НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Кто и для кого может производить грузовые вагоны в Украине (карта)

Фото: ЦТС
Фото: ЦТС
"Укрзализныця" в 2017 году может купить и построить почти 9 тыс. грузовых вагонов. Delo.UA разбиралось, кто же может претендовать на эти заказы
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Прошлый год стал для украинского вагоностроения переломным. После многолетнего спада объемов производства выпуск грузовых вагонов существенно увеличился. По данным Госстата Украины, этот показатель вырос более чем в 2,5 раза, до 2811 вагонов. В том числе 867 вагонов (почти 31% от годового показателя) выпущено в декабре 2016 года.

Представители Крюковского ВСЗ (КВСЗ, Кременчуг Полтавской обл.) уточняют, что в прошлом году произведено 2756 железнодорожных вагонов. Расхождение с Госстатом, вероятнее всего, объясняется тем, что в ведомстве по данной статье учитывают также другие виды техники.

На фоне рекордного 2011 года, когда все вагоностроительные заводы Украины произвели почти 52 тыс. вагонов, это мизер. Однако с учетом событий последних лет — обнадеживающий результат.

Что же произошло с украинским вагоностроением за эти годы? Основной фактор влияния — потеря рынка Российской Федерации.

Именно туда отправлялось 85-90% выпущенных в нашей стране полувагонов, хопперов цистерн и другого подвижного состава. Однако после того как в России были построены несколько новых предприятий, украинским вагонам не нашлось там места. И это случилось еще до аннексии Крыма и начала оккупации Донбасса.

В КВСЗ отмечают, что если в 2011 году экспортная выручка этого сектора экономики превысила $2727 млн, то по итогам 2016-го показатель сократился до $28,5 млн.

Основным заказчиком отечественного вагоностроения стало ПАО "Укрзализнця" (УЗ), которое в 2017 году планирует купить и произвести на собственных мощностях около 9 тыс. грузовых вагонов. А план закупок до 2021 года составляет около 35 тыс. единиц.

[graph_985]

Кто же может претендовать на выполнение этих заказов?

В Украине существует полтора десятка производителей грузовых вагонов. Крупнейшие из них — Крюковский ВСЗ, предприятия "Азовмашинвест Холдинга" (Мариуполь Донецкой обл.), "Днепровагонмаш" (Каменское Днепропетровской обл.) и Стахановский ВСЗ (СВСЗ, Стаханов Луганской обл.). Отдельно выделим "Укрзализныцю", в составе которой действуют три производственные площадки — Дарницкий ВРЗ (Киев), Стрыйский ВРЗ (Стрый Львовской обл.) и Панютинский ВРЗ (Панютино Харьковской обл.).

С начала военных действий в Луганской и Донецкой областях украинское машиностроение потеряло два крупных вагоностроительных предприятия.

Это Стахановский ВСЗ Константина Жеваго и линия по производству полувагонов ЧАО "Донецксталь — МЗ" (ДонМЗ) Виктора Нусенкиса. Если СВСЗ — давний участник рынка со множеством собственных разработок в этой сфере, то ДонМЗ фактически был новичком. Собственное производство годовой мощностью в 1000 полувагонов донецкие металлурги создали лишь в 2012 году.

Также в прифронтовой зоне расположены "Попаснянский ВРЗ" (Попасная, Луганская обл.) и гигант машиностроения — "Азовобщемаш" (Мариуполь, входит в "Азовмашинвест Холдинг"). Если первое предприятие худо-бедно работает, то вагоностроительные мощности мариупольского холдинга простаивают достаточно давно из-за финансовых сложностей акционеров.

Кто же сейчас является лидером отрасли?

Более половины из 2,8 тысяч вагонов, произведенных в 2016 году, приходится на Крюковский ВСЗ. По данным предприятия, в прошлом году на его мощностях выпущено 1576 грузовых и 9 пассажирских вагонов. Примечательно, что крупнейшим клиентом стала не "Укрзализныця". Так, в I полугодии выполнен контракт с Туркменистаном на 750 полувагонов и крытых вагонов. В декабре КВСЗ поставил в адрес "Укрзализныци" 350 полувагонов. Также известно о поставке хопперов-зерновозов частным операторам, другой специализированной техники — металлургам.

Вероятнее всего, и в текущем году предприятие тоже будет ориентироваться на УЗ и Туркменистан, который в первом квартале 2017 года может объявить еще один тендер на 750 вагонов.

С учетом прошлогоднего опыта у КВСЗ высокие шансы стать его победителем.

С большим отставанием от крюковчан прошлый год закончили "Днепровагонмаш" Сергея Тигипко и "Попаснянский ВРЗ", который является партнером ж/д оператора "Лемтранс" (входит в СКМ Рината Ахметова). В декабре эти предприятия по заказу УЗ выпустили 250 и 50 вагонов соответственно.

Среди тех, кто претендовал на тендеры УЗ, был еще "Опытно-механический завод "Карпаты" (Львовская обл.), но он так и не получил заказы.

Отметим, что на собственных мощностях УЗ в 2016 году произвела 398 полувагонов (по данным КВСЗ, 419 ед.). План на 2017 год — построить 3000 полувагонов на трех промплощадках. По словам члена правления ПАО "Укрзализныци" Иренеуша Василевского, именно такое количество является оптимальным для выполнения заводами еще и ремонтных работ. 5890 полувагонов УЗ планирует закупить у сторонних производителей.

В начале года компания даже объявила тендеры на закупку 3000 вагонов. Однако они не состоялись из-за отсутствия заявок от потенциальных поставщиков. Сегодня появилось заявление председателя наблюдательного совета КВСЗ Владимира Приходько, из которого можно сделать вывод, что "Укрзализныця" сформировала условия, которые вагоностроительные предприятия не могут выполнить по экономическим причинам.

Цена вопроса измеряется миллиардами гривень, поэтому борьба за выполнение контрактов предстоит серьезная.