- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Новогодний подарок: "Укрнафта" выплатила дивиденды, но остались долги по налогам
Сегодня, открывая заседание Кабинета министров Украины, премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что "Укрнафта" перечислила государству дивиденды в размере почти 1,8 млрд грн. "Хотел бы доложить членам правительства и украинскому народу: 1,77 млрд грн компания "Укрнафта" перечислила в госбюджет. Дивиденды уплачены", — сказал премьер.
Но это лишь часть задолженность компании перед государством. Еще вчера суммарные обязательства ПАО "Укрнафта" составляли более 11 млрд грн, в том числе упомянутые Яценюком 1,77 млрд грн дивидендов за 2011-2013 годы.
Чтобы получить дивиденды, государство как акционер компании в лице НАК "Нафтогаз Украины" в течение 2015 года предпринимало невероятные усилия. Был уменьшен кворум в акционерных обществах, произошла смена менеджмента (сначала уволили старого главу правления, затем — директоров). А чтобы закрепить результат, прописало в контрактных обязательствах нового главы "Укрнафты" Марка Роллинса обязательство выплатить все дивиденды.
Эффект ретроградного Меркурия сработал с 2014 годом: при Роллинсе компания довольно быстро выплатила дивиденды за этот период. А вот с проблемными 2011-2013 процесс остановился. У "Нафтогаза" и " Укрнафты" в багаже нерешенный спор о стоимости газа, который правительство обязало "Укрнафту" продать в 2008 году по 265,65 грн за 1 тыс. куб м (без учета НДС, сбора в виде целевой надбавки, тарифов на транспортировку и поставку, а также расходов на его закачку и хранение в подземных хранилищах).
"Укрнафта" оспорила установленную тогда НКРЭ цену и требует пересчета поставок по рыночной стоимости. Даже было предложено прекратить все обязательства перед НАКом по дивидендам за 2011-2014 годы. Таким образом, полученный в 2008 году газ, обошелся бы сейчас "Нафтогазу" в 2 млрд 411,929 млн грн.
В итоге новое руководство "Укрнафты" выплатило дивиденды за 2014 год. А Хозяйственный суд Киева признал несостоявшейся выплату дивидендов за 2011-2013 год путем взаимозачета с "Нафтогазом". Так что ситуация осталась в зоне ответственности руководства "Укрнафты" и "Нафтогаза" — на какой цене будет достигнуть компромисс.
Премьер Арсений Яценюк даже грозил увольнением Роллинсу в случае срыва выплат дивидендов "Нафтогазу". Депутаты не устают напоминать о сумме задолженности по налоговым отчислениям, которые в пять раз больше дивидендов.
В отличие от чиновников, в "Нафтогазе" и "Укрнафте" пока не готовы комментировать ход переговоров. Но по словам пресс-секретаря "Укрнафты" Катерины Саковой, в компании прилагают все усилия, чтобы выплатить дивиденды до 31 декабря (комментарий получен 29 декабря — Delo.UA).
Эксперты, опрошенные Delo.UA, также были не уверены в том, что произойдет даже частичная оплата долгов и "Укрнафта" положит под новогоднюю елку "Нафтогаза" своеобразный подарок.
Денис Саква, аналитик Dragon Capital, вчера в комментарии Delo.UA предположил, что вопрос с дивидендами попытаются решить до Нового года , а вот для погашения остальных долгов потребуется добрая воля миноритариев (около 42% акций компании контролируют структуры Игоря Коломойского — Delo.UA). По его информации, "Укрнафта" накопила более 9 млрд грн дебиторской задолженности и еще около 8 млрд грн предоплаты перед другим компаниями. В итоге у "Укрнафты" просто нет свободных средств для оплаты задолженности по налогам и дивидендам за предыдущие периоды.
"Переговоры продолжаются: миноритарии хотят денег за газ (поставленный в 2008 году — Delo.UA), "Нафтогаз" не соглашается с ценой," — обрисовал спор с "Нафтогазом" Саква. То есть, миноритарные акционеры считают, что "Нафтогаз" должен первым рассчитаться, после чего у "Укрнафты" появятся деньги на дивиденды и другие платежи.
Кроме того, по его мнению, "Укрнафта" сознательно просит цену на газ выше. Но в результате переговоров будет найден компромиссный вариант цены, которая окажется выше себестоимости, но ниже текущих цен на газ.
В отличие от Дениса Саквы, Владимир Омельченко, директор энергетических программ Центра Разумкова, считал, что "Укрнафта" не сможет выплатить даже дивиденды, пока у "Нафтогаза" есть перед ней долговые обязательства. Поэтому компании должны будут найти компромисс.
"У сторон абсолютно разное понимание консенсуса. Государство считает, что может регулировать цены на газ и покупать его дешевле. "Укрнафта" считает, что добытый природный газ — ее собственность, которую она может продавать по рыночным ценам," — объясняет Омельченко. К тому же механизмы, которые применяет государство, зачастую грубые, комментирует эксперт объявление ГФС ареста активов "Укрнафты" и угрозы лишить предприятие лицензий на добычу.
Позицию миноритариев "Укрнафты" тоже сложно назвать конструктивной. "Хотя "Укрнафта" прибыльна, схемы позволяют вывести все финансы из страны", — говорит Омельченко.
Оба аналитика отмечают, что смена менеджмента может позитивно сказаться на работе "Укрнафты". Однако для полномасштабной оценки его деятельности пока еще мало времени. Только в начале декабря утвердили условия контрактов для новых директоров правления. А новый директор Марк Роллинс проработал в компании неполных шесть месяцев.
К тому же новым руководителям "Укрнафты" приходится существовать в старом законодательном и корпоративном поле. К примеру, одним из предложений Роллинса на посту было снижение рентных отчислений и возможность направить эти средства в развитие добычи. Кроме того, он предлагает в дальнейшем выплачивать не больше 30% чистой прибыли в качестве дивидендов акционерам.
Но в условиях противоборства двух групп влияния — "Нафтогаза" (государство) и миноритариев (за которыми стоит Игорь Коломойский) — фигура Роллинса может быть номинальной в споре акционеров. Для того, чтобы он мог эффективно решать стратегические о оперативные вопросы, нужно перейти к другому уровню корпоративных управления и культуры.
По этой причине не исключено, что выплата задолженности по дивидендам стала результатом договоренности на самом высоком уровне, так как все факты были против такого сценария решения одного из проблемных вопросов. При этом не стоит забывать, что кроме дивидендов существует задолженность по налогам. По последним подсчетам Государственной фискальной службы (ГФС), это 9,552 млрд грн. И хотя компания ежемесячно платит налоги и ренту в 2015 году, долг остается. Его судьба и роль нового менеджмента в урегулировании споров станет понятна уже в новом году.