- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Почему Приднепровской железной дороге не удалось купить 150 новых электровозов
Приднепровская железная дорога (ПЖД) не смогла взять в лизинг 48 двухсистемных пассажирских и 105 магистральных электровозов постоянного тока ВЛ11М/6. Торги были отменены, так как для участия в соответствующих конкурсах было подано менее двух заявок, сообщается на официальном сайте "Государственные закупки Украины".
В администрации ПЖД к моменту публикации комментарии по поводу неудавшегося тендера не предоставили. Аналитики утверждают: провал торгов отражает общую ситуацию на рынке долгового капитала.
Локальный провал ПЖД
Износ тягового подвижного состава на Приднепровской ЖД (одной из крупнейших в Украине с протяженностью путей в 3,2 тыс. км — 15% общегосударственной сети) специалисты характеризуют терминами, близкими к слову "критический". Как заявлял гендиректор "Укрзализныци" (УЗ) Сергей Болоболин на бизнес-конференции "ABC: Ukraine & Partners", по состоянию на текущее лето эксплуатируемые на ПЖД электровозы "имеют практически двукратный ресурсный износ".
Собственных средств на масштабное обновление техники у ПЖД нет. По итогам 2012 года "Укрзализныця", в состав которой входит и Приднепровская ЖД, получила чуть свыше 800 млн грн чистой прибыли (по МСФО). А на указанное обновление тягового подвижного состава, по экспертным оценкам, требуется минимум в 8 раз больше средств. К тому же УЗ в своем составе объединяет шесть железных дорог. Поэтому единственный расчет ПЖД в данном случае мог быть лишь на заемное финансирование.
"Начиная с мая 2013-го, ставки на рынках заемного капитала начали расти в ожидании окончания программы количественного смягчения в США. Наиболее пострадали развивающиеся рынки. Последняя успешная операция УЗ на долговых рынках была связана с привлечением весной средств через выпуск евробондов. С тех пор стоимость заемного капитала для украинских компаний заметно выросла. Это не могло не отразится на ожидаемых процентных ставках по договорам финансового лизинга", — комментирует старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко.
В итоге, предполагает он, на участие в тендере ПЖД с той стоимостью заемного капитала, на которую рассчитывала железная дорога, просто не нашлось желающих. "Еще месяц назад рассчитывали на 9% годовых, сейчас таких (низких) ставок на рынке просто нет", — утверждает аналитик. До конца 2013 года значительного снижения ставок не ожидается, так как рынки будут находиться под давлением завершения программы количественного снижения. Поэтому финансирование обширных проектов в нынешнем году под вопросом, утверждают в "Арт Капитал".
По оценкам этой компании, закупка свыше 150 электровозов сегодня может потребовать свыше $800 млн. А в мае 2013-го "Укрзализныця" сумела разместить пятилетние еврооблигации только на $500 млн, и то после повышения ставки по годовым выплатам на 0,5 пп, до 9,5%.
Общая проблема УЗ
В целом, по данным руководства УЗ, износ подвижного состава (особенно тягового) по всем железным дорогам Украины по состоянию на июнь 2013-го достигает 90%. Иными словами, масштабная замена тягового подвижного состава в целом по желдорогам страны попросту необходима. И откладывать процесс было бы крайне нежелательно.
Нельзя говорить, что в "Укрзализныце" не прилагают никаких усилий по данному направлению. Планы по техобновлению с использованием лизинговых схем оглашались в УЗ еще в конце 2012 года. Этому предшествовали неудачные переговоры с российскими банками по привлечению кредитов для покупки грузовых электровозов. В 2011-м представители "Укрзализныци" заключили договоренность с российским "Трансмашхолдингом" (ТМХ), по которой предполагалась поставка последним для УЗ порядка 300 локомотивов на протяжении последующих четырех лет.
Данную сделку стоимостью около $2 млрд (16 млрд грн) должен был профинансировать российский Внешэкономбанк. Но возникли сложности, средства от банка так и не поступили, и масштабная поставка от ТМХ не осуществилась. (Всего в рамках действующей программы по обновлению тягового железнодорожного парка Украины предусмотрено приобретение 509 пассажирских и грузовых локомотивов на общую сумму около $3,5 млрд). И вот уже после этого масштабного в целом для отрасли провала глава украинского Министерства инфраструктуры Владимир Козак заявил о замене (обновлении) парка электровозов, но теперь по схемам финансового лизинга.
Андрейченко говорит, что привлечение денег посредством подобного лизинга снижает налоговую нагрузку на заемщика и переносит часть рисков на финансовую структуру. Последняя, в свою очередь, обычно выставляет за свои услуги более высокую процентную ставку по сравнению со стандартным банковским кредитом. И такую "более высокую цену" заемного финансирования, как видно, в ПЖД оплатить не смогли.