НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Почему "Wizz Air Украина" покидает украинское небо

Война на Донбассе, падение пассажиропотока или конфликт вокруг нового Порядка назначений на авиамаршруты? В чем истинная причина прекращения деятельности "Wizz Air Украина"?
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Руководство "Wizz Air Украина" приняло решение прекратить деятельность авиакомпании в Украине. "20 апреля авиакомпания "Wizz Air Украина", которая в настоящее время выполняет 16 рейсов на двух самолетах из Украины, прекратит свою деятельность", — сказано в официальном заявлении авиакомпании.

При этом полностью покидать украинский рынок Wizz Air не намерена. Так, 8 рейсов в/из Украины будет выполнять материнская авиакомпания Wizz Air Hungary. Для этих нужд в Киеве будет базироваться один самолет Airbus A320. Второй борт, принадлежавший "Wizz Air Украина", будет перебазирован в Кошице (Словакия) и будет выполнять рейсы в Милан и Шеффилд-Донкастер с начала июня 2015 года.

Свое решение закрыть "дочернюю" компанию в Украине Wizz Air объяснила продолжающейся нестабильностью в Восточной Украине, девальвацией и влиянием контроля обмена валюты. Однако умолчало о скандале вокруг нового Порядка назначений на авиамаршруты, который в самой авиакомпании не раз называли поводом для ухода с украинского рынка.

Правила раздора

О возможности ухода с украинского рынка в "Wizz Air Украина" впервые заговорили осенью 2014 года. Тогда генеральный директор "Wizz Air Украина" Акош Буш высказывал недовольство разработанным Госавиаслужбой Порядком предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий. По мнению авиакомпании, порядок прописан в интересах единственной авиакомпании (МАУ) и является барьером для выхода на украинский рынок новых перевозчиков, в том числе и лоукостов. Порядок предусматривал, что для получения назначений на новые международные авиарейсы, владельцем более 50% уставного капитала авиакомпании должен быть резидент Украины, а сама авиакомпании перед тем как начать выполнение регулярных международных рейсов, должна была не менее 12 месяцев отлетать на внутренних линиях. "Этот документ устанавливает правила для авиакомпаний, зарегистрированных в Украине, которые стремятся получить назначения на рейсы от Госавиаслужбы. Поэтому количество авиаперевозчиков и количество маршрутов может сократиться", — заявлял тогда Акош Буш.

Можно было бы предположить, что именно возможные сложности с работой на украинском рынке стали причиной прекращения деятельности "Wizz Air Украина", особенно ввиду решения Окружного административного суда Киева от 12 марта, который удовлетворил иск авиакомпании "Международные авиалинии Украины" и признал незаконным действующий приказ Министерства инфраструктуры №245 от 23 апреля 2013 года "Об утверждении Порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий", которым право на выдачу разрешений было передано от Госавиаслужбы конкурсной комиссии при Мининфраструктуры. Данное решение суда открывало дорогу к принятию скандального Порядка авторства Госавиаслужбы.

Однако в день объявления о прекращении деятельности "Wizz Air Украина"Госавиаслужба обнародовала новый, намного более мягкий проект приказа "О внесении изменений в авиационные правила "Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий".

Из него убрали один из самых скандальных пунктов — об обязательном выполнении авиаперевозчиком внутренних полетов. Именно украинский лоукост-перевозчик являлся одной из тех авиакомпаний, которая пострадала бы от данного нововведения больше других. Как объяснял коммерческий директор компании Вадим Третьяк, компания "Wizz Air Украина" располагает только одним типом самолетов (Airbus-320) на которых осуществлять внутренние авиарейсы с существующем уровнем пассажиропотока нерентабельно. "На внутренних рейсах нет такого трафика, который мог бы заполнить 180 мест на наших Airbus", — утверждал он.

Но Госавиаслужба все же частично оставила в силе еще один пункт, который в случае принятия Порядка негативно сказался бы на работе "Wizz Air Украина" — получить право на эксплуатацию международной регулярной и/или чартерной воздушной линии смогут лишь те авиаперевозчики, которыми преимущественно владеют (контролируют полностью или владеют больше чем 50% их уставного капитала) или фактически контролируют (являются конечными выгодоприобретателями или владельцами более чем 50% уставного капитала) государство Украина и/или граждане Украины. Ранее предполагалось предоставлять право на маршрут исключительно компаниям с украинским конечным выгодоприобретателем, владеющим контролем. Отметим, что бенефициаром "Wizz Air Украина" является венгр Джозеф Варади.

При этом новый порядок не коснется иностранных авиакомпаний, которые летают в Украину согласно межправительственным договорам (они получают разрешения на маршруты, которые выделяются по двухсторонним договорам, от регулятора в своей стране). Скорее всего, в материнской компании Wizz Air решили не рисковать и закрыть украинскую "дочку", отдав все рейсы из/в Украину венгерской Wizz Air Hungary.

Дело в экономике

По мнению экспертов, закрытие "Wizz Air Украина" — это все же экономически обоснованное решение, ведь, как сетовал в декабре 2014 года Акош Буш, девальвация гривни вдвое привела к повышению себестоимости рейсов, однако для компенсации потерь авиакомпания не может поднять стоимость авиабилетов на аналогичную величину. "Соответственно, мы несем убытки как минимум на половине наших пассажиров, которые летят из Украины в Европу. А вторая половина, которая путешествовала из Европы в Украину, в свою очередь уменьшилась из‑за военных событий в Украине", — сказал глава "Wizz Air Украина" в интервью газете "Капитал" в конце ноября-2014.

"Авиакомпания сокращает свою деятельность в Украине, потому что не видит перспектив. Рынок падает с каждым днем. В прошлом году пассажиропоток в Украине упал на 25%, в этом ожидается падение еще на 50%", — говорит Александр Ланецкий, глава компании Friendly Avia Support.

Согласно данным Госавиаслужбы, в 2014 году аэропорты Украины сократили пассажиропоток на 28% или на 4,237 млн до 10,9 млн пассажиров по сравнению с 2013 годом. В январе-феврале 2015 года аэропорты Украины (без учета Донецка, Луганска и Симферополя) сократили пассажиропоток на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — до 1,333 млн человек.

Отметим, что сокращение своей деятельности на рынке страны "Wizz Air Украина" начала еще весной 2014 года. Так, в марте авиакомпания отказалась от выполнения рейсов из Донецка, в июне лоукостер отменил рейсы из Харькова. В итоге авиакомпания отказалась от увеличения своего парка воздушных судов с четырех до пяти в 2014 году. А уже до конца прошлого года "в связи с рыночными условиями" число бортов "Wizz Air Украина" было сокращено до двух.

Шанс на рост

При этом, переведя часть рейсов из/в Украину на венгерскую авиакомпанию, Wizz Air оставил для себя открытой возможность для расширения бизнеса в нашей стране. "Это решение позволит Wizz Air остаться одной из ключевых авиакомпаний на украинском рынке. Авиакомпания будет готова к расширению активностей в Украине, когда ситуация на рынке улучшится", — официально признают в авиакомпании.

Готовы способствовать этому и в Министерстве инфраструктуры. В ведомстве поспешили заявить, что будут договариваться о встрече с украинским и венгерским руководством Wizz Air, чтобы определить, какую поддержку ведомство может предоставить для восстановления деятельности компании в Украине. "Решение Wizz Air — это решение коммерческой компании, которое стало реакцией на экономическую ситуацию в стране. Чтобы украинское небо стало более привлекательным для авиаперевозчиков необходимо не только разрешение ситуации на востоке страны, но и командная работа всех ветвей власти для повышения доходов населения, стабилизации курса гривни, ослабление условий осуществления валютных операций авиакомпаниями, — заявляют в Мининфраструктуры. — Ведомство делает все для ускорения заключения Соглашения об общем авиационном пространстве с ЕС".

Действительно, единственное, что может спасти украинский авиарынок, это подписание Соглашения о едином авиационном пространстве с Евросоюзом, которое постоянно откладывается начиная с марта 2014 года. Оно снимает ограничения по назначению международных рейсов. Сейчас иностранные авиакомпании могут летать в Украину, а украинские в Европу только в рамках межправительственных соглашений. В них прописано, какие именно авиакомпании имеют право летать в/из страны и частота рейсов. Если одна из сторон хочет внести изменения в соглашение, например увеличить число рейсов, она обращается в Госавиаслужбу и Министерство транспорта, а окончательное решение утверждает Кабмин. После подписания соглашения об открытом небе с бюрократией будет покончено, а любая западная авиакомпания сможет начать полеты в Украину уже на следующий день после уведомления о своих планах украинских транспортных ведомств.