НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Опыт реновации: во что в мире превращают старые исторические здания

Реновация Военно-исторического музея (Дрезден, Германия)
Реновация Военно-исторического музея (Дрезден, Германия)
Наталия Рева, PR-директор компании SAGA Development, рассказывает о мировом архитектурном опыте в сохранении и трансформации исторического наследия

Редевелопмент знаковых зданий во всем мире сопровождается бурной дискуссией между застройщиками, урбанистами и общественностью. Но практика показывает: если найти компромисс между амбициями девелоперов и интересами жителей городов, заботящихся о сохранении архитектурного наследия, грамотная реновация исторической застройки оказывает исключительно положительное влияние на городскую среду.

В сентябре 2019 года мы инициировали дискуссию с профессиональным сообществом архитекторов о реконструкции здания НИИ "Киевпроект" в центре Киева. Тогда нашей целью было понять, какую ценность для архитектурного сообщества представляет этот образец модернистской архитектуры, который последние 20 лет находится в упадке, а отдельные его части — в аварийном состоянии.

Мы убеждены, что реновация позволит сохранить здание от разрушения, наполнив его новыми функциями и, благодаря этому, вдохнуть новую жизнь в прилегающий район. Мировой опыт показывает, что качественная трансформация исторических зданий позволяет обеспечить win-win и для жителей города, и для девелопера.

Реновация Военно-исторического музея (Дрезден, Германия)

Здание военно-исторического музея в Дрездене было построено в конце XIX века, до конца Первой мировой войны использовалось как арсенал, потом было переформатировано в музей. В 1945 году выдержало бомбардировки союзнических войск, а в конце 80-х годов XX века власти закрыли его за ненадобностью.

Реновация Военно-исторического музея (Дрезден, Германия)

Однако спустя еще несколько десятилетий немецкое правительство предложило реанимировать здание музея и объявило конкурс для архитекторов. Победителем стала Studio Libeskind с идеей реализовать проект в стиле деконструктивизма.

Музей рассекает полупрозрачная металлическая структура, которая будто врезается в дом. Как говорит Даниэль Либескинд, это архитектурное решение выбрано, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме насилия и того, как переплетаются война и судьба города.

Современный фасад заметно выделяется на фоне традиционного неоклассического здания, здесь обустроили панорамную площадку, откуда открывается вид на город. С появлением новодела общая площадь комплекса увеличилась до 22 тысяч квадратных метров, таким образом, Военно-исторический музей в Дрездене стал самым крупным объектом в стране подобного вида.

Реконструкция здания бывшей пожарной станции в порту (Антверпен, Бельгия)

Антверпен — второй по величине и важности морской порт Европы, обслуживающий за год примерно 15 тысяч морских торговых судов и 60 тысяч внутренних барж. Эффективность портовой администрации имеет большое значение. В 2007 году руководство порта Антверпена объявило конкурс на проект единой штаб-квартиры, так как ранее все сотрудники администрации были рассредоточены по разным зданиям.

Местом для нового офиса было выбрано бывшее здание пожарной станции, возведенной в 1922 году по проекту на тот момент главного архитектора Антверпена Эмиля Ван Авербеке. Главным условием архитектурного конкурса было бережное отношение к историческому зданию.

Реконструкция здания бывшей пожарной станции в порту (Антверпен, Бельгия)

Все участники конкурса предложили проекты с надстройкой, но идея Zaha Hadid Architects показалась представителям администрации наиболее амбициозной.

Многогранный остекленный объем более 100 метров в длину разместился над пожарной частью так, что взгляду доступны все четыре фасада исторического здания. В основе проекта — чередование прозрачных и непроницаемых панелей. Такой прием защищает интерьер от излишнего солнечного света и жары, и в то же время открывает прекрасный вид на реку Шельда, город и сам порт.

Реконструкция здания бывшей пожарной станции в порту (Антверпен, Бельгия)

Новое здание рассчитано на 500 рабочих мест и выполнено с учетом всех требований к современному офисному пространству. В штаб-квартире также разместили библиотеку, читальный и конференц-зал, несколько ресторанов и смотровую площадку на крыше.

К слову, в 2019 году Antwerp Port House стал победителем международной премии в недвижимости MIPIM Awards в номинации "Лучшее здание после реконструкции".

Королевский музей Онтарио (Торонто, Канада)

Еще один значимый проект Даниэля Либескинда и его Studio Libeskind — трансформация Королевского музея Онтарио. В 2007 году в честь пятидесятилетнего юбилея руководство музея утвердило план реконструкции здания.

В основе концепции проекта — обновление фасада, который не только сделал динамичным облик музея, но и освежил всю улицу. Команда Либескинда спроектировала необычную стеклянную конструкцию с множеством граней и изломов. Формой она напоминает огромный кристалл из пяти пересекающихся призм. Каждая из граней пристройки образует пять огромных выставочных залов.

Королевский музей Онтарио (Торонто, Канада)

На этапе строительства проект вызвал неоднозначную и бурную реакцию у горожан и активистов, которые опасались, что современная пристройка испортит облик исторического здания. Но сразу после ввода в эксплуатацию музей стал одной из главных архитектурных достопримечательностей города.

Отель и музей в переоборудованном зернохранилище в Кейптауне, Южная Африка

Зернохранилище, расположенное в порту Кейптауна, открылось в 1924 году и до закрытия в 2001 году являлось центром международной торговли и экспорта в гавани бухты. После выведения здания из эксплуатации собственники решили создать на его основе первый крупный музей современного искусства на Африканском континенте — Zeitz MOCAA. Это был первый этап реконструкции здания, которым занялся британский архитектор Томас Хезервик (Heatherwick Studio).

Отель и музей в переоборудованном зернохранилище в Кейптауне, Южная Африка

В реконструированном пространстве архитекторы Heatherwick Studio постарались сохранить многие оригинальные черты здания, в том числе, 42 цилиндрических бункера для хранения, вырезанные внутри и сформировавшие большой атриум для музея.

Отель и музей в переоборудованном зернохранилище в Кейптауне, Южная Африка

Сперва внутри бывшего зернохранилища разместили 80 выставочных залов, 18 образовательных зон, реставрационные мастерские, книжные магазины, кафе, рестораны. Со временем под руководством Хезервика здесь же оборудовали и отель под названием The Silo. Занимая шесть этажей над музеем, он разместился в части зернового элеватора здания, где зерно когда-то поднималось лифтами для взвешивания, очистки и хранения.