НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Плоский прокат на экспорт: почему меткомбинаты Мариуполя готовятся к росту производства?

ММК им.Ильича и "Азовсталь" уже с марта намерены увеличить выплавку чугуна и стали. Delo.UA разбиралось в причинах этого события и искало позитив для других украинских метпредприятий

Как стало известно Delo.UA, предприятия холдинга "Метинвест", расположенные в Мариуполе, — ММК им.Ильича (ММКИ) и "Азовсталь" — с марта намерены увеличить производство готовой продукции. Такой поворот событий может стать позитивным сигналом для всей украинской металлургии. Ведь эти предприятия еще в ноябре 2015 года существенно сократили загрузку своих производственных мощностей, сославшись на плохую рыночную конъюнктуру.

Будет ли улучшение?

В "Метинвест Холдинге" прямо не ответили на запрос Delo.UA о возможном росте объемов производства, объяснив тем, что в связи с продолжающимся процессом реструктуризации евробондов компания не может делать прогнозов. И этот период продлится как минимум до лета. Однако нам удалось получить подтверждение процессов, которые являются косвенным свидетельством улучшения ситуации.

В частности, в пресс-службе "Метинвеста" рассказали, что в настоящее время происходит плановое тестирование всех систем доменной печи (ДП) №4 на "Азовстали", реконструкция которой закончилась еще летом прошлого года и обошлась почти в $90 млн.

Второй позитивный сигнал — с 1 февраля 2016 года работники ММК им. Ильича и МК "Азовсталь" переведены на полную рабочую неделю. Напомним, что еще осенью 2015 года был введен режим неполной рабочей недели из-за снижения загрузки мощностей.

Источники Delo.UA в деловых кругах Мариуполя говорят, что на "Азовстали" отрабатывается запуск не только доменной печи, но и второго конвертера. Предприятие сможет производить до 40 плавок стали в сутки, чего невозможно достигнуть, работая одним конвертером.

Источник: Интерфакс-Украина

Что же произошло с мариупольскими предприятиями в ноябре и почему сейчас они задумались об увеличении производства? Первым делом вспоминается, что на зимние месяцы пришлась наиболее горячая фаза переговоров "Метинвеста" с держателями его еврооблигаций. Несколько опрошенных экспертов на условиях анонимности предположили, что сокращение производства могло быть одним из элементов давления на кредиторов. Однако более вероятно, что решение обусловлено преимущественно рыночными факторами.

Оба мариупольских предприятия производят плоский прокат. "В ноябре 2015 года металлургические комбинаты имени Ильича и "Азовсталь" существенно сократили объемы производства из-за неблагоприятной ситуации на рынке. Резко уменьшилось количество заказов на толстый лист, горячекатаный рулон и чушковый чугун, в связи с чем было принято решение об уменьшении выплавки чугуна и стали с ноября по январь. По этой же причине было принято решение об остановке на ММК им. Ильича ДП-4 для проведения капитального ремонта", — ответили в пресс-службе "Метинвеста" на вопрос о причинах сокращения выплавки.

Здесь следует отметить, что "Запорожсталь" и Алчевский МК также специализируются на плоском прокате, но в ноябре-декабре столь существенно не снижали объемы выплавки чугуна и стали. АлМК все еще отходит от почти годичного простоя, поэтому его работа не является показательной. А на запорожском меткомбинате этот факт объяснили рыночной конъюнктурой. Старший аналитик инвесткомпании "АРТ Капитал" Алексей Андрейченко предполагает, что лучшие показатели работы "Запорожстали" могут объясняться более выгодной логистикой отгрузки готовой продукции или поставок сырья по сравнению с Мариуполем.

Действительно, "Запорожсталь" даже в конце прошлого года сохраняла прибыльность, а вот ММКИ и "Азовсталь" ноябрь отработали с убытком. Такая разница во многом объясняется товарной номенклатурой. Большая часть готовой продукции запорожского меткомбината — горяче- и холоднокатаный (г/к и х/к) плоский прокат, который является более маржинальным, чем продукция мариупольских предприятий (сляб, толстый лист). Чтобы не увеличивать убытки, в Мариуполе приняли решение временно заглушить часть агрегатов, а персонал перевести на режим неполной рабочей недели. Не исключено, что принятое в "Метинвесте" решение могло спровоцировать замедление снижения стоимости плоского проката.

"Цены на металлопродукцию по всему сортаменту опустились до минимальных значений за последние 10 лет и до уровня себестоимости по многим позициям (осенью 2015 года — Delo.UA). Производители со своей стороны немного снизили давление на рынок в регионе Черного моря, тем самым помогая спросу восстановиться", — объясняет аналитик Concorde Capital Роман Тополюк.

Торможение, но пока не отскок

На "Запорожстали" говорят, что характерной чертой последних 2-3-х месяцев является избыток предложений китайских и индийских производителей металлопродукции на традиционных для комбината рынках сбыта.

Что же позволило задуматься о восстановлении объемов выплавки в феврале?

"В январе цены по ряду направлений плоского продукта (листы, рулоны) продолжали снижение. Тем не менее, на фоне стабилизации внутренних цен в КНР и сокращения выплавки стали, китайские производители предприняли первые попытки поднять цены на экспортных направлениях на 10-20 долларов США с целью сокращения убытков. Частично данные действия имели успех, и котировки китайского плоского проката незначительно прибавили в цене. Также европейские игроки и ArcelorMittal объявили о повышении цен на горячекатаные рулоны в Европе на фоне укрепления евро к доллару США. Таким образом, в феврале произошло незначительное повышение цен по ряду экспортных направлений, однако развитие событий будет полностью определяться дальнейшей активностью китайских игроков", — рассказали в "Метинвест Холдинге"

Опрошенные инвестаналитики также отмечают незначительное улучшение рыночной ситуации. "Сейчас цены на сталь приблизительно на 5-6% ниже, чем в ноябре прошлого года. Но они немного восстановились по сравнению с январем, когда было около -8% к ноябрю", — говорит аналитик Dragon Capital Денис Саква.

"Наращивание производства в феврале связано с некоторым улучшением спроса, прежде всего на рынках плоского проката Ближнего Востока и Турции, где котировки на горячекатаный и холоднокатаный рулон начали расти. Также впервые более чем за полгода растут черноморские котировки слябов", — добавляет руководитель подразделения по финансовому анализу корпораций финансовой группы ICU Александр Мартыненко. Кроме того, благоприятная ситуация складывается в Китае, где на фоне пополнения складских запасов в последнее время растут внутренние цены на сталь, а следовательно ослабляется давление китайского экспорта на внешних стальных рынках.​

Источник: Concorde Capital

Не стоит забывать, что впервые за несколько месяцев стоимость руды в портах КНР преодолела отметку в $50 за тонну.

Роман Тополюк говорит, что рынок выжидает, какую ценовую политику будут проводить китайские поставщики после завершения китайского Нового года. Ведь до этого они сбивали цены на металл. "Пока что продолжения массированного демпинга не видно. Экспортные поставки убыточны, в основном, для китайцев, и без девальвации юаня у них нет большого резона дальше снижать цены. По отдельным группам сортамента наблюдаются робкие попытки поднять стоимость (слябы, катанка, арматура). Цены на заготовку потихоньку снижаются", — описывает рыночную ситуацию Тополюк.

Нерыночные ограничения

Кроме ценовой ситуации на глобальных рынках, предприятия Донецкой области, и в частности мариупольские меткомбинаты, имеют еще один сдерживающий фактор для наращивания производства. Еще не так давно Мариуполь был на грани того, чтобы оказаться полностью отрезанным от транспортного сообщения с остальной Украиной. Поэтому "Метинвест" был вынужден полностью пересмотреть схемы поставки сырья из Кривбасса и Авдеевки.

"Металлургические предприятия де-факто продолжают работать в режиме 2014 г. — обстрелы вдоль линии фронта, медленное прохождение границы грузом, дополнительные расходы на логистику — все это сдерживает полную загрузку мощностей", — напоминает Роман Тополюк.

Поэтому без ответа остается вопрос: справится ли транспортная инфраструктура Мариуполя (порт + железная дорога) с ростом поставок сырья, если металлурги захотят существенно увеличить выплавку чугуна и стали? Ведь единственный способ удержаться на плаву в условиях низких цен на металл на мировом рынке — это расширение производства.

"Сегодня через Камыш-Зарю — Волноваху пропускают 13 грузовых поездов в сутки. Этой пропускной способности не хватает. К сожалению, активной поддержки со стороны "Укрзализныци" и Мининфраструктуры Украины в расширении грузоперевозок по перегону Камыш-Заря — Волноваха нет. Необходимо убрать логистические ограничения и обеспечить меткомбинаты в Мариуполе необходимым объемом сырья за счет ж/д поставок по Камыш-Заре", — говорят в "Метинвест Холдинге".

Это все же лучше, чем в декабре 2014 года. Тогда сообщалось, что пропускная способность этой ж/д ветки составляет 7-8 пар поездов в сутки. Металлурги также продолжают использовать каботажные перевозки сырья из порта Бердянска в порт Мариуполь.

Помощь ЕС и Турции

Что еще может способствовать увеличению выплавки стали металлургическими предприятиями Украины? Не так давно Турция объявила предварительные, а ЕС — окончательные — результаты антидемпинговых расследований в отношении поставок г/к и х/к плоского проката из России и КНР.

В первом случае китайским и российским металлургам грозит введение существенных пошлин на их горячекатаную продукцию. Во втором пошлины на холоднокатаный прокат уже введены: для производителей РФ в размере от 19,8% до 26,2%, КНР — от 13,8% до 16%. Это практически закрывает рынки ЕС и Турции для наших основных конкурентов.

Но далеко не факт, что эти антидемпинговые расследования смогут кардинально улучшить сбыт украинской стали на европейском и турецком направлениях. "С одной стороны, появляются дополнительные возможности для сбыта холодно-катанного рулона, поскольку введение антидемпинговых пошлин в ЕС вынудит металлургов РФ и КНР перенаправлять экспортные потоки. С другой стороны, те же российские компании могут попытаться компенсировать снижение продаж холоднокатанки увеличением поставок горячекатаного рулона и другой продукции", — предполагает Александр Мартыненко. Например, Магнитогорский МК (Россия) имеет собственные перекатные мощности в Турции.

Другие эксперты отмечают, что украинская продукция, производимая на ММК им.Ильича и "Запорожстали", вряд ли сможет заместить российский прокат. "Экспорт из Украины может быть и вырастет, но незначительно, так как качество отечественного х/к проката ниже, чем у российской продукции", — сетует Денис Саква.

В "Метинвесте" напоминают, что окончательное решение о применении антидемпинговых пошлин к участникам расследования и их размере будет принято правительством Турции до июня 2016 года. В случае их введения вероятно будет инициирован процесс по оспариванию результатов расследования, результат которого предсказать трудно. "Пока же предварительные результаты расследования можно считать позитивным сигналом для Украины", — говорят в холдинге.

В пресс-службе "Запорожстали" напомнили, что по итогам 2015 года в страны ЕС было направлено 20% произведенной на меткомбинате продукции, еще 16% — в Турцию. "Структура сбыта существенно не изменится", — так ответили Delo.UA на запорожском меткомбинате на вопрос о последствиях введения пошлин на продукцию иностранных конкурентов. Ведь по итогам прошлого года поставки в ЕС увеличились на 20%.

По данным Research&Consulting Group (RCG), в 2015 году импорт х/к плоского проката из углеродистой стали из Украины в страны ЕС в 2015 г. вырос на внушительные 40% достигнув около 220 тыс. т.

Дальнейший прирост поставок украинского металлопроката может заинтересовать контролирующие органы Евросоюза, Турции и других стран. Поэтому при дальнейшем увеличении экспорта нужно действовать осторожно, чтобы не оказаться в одной лодке с китайцами и россиянами.

Введение антидемпинговых пошлин на х/к прокат наших конкурентов может оказаться более глобальным событием, чем это кажется на первый взгляд. И его последствиями смогут воспользоваться не только производители данного вида продукции. "Это может привести к тектоническим сдвигам на рынках ЕС и Турции. Доля Украины на импортном рынке ЕС в 2015 году по х/к плоскому прокату чуть больше 6%. Это существенно меньше, чем у Китая (около 30%) и России (23%). Похожая ситуация и в Турции. Если убрать с этих рынков китайцев и россиян, то их прокат может быть заменен, например, местной продукцией, для которой потребуются украинские слябы или даже руда", — прогнозирует Александр Сирик, директор RCG Deutschland GmbH.