- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Агро
- Дата публикации
Откуда в Украине за год появилось 3 тыс. вагонов-зерновозов
Транспортный портал ЦТС опубликовал 10 ключевых целей недавно назначенного и.о. председателя правления ПАО "Укразализныця" (УЗ) Евгения Кравцова. Топ-менеджер одним из ключевых вопросов назвал перевозки зерна в Украине. Среди прочего он сказал: "У нас увеличился рабочий парк примерно на 3 тысячи по сравнению с сезоном 2015-2016 гг. благодаря закупке зерновозов частными компаниями. Это должно положительно сказаться на обеспечении подвижным составом перевозок зерна".
Delo.UA решило выяснить, о каких именно вагонах-зерновозах идет речь и откуда они появились на ж/д путях Украины.
За последнее время несколько агрохолдингов приобрели специализированную технику для перевозки такой продукции. В частности, в январе 2017 года о покупке 50 вагонов заявила компания "Агропросперис". Такое количество достаточно для формирования одного состава для перевозки собственных грузов. "Другие холдинги тоже покупают", — сказал аналитик одной из крупных агрокомпаний, не уточнив их названий.
"В Украине за 2016 год сделали всего 238 зерновозов, а за 6 месяцев 2017-го — 380 штук", — рассказал на условиях анонимности менеджер предприятия-поставщика ключевых комплектующих для грузовых вагонов. Он также предположил, что глава УЗ мог говорить о бывших в употреблении вагонах, завезенных из других стран.
Такую версию в беседе с журналистом Delo.UA подтвердил представитель крупного вагоностроительного предприятия. По его словам, два ж/д-оператора ("РТК — Украина" и "Укртранслогистика-2") относительно недавно завезли из России похожее количество зерновозов, которые ранее эксплуатировала компания "Русагротранс" (РФ).
На рынке считается, что ООО "Рэйл Транзит Карго Украина" ("РТК-Украина") — дочерняя компания "Русагротранса", который является крупнейшим перевозчиком зерна в России. Это подтвердили два независимых источника. Даже логотип компаний и оформление сайтов очень похожи. Однако формально в реестре юридических лиц Министерства юстиции Украины единственным основателем компании указана "Нортодия Трейдинг ЛТД" (Кипр), а конечным бенефициаром — гражданка Кипра Elena Papachristodoulo.
В одной из презентаций ПАО "Укрзализныця" о рынке зерновых перевозок, опубликованной в июне 2017 года указано, что "РТК-Украина" — крупнейший частный владелец зерновозов. В его парке тогда числилось более 1600 специализированных вагонов. Однако сейчас на сайте перевозчика указано, что он владеет 2500 вагонов-зерновозов. То есть за неполных два месяца парк увеличился более чем на 50%.
В 2014 году сообщалось, что эта компания уже пополняла свой парк б/у техникой, ранее эксплуатировавашейся в России.
Что касается ООО "Укртранслогистика-2", то его учредителем и бенефициаром является житель Киевской области Александр Трофимов. На сайте компании указано, что она владеет более 1 тыс. грузовых вагонов разных модификаций, в том числе и зерновозами. Однако в презентации УЗ эта компания вообще не упоминается. Наш собеседник на предприятии-производителе зерновозов поясняет ситуацию тем, что "Укртранслогистика-2" не покупала вагоны, а брала в аренду с оформлением временного ввоза. По оценкам эксперта, по такой схеме ввезено около 1500 единиц.
Оттуда ввезено 1073 и 578 единиц такого подвижного состава. Напрямую из России поставлено 163 и 203 вагона. Из Беларуси ввезено 360 вагонов за 5 мес. 2017 года.
Следует обратить внимание, что в Румынии ширина ж/д путей меньше, чем в странах СНГ. Поэтому эксплуатация именно румынских вагонов в Украине или России без замены колесных пар невозможна. Поэтому Румыния не является традиционным поставщиком ж/д техники в нашу страну. Опрошенные участники рынка предположили, что это могут быть экс-российские вагоны, поставку которых с целью избежания санкций оформили транзитом через это государство. В абзац после публикации внесены исправления — Delo.UA.
Так что рост парка практически не сказался на показателях украинских вагоностроительных заводов.
По состоянию на начало июня 2017 года в собственности УЗ было 11648 хопперов-зерновозов, еще 4234 вагона принадлежало частным компаниям. Весьма вероятно, что в ближайшие месяцы количество техники для перевозки агропродукции будет увеличиваться.
"Мы получаем сигналы от крупных игроков аграрного рынка о том, что каждый из них готов покупать в среднем 300-400 вагонов-зерновозов и предоставлять их нам в лизинг на 5-7 лет. Критическим в данном случае является именно такой срок окупаемости вагонов. При этом следует отметить, что вагоны на срок лизинга будут оставаться в оперативном управлении данных компаний", — рассказал Евгений Кравцов. По его словам, сейчас идет проработка деталей лизинговых условий для создания прозрачного и эффективного механизма.
Однако не исключено, что парк частных компаний продолжит пополняться не за счет новых, а ввезенных из-за границы бывших в употреблении вагонов.