- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Пять главных итогов Стокгольмского арбитража по версии "Нафтогаза"
Глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев и главный коммерческий директор группы "Нафтогаз" Юрий Витренко рассказали о главных итогах двух споров с ПАО "Газпром" в Стокгольском арбитраже. Delo.UA записало главные их выводы.
Первое: "Нафтогаз" ничего не должен "Газпрому"
По спору о поставке газа в Украину "Нафтогаз" должен был заплатить "Газпрому" чуть больше $2 млрд за поставки газа в IV квартале 2013 — II квартале 2014 годов.
По спору о транзите заплатить должен "Газпром" — компенсировать недопоставки газа для транзита в Европу. В контракте от 2009 года указывалось, что "Газпром" будет прокачивать по 110 млрд куб. м газа ежегодно (по сути, такой себе ship-or-pay). Эта декларация не выполнялась и арбитры решили, что российская компания должна выплатить $4,63 млрд.
"В решении указано, что мы выиграли $4,63 млрд, и уже написано, что мы минусуем сумму долга за поставленный газ, и прямо указана чистая сумма — $2,56 млрд (долг "Газпрома" — ред.), на который начисляются проценты "Газпрому". Нам больше проценты не начисляются", — уверяет Витренко.
Второе: "Газпром" получает штраф за каждый день неуплаты
После решения арбитров по контракту на поставку газа, "Нафтогазу" начислялись штрафы за неуплату — около $600 тыс. ежедневно.
По итогам решения арбитров в споре о транзите, обязательства "Нафтогаза" компенсируются взаимозачетом, а "Газпром" наоборот должен будет платить ежедневные штрафы.
В контракте указана ставка штрафа для "Нафтогаза", но не для "Газпрома", поэтому арбитры использовали более низкую, стандартную шведскую ставку, объяснил главный коммерческий директор "Нафтогаза" Витренко.
Третье: Арбитраж не пересмотрел тариф на транзит, но все может изменить регулятор
"Нафтогаз" требовал пересмотреть условия транзита: изменить тариф, разрешить виртуальный реверс, передать выполнение контракта от "Нафтогаза" к "Укртрансгазу".
Украинская компания ссылалась на реформу рынка газа, которая проходит в Украине, на наличие независимого регулятора, который установил новые тарифы для монополий вроде транспортировки газа. "Газпром" сказал, что отношения регулируются только контактом.
"Арбитраж сказал, что у нас есть регулятор с соответствующими полномочиями. И он должен воспользоваться своими полномочиями, чтобы применить украинское и европейское законодательство по отношению к этому контракту", — рассказал Витренко
Пока транзитная ставка не пересмотрена.
Четвертое: Нужно искать новый способ андбандлинга (отделения транспортировки), поскольку контракт остается в "Нафтогазе"
Пока контракт на транзит не урегулирован в соответствии с украинским и европейским правом, контракт нельзя передать третьему лицу, поскольку контракт это прямо запрещает.
"Мы в свое время обращались к "Газпрому" с объяснением ситуации: что у нас должен быть оператор ГТС, и он должен оказывать услуги "Газпрому", а не "Нафтогаз". "Газпром" отказался предоставить нам право передать контракт", — рассказал Витренко.
Пятое: "Нафтогаз" готов бороться за активы "Газпрома" в других странах, если россияне не заплатят
В "Нафтогазе" предсказывают, что "Газпром" будет бороться, чтобы не платить компенсацию.
"Мы со своей стороны считаем, что у нас есть средства взыскания, а у "Газпрома" есть много активов в Европе и во всем мире. Мы давно их инвентаризировали, знаем, что у них есть и сейчас будем работать в этом направлении", — сообщил глава "Нафтогаза" Коболев
Однако в "Нафтогазе" считают, что "Газпрому" лучше выполнить свои обязательства добровольно.
"Не выполняя свои обязательства, "Газпром" в очередной раз доказывает, что является ненадежным партнером, который игнорирует принципы корректного ведения бизнеса и выполнения норм контрактов. Это игнорирование — сигнал того, что будет происходить с европейским рынком газа, когда будет построен "Северный поток-2" и закрыт украинский маршрут. Они будут так же шантажировать страны Европы", — уверен Коболев.
"Теоретически возможность оспорить (решение — ред.) есть, для этого "Газпрому" нужно довести нарушение процедуры арбитражем. Но мне сложно оценивать вероятность этого. Но даже начало этой процедуры (оспаривания — ред.) не останавливает действие решения арбитража. Решение вступило в силу вчера", — рассказал Коболев.
"Мы ждать не будем. Ждать — не наш метод. Мы уже позвонили и попросили что-то нам прислать", — подытожил свое выступление на пресс-конференции глава "Нафтогаза" Коболев.