Мы стремимся к концу года охватить 75% населения Украины связью 4G — президент "Киевстар"

Александр Комаров, президент компании "Киевстар"
Александр Комаров, президент компании "Киевстар"
Президент "Киевстар" Александр Комаров о главном событии прошлого года, запуске и расширении 4G, новых запросах бизнеса, интернетизации страны и объеме трафика на 25 тысяч лет

В первом квартале 2019 года "Киевстар" заработал больше на интернет-трафике, чем на голосовой связи. С чем связан этот тренд?

Действительно, в январе-марте этого года больше половины операционного дохода услуг мобильной связи нам принес мобильный интернет — почти 2,5 млрд грн. Основным драйвером рыночного роста стала технология LTE. Всего за последний год "Киевстар" включил связь 4G в 5713 населенных пунктах. Темпы строительства соответствуют примерно 15 новым населенным пунктам в день. Сегодня уже 65% украинцев могут пользоваться интернетом 4G от "Киевстар".

При этом мы не забываем о качестве услуги. Скорость интернета — ключевая характеристика, по которой клиент определяет качество связи. Мы поставили цель — дать абоненту самую высокую скорость передачи данных. Наши технические преимущества это позволяют: у "Киевстар" наибольшее количество радиочастот и число базовых станций — более 25 тысяч, из них 7 тысяч были установлены для 4G-связи. Все это дает нам возможность справляться с нагрузками на сеть.

По данным экспертов Ookla (международная компания, которая анализирует скорость интернета в мире) за 2018 год, "Киевстар" — лидер по скорости мобильного интернета в Украине. Это отражается на клиентском опыте и потреблении: средний объем трафика передачи данных на одного абонента "Киевстар" вырос в первом квартале до 3,1 Гб, или в два раза по сравнению с прошлым годом.  

Как запуск 4G повлиял на бизнес и какие преимущества эта технология открывает перед пользователями?

Запуск технологии LTE в прошлом году стал событием для всей страны. Государство получило огромные средства, почти 8 млрд грн, от продажи лицензий на частоты 2600 и 1800 МГц. Телеком-операторы смогли вернуться к уверенному росту доходов и после нескольких лет стагнации заплатили еще больше налогов в госбюджет, а клиенты получили доступ к высокоскоростному интернету по технологии LTE, увеличили потребление и получили новые сервисы и возможности.

Но изменилось не только потребление, изменился портфель абонентских сервисов. Для примера: в сетях 3G и 4G "Киевстар" почти 70% всего интернет-трафика приходится на "тяжелый" контент — видеофильмы, соцсети, загрузка файлов в облачные хранилища данных. Абоненты все чаще используют возможности LTE для замены фиксированного интернета, ведь скорость передачи данных в этом случае бывает даже выше, чем у WiFi-роутера с фиксированным подключением к сети. Это особенно распространено там, где проводной интернет отсутствует или низкого качества.

Так, есть небольшие населенные пункты, где среднее потребление данных, переданных по мобильной сети, достигает 60-70 ГБ в месяц на абонента. Мы видим, как в результате доступа к новым технологиям меняется бизнес клиентов, меняются их привычки. Около 70% бизнес-клиентов, которые используют 4G, загружают данные в облачные хранилища, а почти 80% используют мессенджеры и онлайн-приложения, чтобы продвигать свою продукцию или общаться с клиентами. Если ранее для этих целей использовались SMS или мультимедийные сообщения, то сейчас — ОТТ-мессенджеры обмена мгновенными сообщениями и другие приложения.

Однако "Киевстар" не намерен быть просто "трубой" для трафика и фокусируется на развитии цифровой экосистемы, доступ к которой дает интернет-подключение. Неограниченный трафик на соцсети и музыкальные сервисы в наших тарифных планах, мобильная связь в пакете с "Домашним интернетом", интернет-телевидение (со всеми его преимуществами), услуга денежных переводов, специальные предложения для фанатов игры World of Tanks, услуги цифровой подписи Mobile ID, контроль безопасности недвижимости SafeHome, продукты, решения IoT (интернет вещей) — это лишь небольшой перечень проектов, которые "Киевстар" реализовал за последние несколько лет.

Пока связь 4G есть только в больших городах. Каковы планы по расширению покрытия?

Все очень относительно. Наша 3G-связь доступна для 80% жителей Украины, и всего за год мы включили 4G на территории, где проживает 65% населения. Я считаю это значительным прогрессом, если учесть, что первая 4G-сеть в мире появилась в 2010 году, а в Украине только в 2018-м. Мы сейчас наверстываем и стремимся к тому, чтобы к концу 2019 года предоставлять связь четвертого поколения на территории, где живет порядка 75% населения, и это точно уже не только крупные города. 

Это требует огромных инвестиций. Так, за 2018 год и первый квартал 2019-го "Киевстар" инвестировал более 8 млрд грн в лицензии на частоты для новых технологий, конверсию радиочастот, оборудование, строительство сети и так далее. При этом  средний чек абонента (ARPU) в Украине — один из самых демократичных в мире: по результатам 2018 года он составлял всего 58 грн в месяц.

Кстати, это практически самые низкие затраты на связь по сравнению с ARPU других мобильных компаний во всем мире. "Киевстар" инвестирует огромные суммы в развитие новых технологий и качественную связь, при этом  наши тарифы одни из самых доступных, а средняя скорость мобильного интернета самая высокая в Украине.

С какими основными проблемами при запуске 4G вам приходится сталкиваться?

Есть одна системная проблема, которую нужно решать совместно с государством, — интернетизация отдаленных населенных пунктов. "Киевстар" выполнил лицензионные требования по охвату новыми технологиями мегаполисов, областных центров, крупных населенных пунктов, а до конца 2019 года планирует охватить связью 4G все города и поселки с населением 10 тысяч и более.

Сейчас мы фокусируемся на развитии "в глубинке". К сожалению, частоты, выделенные для развития 4G, не пригодны для покрытия больших территорий, таких как автотрассы, малонаселенные районы. Здесь есть два решения. Первое — договориться всем телеком-операторам о перераспределении спектра в диапазоне 900 МГц на приемлемых условиях и получить возможность технологической нейтральности. Второе — искать новые диапазоны, не распределенные между мобильными операторами, например, 800 и 700 МГц, которые могут быть предоставлены операторам для решения проблемы цифрового разрыва между городом и селом. Сегодня эти решения на повестке дня у телеком-регулятора и комитета по радиосвязи. 

Еще одна проблема — кражи и повреждение оборудования и кабельных линий. В последнее время это главный источник проблем со связью. По данным ассоциации ТЕЛАС, с 2015 по 2018 год, когда операторы внедряли технологии 3G и LTE, на телеком-рынке совершено более 100 тысяч краж оборудования, рынку нанесен ущерб на почти 1,5 млрд грн, а ведь эти средства можно было бы использовать для улучшения качества связи, расширения телеком-сетей и так далее.

Мы, конечно, быстро реагируем и делаем максимум для того, чтобы провести восстановительные работы. Но усилиями операторов проблему не решить, необходим комплексный подход на уровне государства и правоохранительных органов по усилению ответственности за повреждение телеком-инфраструктуры. По этому вопросу уже есть целый ряд законопроектов, которые поддерживает "Киевстар". Надеемся, что в ближайшее время они будут рассмотрены профильным парламентским комитетом.

Как вы оцениваете качество связи стандарта 4G в Украине?

Это может показаться субъективным, но я оцениваю качество связи в Украине как очень высокое. Если сравнить ключевые показатели услуг связи в Украине и в других странах, то мы находимся на очень хорошей позиции. Базовые параметры качества, на которых фокусируются операторы — скорость, успешность установления соединений, доставка SMS, — у нас очень высокие.

Например, для услуги передачи данных одним из ключевых показателей является процент отказа в установлении соединения. У "Киевстар" он составляет 0,07%, то есть из 10 тысяч интернет-соединений только семь не состоялись по каким-то причинам. Это очень хороший результат.

Но мы работаем в непростых условиях. В сети "Киевстар" есть внутренний SMS-канал, в котором я вижу все проблемы первого и второго уровня, влияющие на работоспособность сети. Так вот в 90% случаев это кража оптоволоконного кабеля и отключение электроэнергии.

С мая в Украине стартовала услуга переноса номера при смене мобильного оператора — MNP. Расскажите, в чем заключается ее суть и какие первые результаты. 

Схема работы этой услуги проста. Зарегистрированный абонент обращается к оператору, к которому хочет перейти. Оператор заполняет соответствующую заявку, которая впоследствии уходит в централизованную базу данных перенесенных номеров. И если все сведения об абоненте корректны, он переходит к новому оператору с новой SIM-картой, не теряя свой прежний номер, включая код сети. Услуга бесплатна. 

Мы получаем сотни заявок от клиентов, которые хотят перейти на обслуживание в нашу сеть. И мы готовы всех обслуживать. Наши преимущества — самая высокая скорость мобильного интернета, что подтверждено международными исследованиями, качество связи, большая территория действия 4G и доступные тарифы. Однако я всегда подчеркивал, что успех работы услуги MNP не зависит от одного оператора, в этом процессе задействовано много сторон, которые должны работать слаженно и синхронно.