- Тип
- Важно
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Мост Патона в Киеве разваливается на глазах: когда и как его спасут (ФОТО)
В Киеве терпит бедствие мост имени Патона, который в этом году отмечает 66 лет со дня постройки. Памятник архитектуры национального значения, согласно сообщениям коммунальщиков "аварийно просел" и с 18 декабря его ремонтируют. Delo.ua выяснило, высоки ли шансы на "выздоровление".
Трещины на колоннах и оббитые символы прошлого.
Мост имени Евгения Патона — уникальный памятник инженерного искусства. На момент постройки он был первым в мире цельносварным автодорожным мостом. Учитывая значение моста для истории науки и техники в 1994 году Комитет охраны и реставрации памятников Украины внес сооружение в список вновь выявленных памятников архитектуры. А в 1995 году мост получил признание Американской ассоциации сварки как уникальная сварная конструкция своего времени.
Несмотря на международное признание сейчас состояние моста плачевное. Причем страдает не только сама конструкция моста с опорами, но и его богатый архитектурный декор оформленный в стиле послевоенного сталинского ампира. На въездах к мосту, со стороны Русановки гранитные плиты на парадных колоннах "разъехались" в разные стороны. Пышный декор металлической ограды моста весь покрыт ржавчиной. От ограды отлетают металлические звезды, растительный декор. Во многих местах опоры лишены фонарей, а сами столбы покрыты коррозией.
Еще хуже ситуация под самим мостом. Металлические конструкции побиты коррозией, часть из них обнесена строительными лесами. В августе этого года от одной из опор отлетели массивные гранитные плиты. В "Киевдормосте" тогда поспешили заверить, что ничего страшного в этом нет, а облицовка отпала из-за дождей и снега. "Последние годы по мосту ехать страшно. Мало того, что он сильно вибрирует, так еще постоянно образуются трещины", — жалуется Delo.ua таксист Анатолий Ковальчук.
Обещания и ремонты
На плохое состояние моста киевляне жалуются уже много лет. Уникальное сооружение с момента возведение в начале 1950-х годов ни разу капитально не ремонтировали. Хотя власти заявляли о необходимости срочного ремонта еще в 1990-х годах. Однако тогда не хватало финансирования. Новые разговоры о необходимости реконструкций развязки начали в 2008 году, в рамках проведения Евро-2012. Тогда премьер-министр Украины, Николай Азаров заявил, что мост будет обновлен после достройки Дарницкого и Подольско-Воскресенского мостов.
Из серьезных перемен последних лет, стоит отметить строительство в 2009 году правобережной развязки моста и ремонтные работы проведенные комунальщиками в 2011-2012 годах. Тогда здесь обновили тротуары, заменив старые плиты на новые железобетонные. А также усилили опоры для освещения. Также коммунальные службы с периодичностью раз в несколько лет ремонтируют дорожное покрытие, которое от большого потока транспорта рушится на глазах.
С тех пор мост разрушается, а больших денег на его спасение не выделяли. Например, в Программе социального и экономического развития города Киева на 2018 — 2020 года были выделены средства из госбюджета на реализацию реконструкции легендарного сооружения. Сумма, мягко говоря, смешная — 20 миллионов гривен на 2 года. В тоже время, на реконструкцию развязки на Шулявке выделили почти миллиард гривен. К слову, такую же сумму — миллиард гривен — потратили и на внедрение е-билета в столице, который пока так и не заработал полностью.
В "Киевавтодоре" заверяют, что занимаются вопросом подготовки проекта реконструкции моста. "Для возможности начала выполнения проектных работ, балансосодержателем сооружения, коммунальным предприятием "Киевавтодормост" объявлен тендер на комплексное обследование моста", — рассказал Delo.ua Александр Густелев, гендиректор коммунальной корпорации "Киеавтодор".
Отметим, что мост был запроектирован по нормам 1948 года на пропуск 4 колонн транспорта, без учета двух полос безопасности. В Киевавтодоре посетовали, что пропускная способность моста — 20 тысяч автомобилей в сутки, а по факту по нему проезжает 100 тысяч. Из-за такой нагрузки мост начал проседать.
Планы и сроки
В КГГА пояснили, что пока можно рассчитывать лишь на проектировку реконструкции моста, так как он является памятником архитектуры. "Для того, чтобы мост начал реконструировать город, необходимо лишить его статуса памятки на время ремонта", — поделился планами замглавы КГГА Николай Поворозник. Он заверил, что во время реконструкции сооружения все его архитектурные элементы будут воссозданы с помощью современных материалов.
"Киеавтодор" планирует радикальную реконструкцию моста. "Нужно заменить конструктивные материалы моста современными материалами. Например, заменить железобетонную плиту проезжей части на металлическую. Это позволит уменьшить постоянную нагрузку на несущую конструкцию в несколько раз", — пояснил Густелев.
Кроме того, в рамках реконструкции моста здесь увеличат количество полос движения до 8 (сейчас 7 — Delo.ua). А вот вопрос возобновления трамвайного движения, упраздненного в 2004 году, рассмотрят уже при окончательной проектировке моста.
Но когда начнется долгожданная реконструкция неясно. Глава КГГА, Виталий Кличко, в комментарии сайту "Сегодня"заявил, что работы по реконструкции могут затянутся на 1,5-2 года, но без разрешения Минкульта и эти сроки могут сдвинутся. Неизвестна и сумма, необходимая на реконструкцию.
"Общая стоимость работ будет определена проектом в зависимости от решений, которые будут приняты", — резюмировал Александр Густелев. Он также уточнил, что при реставрации моста полностью закрывать движение по нему не будут. "Работы будут проводиться поэтапно, сдали одну полосу, приступили к другой", —говорит чиновник.
Пока власти Киева и минкульт обмениваются "любезностями", горожане на ремонт моста в ближайшие пару лет могут не рассчитывать. Ведь средств на ремонт памятника архитектуры в городском бюджете на следующий год не заложили.
Василий Михальчук, специально для Delo.ua