- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Мы продаем не сырье, а решения — финансовый директор UMG
Некогда добывающая компания UMG создала Инкубатор новых бизнесов и за последние пару лет запустила ряд промышленных стартапов. Как это происходит, рассказала в интервью журналу "ТОП-100" Ольга Фрусевич, финансовый директор компании.
Многие считают, что финансовый директор — самый главный бухгалтер.
Подготовка отчетности — это лишь малая часть задач финансового директора, остальное никак нельзя назвать работой главного бухгалтера. Его функция — не только учет и работа с отчетностью, но и финансовое лидерство в определении стратегии развития бизнеса. Он является катализатором изменений, направленных на достижение бизнес-целей компании.
Если бы вы искали себе преемника, по каким признакам вы бы его выбирали?
Это однозначно профессионал с широким кругозором. Кроме того, новый человек приходит в команду, где уже есть ряд руководителей со своими характерами. Он должен вписаться — обладать типажом, который необходим для успешной работы компании в целом. Важны опыт, умение организовывать процессы, должно быть понимание ожиданий менеджмента, а также навыки ведения успешных переговоров с финансовыми компаниями, контролирующими органами и клиентами. Финансовый директор — это один из лидеров компании, он влияет на формирование ее репутации. Он может как облегчить работу компании с клиентами, так и усложнить ее излишними формальностями.
Вы больше полагались бы на опыт преемника, приобретенный в украинских или зарубежных компаниях?
Задачи финансового директора здесь немного отличаются от задач финансового директора в Европе и США, потому я бы искала человека с опытом работы в украинском офисе международной компании.
В иностранных компаниях работа более системная, чем в отечественных. При этом опыт работы в украинской компании тоже важен, потому что необходимо знать наши реалии, уметь взаимодействовать с госорганами и быстро адаптироваться к изменениям налогового законодательства. Наша компания ориентирована на лучший международный опыт структурирования процессов. При этом в значительно большей степени, чем за рубежом, у нас ценится предпринимательство и скорость принятия решений.
Насколько специфична ваша отрасль с точки зрения финансового менеджмента?
Нельзя сказать, что у нас одна отрасль. Мы сегодня занимаемся не только добычей полезных ископаемых. С прошлого года мы запустили агротрейдинговый бизнес, уже несколько лет занимаемся золошлаковыми материалами (отходы ТЭС), редкими и техническими газами. Разумеется, финансовому директору нужно знать специфику каждого бизнеса.
Как изменилась ваша работа во время кризиса?
В 2011-2012 гг. экономическая ситуация была более стабильной, тогда никто не мог предвидеть ни военные действия в Украине, ни связанный с ними затяжной экономический кризис. Страновой риск Украины был значительно ниже, банки чуть ли не сами искали корпоративных заемщиков для предоставления финансирования. Сейчас большому бизнесу очень сложно привлекать деньги за рубежом, а украинские банки практически не способны его обеспечить. При этом международные финансовые организации (ЕБРР, IFC и другие) сейчас больше ориентированы на развитие среднего и малого бизнеса.
Сейчас для крупного бизнеса поиск финансирования — главный вызов?
Один из главных. Мы — компания, которая обладает большой ликвидностью, у нас сегодня нет долгов. Но одна из наших задач — искать возможности привлечения недорогого финансирования, так как известно, что собственный капитал дороже заемного. К примеру, можно привлекать торговое финансирование при закупке импортного оборудования под гарантии Международного страхового фонда. Плюс остается возможность краткосрочного финансирования зарубежными банками агротрейдинговых операций.
С какими вызовами вы сталкиваетесь при запуске новых бизнесов?
UMG отличается от других компаний, которые занимаются запуском стартапов. В момент, когда мы начали открывать новые направления, у нас уже был опыт состоявшегося бизнеса, была команда, с которой мы стали заниматься поиском новых перспективных идей для запуска и развития стартапов. Особенность в том, что необходимо постоянно масштабировать финансовую функцию на новые направления, учитывать технологические особенности, больше анализировать модели эффективного развития, оценивая, в том числе, финансовые риски.
Какие риски связаны с запуском новых направлений?
Запустив бизнес, мы порой сталкиваемся с непредвиденными обстоятельствами. Один из наших первых стартапов — это переработка и продажа золошлаковых материалов. Когда мы в него входили, мы не до конца понимали рынок. Если с запуском фабрики по переработке микросферы все было ясно (это был продукт, востребованный за границей), то куда сбывать другие золошлаковые материалы, мы сначала и не представляли, но все же нашли решение. К примеру, в прошлом году мы начали экспорт шлака — он оказался востребованным в Европе для производства абразивов.
А что с рынком редких и технических газов?
Редкие и технические газы востребованы в высокотехнологических отраслях, весь объем отправлялся на экспорт. К примеру, в прошлом году на рынке неона произошел всплеск цен, они взлетели в несколько раз. Но так же быстро, буквально месяца за три, цена упала. Сейчас она практически на том же уровне, что и год назад. Позже мы поняли, что это была спекулятивная игра, создание искусственного дефицита на рынке. Конечно, сейчас уже не будет той огромной маржи, но сегодня рынок нам более понятен, теперь мы видим возможности реализовывать и другие промышленные газы.
Как вообще рождаются стартапы?
В компании на базе департамента стратегии создан Инкубатор новых бизнесов, где работают несколько команд. Департамент стратегии строит предположения о ценах пилотного продукта, закладывает основы производственного процесса, оценивает его доходы, расходы, инвестиции, определяет потенциальных клиентов. На этапе тестирования проверяются гипотезы: такие ли цены, спрос, качество, расход сырья. Если гипотезы подтвердились, то проект переходит в операционную стадию и становится полноценным бизнесом.
Трейдинг так же появился?
Да. Например, сейчас мы занимаемся агротрейдингом и минеральными удобрениями. Зерно — товар биржевой, но рынок Украины не сразу реагирует на изменение цены на бирже. По сути, он непредсказуем. Агротрейдинг — это бизнес с большим рабочим капиталом и низкой валовой маржой. Увеличить прибыльность этого бизнеса можно, например, путем повышения оборачиваемости.
Много проектов сейчас на тестировании?
Изначально было более 200 идей. Весь пакет проектов пропустили через "сито", оценили начальные инвестиции, показатели прибыльности. Из оставшихся несколько запустилось, другие пребывают в стадии инкубации, то есть разработки. Рассматривая новый продукт, мы всегда оцениваем потенциальный рынок, исследуем возможность интегрировать свое сырье в производственную цепочку разных бизнесов. То есть мы продаем не сырье, а решение для наших клиентов. Скоро мы расскажем о наших новых проектах.
Выпуск "ТОП-100. Лучшие топ-менеджеры Украины" доступен в редакции и в розничных сетях Киева и городов-миллионников с 11 июля.