- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Поколение лидеров: 8 лучших продуктовых компаний с украинскими корнями
Имидж Украины как страны, где развит IT-аутсорсинг, не мешает украинским стартапам создавать собственные продукты, известные за рубежом. Среди таких компаний — платформы, hardware- и software-решения, образовательные сервисы. Мы выбрали самых ярких представителей, о которых нужно знать каждому.
Максим Литвин и Алексей Шевченко создали онлайн-сервис проверки англоязычных текстов в 2009 году. Grammarly находит грамматические, пунктуационные и другие ошибки, используя машинное обучение.
Продуктом пользуются более 600 образовательных учреждений и компаний по всему миру. Сервис работает по модели freemium — всем пользователям доступна бесплатная версия, а также расширение для Google Chrome с поддержкой Google Docs, но за плату можно получить доступ к премиум-версии.
В 2017 году стартап привлек грандиозные для украинского рынка инвестиции в одном раунде — $110 млн, впервые получив стороннее финансирование. У Grammarly есть офисы в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Киеве.
Это платформа для разработчиков ПО, позволяющая совместно писать код. Первая версия сервиса появилась в 2011 году, но официальный запуск состоялся только в 2014. Кофаундер компании — украинец Дмитрий Запорожец, который и сейчас живет в Харькове.
В 2018 году стартап стал "единорогом" — его капитализация составила более $1,1 млрд — компания привлекла $145 млн в двух раундах. На полученные инвестиции планируют запустить платформу для девелоперов all-in-one, которая позволит им использовать для работы только один сервис.
Более 420 сотрудников GitLab работают удаленно из 45 стран, хотя штаб-квартира стартапа находится в Сан-Франциско. В 2020 году компания планирует выход на IPO.
Медиаплатформа MEGOGO была запущена осенью 2011 года — как онлайн-кинотеатр. CEO компании стал Владимир Боровик. Первоначальные инвестиции составили около $40 млн, о привлечении сторонних средств впоследствии не сообщалось.
Через полгода после запуска у проекта было 5 млн уникальных пользователей в месяц, в декабре 2012 — 13 млн, в феврале 2013 — 20 млн, еще через год — 27,5 млн, а сейчас — более 40 млн по всему миру.
Читайте также: Аутсорсинг услуг: украинцы ежегодно экономят миллионы для крупного бизнеса
Проект расширил список услуг, и сейчас MEGOGO — провайдер кино и телевидения, крупнейший в своем сегменте на рынке Восточной Европы.
Над продуктами компании работают около 400 сотрудников (250 — в Киеве). Офисы расположены в пяти странах. Ключевые решения, касающиеся разработки продуктов, принимаются в Украине. R&D-команда проекта построила алгоритмы персонализированных и неперсонализированных рекомендаций видеоконтента. Ими пользуются более 80% пользователей MEGOGO.
Ресурс предоставляет зрителям доступ к более чем 10 тыс. фильмов, сериалов, мультфильмов, 200 каналов и 45 тыс. телешоу на iOS-, Android-, Windows-устройствах и SmartTV-телевизорах. Для людей с нарушениями зрения и слуха работают специальные интерактивные каналы. Кроме того, компания производит шоу на собственном музыкальном канале MEGOGO Live. По словам маркетинг-директора платформы Ивана Шестакова, с апреля 2016 года по апрель 2017 объем аудитории, которая платит за контент, увеличился в 3,5 раза.
Второй год подряд компания проводит хакатоны: в 2018 — Media Hackathon для тех, кто создает технологичные медиапроекты, в 2019 — Kaggle Challenge для специалистов по data science и machine learning.
Стартап, выпускающий гаджеты для домашних питомцев, создали около 7 лет назад трое украинцев — Ярослав Ажнюк, Александр Нескин и Андрей Клен. Все началось с камеры с лазерной указкой, которую сделал Нескин для своей собаки. Сейчас Petcube производит камеры Petcube Play и Petcube Bites, позволяющие играть с питомцем и кормить его на расстоянии, а также предоставляет подписку Petcube Care. В начале 2019 года стартап запустил дизайн-студию, предлагая свои услуги в брендинге, продуктовом дизайне, маркетинговых кампаниях и видеопродакшне.
Продукты стартапа занимают первые строчки в списках самых продаваемых товаров на Amazon, а о своей любви к гаджетам Petcube говорят западные селебрити, включая актрису Эмму Стоун.
Продукт компании представлен на зарубежных рынках, а офисы и производство распределены в трех странах — Украине, США и Китае. В США — продажи и маркетинг, в Китае — завод, а в Украине — разработка.
Разработчики ПО для Mac на рынке более 10 лет. История компании началась с увлечения Александра Косована техникой Apple.
Продажи первого продукта — программы для чистки компьютера CleanMyMac — стартовали в январе 2009 года. Компания начинала работу без внешних инвестиций, поэтому, по словам Косована, старалась сделать продукт максимально качественным.
В 2017 году компания создала сервис Setapp для Mac — аналог Appstore, главное отличие которого — подписка на приложения. Также среди продуктов MacPaw — программы для распаковки файлов, защиты данных и шифрования, аудиоплеер для iPhone и другие решения, оптимизирующие работу компьютера. В мае 2017 года компания открыла в офисе музей культовых моделей компьютеров Mac. По словам MacPaw, в Европе у проекта нет аналогов.
Компания под руководством украинца Олега Рогинского создала ИИ-платформу, анализирующую эффективность работы отделов продаж.
В 2016 году компания прошла инкубацию в Y Combinator, а в 2017, по данным Crunchbase, привлекла $7 млн в серии A. В октябре 2018 компания также получила финансирование — $30 млн в серии B, половину из которых планировала направить на привлечение новых клиентов и коммерческую экспансию. В том же месяце стартап попал в топ-100 самых дорогих выпускников Y Combinator.
Сейчас платформа People.ai расширилась и способна анализировать работу всех, кто взаимодействует с клиентами. Главный офис компании находится в Сан-Франциско.
Компанию основал ее нынешний CEO Александр Конотопский в 2011 году. Разработчик беспроводных охранных систем отличается от других украинских hardware-компаний тем, что его производственная линия находится в Украине.
Среди продуктов компании — охранные и противопожарные системы, брелоки с тревожной кнопкой для управления системами, а также "умная" розетка с датчиком энергосбережения. Все девайсы работают на собственной операционной системе OS Malevich. Осенью 2017 года охранная система компании получила награду международной выставки технологий безопасности IFSEC, став продуктом года в своем сегменте.
Директор по маркетингу Ajax Валентин Гриценко в интервью AIN рассказал, что за три года существования компания выросла в 30 раз и продала более миллиона устройств. Сейчас продукция Ajax продается в более чем 70 странах.
29 марта 2019 года стало известно, что Ajax Systems получил $10 млн финансирования от инвестиционной компании Horizon Capital. Компания стала владельцем миноритарного пакета акций проекта.
Онлайн-маркетплейс, где студенты и репетиторы находили друг друга, был основан в 2012 году в Киеве. Со временем компания сфокусировалась на поиске репетиторов по иностранным языкам, а также открыла офис в Берлине. Сначала сервис работал в Украине и СНГ, но позднее расширил географию — он официально представлен в 15 странах, включая США, Мексику, Бразилию, Испанию и Японию.
Сейчас у компании штаб-квартира в Бостоне, в ближайшее время Preply откроет офис в Барселоне. В сервисе зарегистрировано более 100 000 студентов из более чем 160 стран, а для изучения доступны свыше 40 языков. Летом 2018 года стартап привлек $4 млн инвестиций, а годом ранее — $1,3 млн.
Исследовательская компания Gartner в прогнозе на 2019 год назвала среди перспективных отраслей AI, блокчейн и иммерсивные технологии (AR, VR MR). Вероятно, Украина не останется в стороне от общемировых трендов, и в ближайшее время нас ждет развитие ИИ-платформ, блокчейн-решений и автономных интеллектуальных устройств, а также AR/VR-стартапов.
По данным отчета Development Of Ukrainian IT Industry, подготовленного при участии Украинской IT-ассоциации и BRDO, IT-сектор Украины растет в среднем на 20% ежегодно. За последние несколько лет годовые темпы роста составляли 11-26%. Этот показатель превышает средние темпы роста IT-индустрии в мире.
Авторы отчета и опрошенные эксперты отмечают, что сохранить такой темп реально — при условии развития талантов. Численность кадров в отрасли нужно увеличивать на 25-30% в год, а для этого потребуется поддержка государства, говорится в отчете.