НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Почему крупнейший перевозчик контейнеров уходит из Одесского порта

Почему крупнейший перевозчик контейнеров уходит из Одесского порта
Почему крупнейший в мире перевозчик контейнеров Maersk Line исключает с 1 апреля морской порт "Одесса" из ротации на своем черноморском сервисе, и при чем тут "ТИС"
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В начале марта стало известно, что датская компания Maersk Line, крупнейший в мире перевозчик контейнеров, с апреля перестанет разгружаться в порту Одессы.

"Начиная с апреля мы больше не будем осуществлять судозаходы в порт "Одесса", и мы любезно просим вас решить, какой альтернативный порт разгрузки вы предпочитаете", — говорится в письме компании.

Позже в комментарии"БизнесЦензор" генеральный директор Maersk Ukraine Роман Колоянов заявил, что с 1 апреля Maersk Line не то чтобы уходит из "большой Одессы", но будет работать не в трех ее портах, а только в двух — Черноморском рыбном порту и в "Южном" ("Трансинвестсервис" (ТИС).

"Мы заходим в три порта: Черноморский рыбный порт, Одесский морской порт и "Южный" (ТИС). Просто было три порта, в которые мы заходили, теперь будет два", — объяснил Колоянов, добавив, что решение компании "продуманное и коммерческое, никак не связанное с политическими причинами". Так почему же крупнейший в мире контейнерный перевозчик ушел из Одесского порта?

Тревожные звоночки

По данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), в 2017 году отечественные морпорты увеличили контейнерооборот по сравнению с 2016 годом на 1,9% — до 590,27 тыс. TEU. Оборот импортных контейнеров вырос на 3,8% — до 303,26 тыс. TEU, транзитных — на 16,7%, до 33,33 тыс. TEU. Оборот экспортных контейнеров сократился на 1,8% — до 251,38 тыс. TEU, во внутреннем сообщении — на 13,8%, до 2,31 тыс. TEU.

Всего в украинских морских портах переработку контейнеров осуществляли четыре морпорта.

Доля Одесского порта в контейнерообороте морских портов наибольшая — 88%, порта "Южный" — 11,9%, порта "Черноморск" и специализированного морпорта "Ольвия" — менее 1%.

Переработка контейнеров в украинских портах ведется на пяти контейнерных терминалах: "ГПК Украина" и "Бруклин-Киев Порт" — в Одесском порту; ТИС-КТ — в акватории порта "Южный", на терминале морского торгового порта "Черноморск", на терминале Ильичевского морского рыбного порта.

Эксперты называют Maersk Line одним из лидеров по объемам контейнерных перевозок в Украине. Так, в 2016 году компания перевезла с заходом в Украину около 200 тыс. TEU. По данным АМПУ, в 2016 году оборот в целом составил 588,54 тыс. TEU. Из этого следует, что контейнерооборот датской компании занимает более трети всего контейнерооборота.

Несмотря на растущий в Украине контейнерооборот, Maersk Line ранее намекала на "уход" из Одесского порта из-за незаконного взимания канального сбора за следование судов к четырем гаваням Одесского порта — Каботажной, Ланжероновской, Новой и Карантинной.

По данным юристов, в августе 2016 года АМПУ отдельным поручением, выданным 10 августа 2016 года, обязала свой Одесский филиал взимать канальный сбор при судозаходах в те гавани (Карантинную, Каботажную, Новую и Ланжероновскую), где он исторически никогда не взимался. Тогда решение принималось без обсуждения с представителями бизнеса и без экономических или юридических обоснований.

Вид на Каботажную и Практическую гавани, Odessaguide.net

"Речь о тех гаванях Одесского порта, в которые заходят наши суда, — Ланжероновской и Карантинной. Дело в том, что при заходе в них суда не проходят канал Одесского порта, канал идет мимо этих гаваней, поэтому начислять сбор там не за что", — сообщал тогда Mind.ua директор Maersk Ukraine Роман Колоянов.

Собственно, в акватории указанных гаваней и находится один из крупнейших в Украине контейнерных терминалов, принадлежащих "ГПК-Украина". В 2016 году компания обслужила грузопоток в 283 тыс. TEU. На этот терминал завязаны одесские сервисы судоходных линий, в том числе Maersk Line.

В 2017 году ситуация разрешилась, и ряд инстанций подтвердил незаконность взимания АМПУ канального сбора за следование судов в Карантинную и Ланжероновскую гавани Одесского морского порта. Однако вся эта история негативно отразилась на Одесском порту, и в портовых кругах поговаривали, что Maersk Line делала намеки на уход из порта.

Версии

В Одесском морском торговом порту (МТП) официально очень осторожно прокомментировали прекращение судозаходов контейнеровозов Maersk Line в "большую Одессу". В пресс-службе МТП заявили, что обработка судов контейнерной линии Maersk регламентируется соглашениями, подписанными между датской контейнерной линией и оператором контейнерного терминала ДП "Контейнерный терминал Одесса" (КТО), входящего в структуру немецкого концерна HHLA (Гамбург).

В администрации также отметили, что предоставлять корректную информацию об истинных причинах перевода судозаходов на другой контейнерный терминал и комментарии о возможности продолжения обслуживания судов данной контейнерной линии на терминале, находящемся в оперировании ДП "КТО", является компетенцией исключительно  ДП "Контейнерный терминал Одесса".

"Согласно имеющейся информации, решение хэдофиса Maersk об изменении терминала обслуживания линейных судов не связано ни с техническими, ни с технологическими условиями работы в Одесском порту", — резюмировали в порту.

Однако off-the-record в МТП намекают на демпинг компании "ТИС", особенно в свете открытия ими еженедельного контейнерного поезда между Киевом и их контейнерным терминалом в морском порту "Южный".  

В пресс-службе "ТИС" сообщили, что не могут комментировать причины решения Maersk уйти из Одессы. Однако эксперты рынка утверждают, что демпинг ни при чем, а "ТИС" сейчас определили Maersk как ключевого клиента, который дает основной судозаход.

"Одессе развиваться некуда, Черноморск из-за того, что там половина — государственная собственность, половина — частная собственность, там развития как такового нет. Остается "Южный", в частности "ТИС", который построил в 2012 году контейнерный терминал. "ТИС" очень много денег вложил в ж/д инфраструктуру, они построили второй железнодорожный путь. У них еще не закончилась программа развития. Maersk сейчас — ключевой клиент "ТИСа", — рассказал источник Delo.ua.

Он также отметил, что уход Maersk из Одесского порта — это вопрос конкуренции и сервиса. "ТИС" пообещал Maersk все условия, сделал контейнерные поезда, первый — на Нижнеднепровск, второй — на Киев. Также планируется запуск контейнерного поезда в Харьков… Это все делается для Maersk. Это вопрос конкуренции и сервиса… Оба терминала — "ГПК Украина" и "Бруклин-Киев Порт" — хорошо себя чувствуют, учитывая тот факт, что у них есть сухозаходы, есть большое количество экспедиторов. "ТИС" решил пойти на конкретный сервис", — уточнил источник.

Сопредседатель Таможенного Комитета ЕБА, генеральный директор LAMARIN Александр Лазарев отметил, что Maersk — не последняя компания, которая примет такое решение. Кроме того, отмечает эксперт, из Одессы на "ТИС" могут перейти еще несколько линий.

"Maersk ходил в три порта в одной акватории, будет ходить в два, что тоже много. Но тут никакой политики, только коммерция. Разговоры об этом шли уже лет 5-10, и Maersk точно не последний, кто так поступит. Ходят слухи, что из Одессы еще пара линий на "ТИС" собираются. Но с политикой это никак не связано, им просто выгоднее "ТИС". Это единственный порт без инфраструктурных поборов, платных пропусков и прочего бреда",— рассказал Лазарев.

Группа терминалов "ТИС"

Вместе с тем и. о. главы АМПУ Райвис Вецкаганс назвал планируемое прегрешение судозаходов Maersk в Одесский порт чисто коммерческим вопросом.

"Конкуренция усиливается, и усиление конкуренции значит то, что есть перераспределение… Каждый ищет более дешевые и более эластичные порты, терминалы, где они могут отрабатывать свои контейнеры. Для них (грузоотправителей — ред.) важна скорость обработки, для них важна цена, для них важно, в том числе во сколько портов они заходят, связны ли порты с автомобильной логистикой, подходы к этим портам, в том числе и ж/д подходы", — отметил Вецкаганс.

Он отметил, что решения по открытию новых сервисов, новых линий, перехода с одного терминала на другой, не принимаются быстро.

"Такие решения очень взвешены, поскольку требуют для контейнерной линии очень много внутренней перестройки, операционной. То есть перейти с одного терминала на другой не так просто. Но эти решения принимаются максимально взвешенно, анализируя все эти факторы, которые я назвал", — уточнил Вецкаганс.

Еще ряд экспертов рынка называют сложившуюся ситуацию вполне логичной и прогнозируемой из-за отсутствия развития Одесского порта и коррупционных рисков. Кроме того, на рынке утверждают, что Maersk поговаривал об уходе еще 5 лет назад. Является ли сложившаяся ситуация критической — нет, показательной — вероятно, да.