- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Госавиаслужба закрыла небо для новых авиакомпаний (обновлено)
Минюст 13 ноября зарегистрировал новый порядок назначений на маршруты, разработанный Госавиаслужбой, которую возглавляет бывший топ-менеджер МАУ Денис Антонюк.
Это означает фактическое закрытие неба Украины для новых украинских авиакомпаний на ближайшие годы, а также невозможность большинству действующих игроков, включая Wizz Air Украина, получить права на полеты по новым маршрутам.
"Теперь шансы получить какое-либо назначение или право на воздушную линию равны почти абсолютному нулю, если, конечно, вы не МАУ", — прокомментировал ситуацию юрист Marchenko Danevych Андрей Гук.
Проект порядка был опубликован летом и вызвал неоднозначную реакцию рынка. Он отдает всю власть по выдаче маршрутов чиновникам Госавиаслужбы и фиксирует необходимость выполнения первый год рейсов в пределах Украины, после чего авиаперевозчик получает право выполнять чартерные рейсы за границу. И только через два года после начала выполнения внутренних рейсов авиакомпания может претендовать на международные регулярные линии.
Однако даже выполнение этих правил не гарантирует получение права летать за границу. Новый порядок предусматривает "конкурс" заявок, в котором учитываются использование ранее выданных назначений (10 баллов), количество выполненных полетов внутри Украины за последние три года (20 баллов), размер флота и персонала (по 10 баллов), количество выплаченных налогов (10 баллов).
Таким образом, крупнейший игрок на рынке авиакомпания — МАУ — может дублировать заявки других авиаперевозчиков на маршруты и совершенно законно побеждать, поскольку все ключевые балы приносят не качественные характеристики, а количественные.
Кроме того, разрешенная частотность на международных рейсах, если авиакомпания все таки получит право на полеты за границу, рассчитывается по формуле и очень зависит от соотношения международных и внутренних рейсов.
Например, если лоу-кост Wizz Air подаст заявку на выполнение рейсов Киев-Лиссабон, то при отсутствии внутренних рейсов и выполнении порядка 50 рейсов в неделю авиаперевозчик не сможет претендовать ни на одну частоту за границу. Для этого авиакомпании придется летать во Львов или Харьков минимум три раза в неделю, или в Одессу минимум шесть раз в неделю.
В интервью "Интерфаксу" Денис Антонюк заявил, что из проекта были убраны нормы о двухлетних полетах на внутренних рейсах и чартерах перед допуском на международные маршруты, однако он не уточнил, где можно увидеть обновленный текст документа.
При этом Андрей Гук отмечает, что окончательную версию проекта, утвержденную в Минюсте, вообще никто не обсуждал, а предыдущую версию после обсуждения было предложено отклонить в целом. Таким образом, по мнению юриста, это нарушает несколько статей Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности".
В августе заместитель министра инфраструктуры Петр Пинкас заявил, что предложенный Госавиаслужбой порядок содержит "большие риски и может иметь негативные последствия для участников рынка". В качестве решения Мининфраструктуры собиралось усовершенствовать действовавший с 2013 года порядок, который участники рынка назвали соответствующим "международному опыту".
Единственное, что может спасти украинский авиарынок, это подписание Соглашения о едином авиационном пространстве с Евросоюзом, которое постоянно откладывается начиная с марта этого года. Оно снимает ограничения по назначению международных рейсов. Сейчас иностранные авиакомпании могут летать в Украину, а украинские в Европу только в рамках межправительственных соглашений. В них прописано, какие именно авиакомпании имеют право летать в/из страны и частота рейсов. Если одна из сторон хочет внести изменения в соглашение, например увеличить число рейсов, она обращается в Госавиаслужбу и Министерство транспорта, а окончательное решение утверждает Кабмин. После подписания соглашения об "открытом небе" с бюрократией будет покончено, а любая западная авиакомпания сможет начать полеты в Украину уже на следующий день после уведомления о своих планах украинских транспортных ведомств. Главный страх отечественных авиаперевозчиков — на украинский рынок придут европейские лоукосты и попросту вытеснят украинские авиакомпании. По этой причине против его подписания открыто выступает монополист украинского неба авиакомпания МАУ.