныця", в сентябре Донецкая, Львовская и Одесская железные дороги (ЖД) по результатам проведенной процедуры госзакупок услуг финансового лизинга подписали договоры с ООО "Премьер Лизинг" на поставку 350 локомотивов в рамках выполнения госпрограммы обновления подвижного состава.
Сделка, конечно, впечатляет масштабами. После череды заметных неудач в деле обновления подвижного состава успех наконец-то сопутствовал "Укрзализныце" (УЗ). Но всех вопросов этот анонс не снимает.
Ведь еще не забыт безрезультатный июльский тендер Приднепровской ЖД, по итогам которого это подразделение УЗ так и не смогло договориться о лизинговой поставке более 150 пассажирских и магистральных электровозов. Можно вспомнить и события 2011-го, когда представители УЗ вроде бы и договорились с российским "Трансмашхолдингом" (ТМХ) о поставке последним для украинских железных дорог около 300 локомотивов на протяжении последующих четырех лет. Данную сделку стоимостью около $2 млрд (16 млрд грн) должен был профинансировать российский Внешэкономбанк. Но… Тогда — не сложилось; получится ли сейчас?
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaМеньше минимального
То, чего не смогли достичь в прошлые годы руководители УЗ непосредственно, удалось сделать ООО "Премьер Лизинг" — малоизвестному на рынке игроку. Общая стоимость услуг, которые эта компания предоставит трем украинским ЖД по означенному выше "локомотивному тендеру" — порядка $1 млрд (8,01 млрд грн).
Помимо "Премьер Лизинга" в тендере на заключение договора по лизингованию Донецкой, Львовской и Одесской ЖД участвовали также "ОТП Лизинг" и "Альянс Лизинг". Процентная ставка в предложениях "Премьер Лизинга" в тендере для ОЖД составила 9,5% годовых, тогда как "ОТП Лизинга" и "Альянс Лизинга" — 13% и 12% соответственно.
Такая разница в стоимости финансирования немало удивила участников рынка. "На сегодняшний день в Украине невозможно предложить такие условия",— таким образом воспринял итоги тендера глава совета директоров Украинского объединения лизингодателей Роман Иваненко. А вот как результат этих торгов прокомментировал изданию "Коммерсант-Украина" гендиректор "ОТП Лизинга" Андрей Павлушин: "Наше предложение было сделано с учетом рисков сегодняшней экономики — в стране происходит спад в промышленности и снижается объем грузовых перевозок. Более низкую ставку мы просто не могли предоставить".
По словам Олега Бабенко, представителя Украинского объединения лизингодателей, до этого события минимальная ставка по лизингу предлагалась со стороны одной известной международной компании. "9,9%. На рынке это — минимум, который мы встречали", — подчеркнул он.
Загадочный игрок
Компания, которая предоставит "Укрзализныце" столь необходимую поддержку в деле обновления техники, особой публичностью не отличается. "О "Премьер Лизинге" мало что известно", — практически одними словами отвечают старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко и глава аналитического департамента Dragon Capital Андрей Беспятов. Связаться по телефону с представителями собственно "Премьер Лизинг" не удалось. В Госадминистрации железнодорожного транспорта что-либо об этой компании нам рассказать также ничего не смогли.
Единственной на сегодня общедоступной информацией об ООО "Премьер Лизинг" может считаться выписка из Единого реестра юридических лиц. Это ООО зарегистрировано в 2011 году, уставный капитал — 1 млн грн, зарегистрировано в Киеве на улице Горького, 97. Владельцем и директором фирмы значится житель поселка Белокуракино Луганской области Анатолий Герасименко.
Возникает вопрос: как неизвестная компания смогла сыграть и выиграть в одном из наиболее масштабных тендеров УЗ за последние годы? Год назад, в ходе расследования издание "Украинская правда" нашло свой ответ "УП" на этот вопрос, усмотрев его в возможных связях "Премьер Лизинга" с высшими властными кругами страны. Другие СМИ искали "корни собственности" этой компании в РФ.
"Момент принадлежности", конечно, мог бы столь явно и не акцентироваться. Если бы не возникали сомнения в том, что благодаря именно этой госзакупке услуг финлизинга подвижной состав УЗ, степень износа которого на некоторых региональных ЖД может достигать 85-90%, все же начнет обновляться в заметных количественных величинах.
Delo.UA обратилось в российский ТМХ, который является владельцем ПАО "Лугансктепловоз". Предприятие в рамках договора, как утверждают в УЗ, должно поставить для "Укрзализныци" 230 электровозов серии 2ЭЛ4. Как сообщил руководитель департамента внешних связей ЗАО "Трансмашхолдинг" Артем Леденев, пока никаких договоренностей на этот предмет пока не заключено. В самой же "Укрзализныце" данных о точных датах поставок "тендерных локомотивов" нам не предоставили. Здесь лишь детализировали сведения о том, сколько локомотивов для той или иной ЖД должно быть поставлено еще в текущем и на протяжении двух последующих лет. Воспринимается это больше как планы, уже не раз заявляемые в прошлом…