Финансы 29 марта 2019 в 7:00

Аутсорсинг услуг: украинцы ежегодно экономят миллионы для крупного бизнеса

75% компаний из рейтинга Fortune 500 уже открыли свои сервис-центры. Теперь большие международные фирмы начали осваивать украинский рынок для аутсорсинга

Аутсорсинг услуг: украинцы ежегодно экономят миллионы для крупного бизнеса Аутсорсинг услуг: украинцы ежегодно экономят миллионы для крупного бизнеса

В марте этого года Всемирный банк принял решение разместить свой сервис-центр в столице Болгарии — Софии. Штат из 275 человек получит работу сроком на пять лет. В организации заявили, что выбор Болгарии связан со стратегическим расположением, квалифицированной рабочей силой и хорошей инфраструктурой. На смену раздутым штатам приходят оптимизированные решения в офисах многих крупных корпораций.

Более десяти лет назад международные холдинги с производствами в разных странах и логистикой по всему миру решили, что дешевле и логичнее организовать единый департамент маркетинга, продаж и финансов, который бы обслуживал сразу несколько стран. Сервисные центры начали искоренять дублирование одинаковых функций в разных странах. На Западе такие офисы называются shared service center, а в Украине — бизнес-сервис-центры.

Их основная задача — сократить операционные затраты, оптимизировать штат сотрудников, стандартизировать и автоматизировать бизнес-процессы. Среди их функций — управление финансами и персоналом, закупки, документооборот. Более 75% компаний из рейтинга Fortune 500 уже имеют свои сервис-центры. В Украине их пока всего пять, в то время как в соседней Словакии — около 100, в Чехии — 200, а в Польше — 936. Лидером по количеству таких центров является Индия с более чем 1000 сервисных структур.

Первые сервис-центры появились во Львове и Харькове в 2008 году. Их открыли международные компании Lufthansa и AB InBev Efes соответственно. Затем подобные департаменты в Украине организовали компания Nestle и холдинги из группы СКМ — ДТЭК и "Метинвест".

Lufthansa для общего центра обслуживания своей дочерней компании Austrian Airlines выбрала Львов, который привлек ее географическим положением. "Центр обслуживания клиентов Austrian Airlines показывает хорошее соотношение затрат и выгод, высокий уровень качества, удовлетворенность клиентов и гибкий потенциал роста. Кроме того, до города легко добраться через стыковочные рейсы Austrian Airlines и Lufthansa из Вены или Мюнхена", — комментирует Маркус Ленк, глава бизнес-сервис-центра во Львове.

Во львовском офисе "Австрийских авиалиний" работают 160 сотрудников, которые обслуживают 41 страну на 17 языках 24 часа в сутки. Это рынки Восточной, Западной, Южной и Северной Европы, а также США, Канады и Ближнего Востока.

Харьковский сервисный центр компании AB InBev Efes обслуживает Украину, Россию и страны Западной Европы. В офисе работают 650 человек, хотя начинал центр с 37 сотрудников. Сейчас здесь контролируются более 20 макропроцессов: управление финансами, коммерческий отдел, логистика, управление персоналом и т.д.

Чтобы удержать кадры, в компании разработали систему поощрений. Харьковский сервис-центр предлагает сотрудникам возможность поработать в аналогичных центрах в Бельгии, Чехии, Великобритании, а также пройти кросс-функциональное обучение.

Темп хороший

В целом на данный момент специалисты аналитической компании KPMG отмечают динамику роста бизнес-сервис-центров в Украине как положительную. По их мнению, это не является массовым явлением, и это еще далеко не масштаб стран Восточной Европы, но все больше компаний задумываются и рассматривают возможность организации таких центров в Украине. Также в создании таких центров заинтересованы и украинские финансово-промышленные группы.

К 2022 году количество бизнес-сервис-центров (shared service center) вырастет до 75 тыс. по всему миру — такие данные приводит Grand View Research. Фактически это плюс 30% по сравнению с 2015 годом, говорится в исследовании.

Украина — идеальная площадка для создания комплексных центров обслуживания глобальных холдингов, считают эксперты KPMG в совместном исследовании с Cushman&Wakefield о перспективах создания общих центров обслуживания в Украине.

Среди наиболее привлекательных локаций для офисов в Украине эксперты выделяют шесть городов — Киев, Львов, Одесса, Харьков, Днепр, Ивано-Франковск.  

"Сколько сегодня задействовано сотрудников в работе таких центров в Украине? Трудно сказать точно, потому что существует много небольших компаний, которые себя не рекламируют на внутреннем рынке, и о них мало кто знает. Также отсутствует ассоциация такого рода фирм, которая могла бы отслеживать количество занятых в этой сфере. Но при приблизительным оценкам — до 10 тысяч работников в этой сфере. Если сравнивать с нашими восточно-европейскими соседями, то мы занимаем пока незначительную часть этого рынка, но их опыт свидетельствует как раз о том, что у Украины есть шанс занять достойное место среди этих стран", — отвечает Роман Куцак, директор KPMG в Украине.

Экономия средств

Главная цель сервисных центров — экономия финансов бизнеса. За 10 лет работы бизнес-сервис-центр компании AB InBev Efes, благодаря своим идеям по оптимизации производства, сэкономил более $30 млн.

На вопрос, сколько в среднем экономится средств компаниями за счет работы с бизнес-сервис-центрами, Максим Войцеховский отвечает: "Все зависит от страны, в которой работает этот центр — чем выше там заработная плата, тем больше экономия. Поэтому, как правило, такие центры открывают компании из развитых стран, где высокий уровень зарплаты".

Например, если в Швейцарии заработная плата работника составляет $4 тысячи, то, переложив эту функцию на украинского работника, компания экономит только на одной зарплате около $3,5 тысяч. Но дополнительная экономия может также достигаться за счет снижения расходов на обслуживание рабочего места: аренды, коммунальных платежей, налогов и так далее. Конечно, на первом этапе любая компания несет существенные расходы по переносу и организации такого центра.

Как отмечают Максим Войцеховський и Роман Куцак, заработок Украины на таких сервис-центрах в основном выражается за счет налогов и сборов на зарплату (18% НДФЛ, 1,5% военный сбор и 22% взнос в пенсионный фонд). То есть при условно средней зарплате 12 тысяч грн в бюджет приходит в общем почти 5 тысяч грн с одного работника в месяц. Данные по конкретным центрам и вакансиям могут варьироваться в зависимости от компетенции работника, его должности, места расположения центра, наличия персонала, знания иностранных языков, особенно не очень распространенных для нашей страны.

Фото: зарплаты разных специалистов в регионах Украины, где есть бизнес-сервис-центры

Однако деятельность в Украине сопряжена и с определенными трудностями. Например, Austrian Airlines в 2014 году хотела переехать в новый более современный офис. Но осуществить задуманное удалось только через 2 года. Причина — для западных компаний критично важно, чтобы застройщик был добросовестным, и все документы тоже были в порядке. "Иностранцам очень трудно найти подходящее местоположение и преодолеть все бюрократические преграды, даже когда речь идет о надежных и авторитетных компаниях", — делится опытом Маркус Ленк.

По словам Романа Матиса, руководителя управления инвестиционной политики Львовской областной государственной администрации, сегодня существует проблема новых офисных площадей, которые бы соответствовали международным стандартам. На рынке львовской недвижимости таких единицы.

И.о. генерального директора компании AB InBev Efes Денис Хренов рассказал, что международные фирмы при выборе страны для открытия общих центров обслуживания оценивают ее по трем параметрам: финансовая привлекательность (трудовой арбитраж), доступность кадров на рынке труда и уровень их навыков и подготовки, уровень бизнес-среды (политическая и экономическая стабильность).

"Если по первому пункту мы на 2-м месте в мире после Индии, то по второму и третьему параметру не входим даже в первую двадцатку. По результатам последнего анализа компании A.T. Kearney, проведенного в 2017 году, Украина занимает 24-е место среди 55 стран мира. Нужны политическая и экономическая стабильность, желание молодежи работать и развиваться в своей стране, а также реформирование системы образования с обязательным изучением английского и других иностранных языков", — говорит Денис Хренов.

Подобные центры в основном открывают крупные компании. Ведь их создание может обойтись в сотни тысяч и даже миллионы долларов.

Украинский опыт

Примеру международных компаний следуют и украинские предприятия. Так, в 2014 году "Метинвест" создал первый подобный сервис для оптимизации финансовых услуг. "Многие компании строят операционную модель на базе общих центров обслуживания. В группе "Метинвест" такую деятельность начали с финансовой функции", — комментирует Виталий Ермак, пресс-секретарь "Метинвеста".

По словам Виталия Ермака, создание такого сервиса занимает от 6 месяцев до года и состоит из следующих этапов: разработка целевой операционной модели общих центров обслуживания (ОЦО); разработка бизнес-кейса; разработка подхода и методологии перехода на ОЦО; переход пилотного предприятия.

"В 2014 году Группой было принято решение о создании "Метинвест Бизнес-Сервиса" как ОЦО Финансовой функции с оказанием услуг по ведению бухгалтерского, налогового учета и казначейству. Сегодня "Метинвест Бизнес-Сервис" является уже многофункциональным ОЦО — в конце 2018 года был добавлен новый функционал (HR)", — рассказывает Виталий Ермак.

Еще одно преимущество бизнес-сервис-центров — градообразующая функция, если размещать их в периферийных городах. Один такой сервис может трудоустроить тысячи человек и обеспечить их зарплатой. Это стимулирует молодежь не уезжать за границу на заработки и оставаться в родной стране. Поэтому руководству небольших городов рекомендуется всячески содействовать созданию сервис-центров путем предоставления экономических льгот.

Читайте также: Как выбрать бухгалтерию на аутсорсинг

Но есть и примеры неудач. Материнская компания "Киевстар" — телеком-холдинг Veon (бывший "Вымпелком") — закрыла свой центр шеринговых услуг через два года после открытия. Компания вышла на украинский рынок в 2016 году, открыв офис во Львове. Предполагалось, что центр будет заниматься рутинной обработкой текущей бухгалтерии, счетов клиентов и т. п., способствуя трудоустройству около 900 человек. Это должно было принести Veon экономию в размере $15-10 млн, но затея себя не оправдала. По мнению Романа Матиса, решение связано с внутренними процессами в компании, поскольку произошла переориентировка приоритетов и процессов.

Студенческий билет

И Austrian Airlines, и AB InBev Efes делают ставку на студентов. По словам Маркуса Ленка, рекрутинг во Львове в основном осуществляется через местные университеты, где есть языковые факультеты.

В свою очередь, AB InBev Efes для размещения центра выбрала Харьков, студенческую столицу Украины. Здесь готовят специалистов 69 вузов различных форм собственности, специализаций и уровней аккредитации, среди которых 17 университетов и 9 академий.

"БСЦ тесно сотрудничает со многими высшими учебными заведениями, среди которых такие известные, как Харьковский национальный экономический университет имени С. Кузнеца, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет и так далее", — отметил Денис Хренов.

Матис считает, что открытие новых бизнес-сервис-центров в Украине может повлечь за собой изменения в образовательной сфере: "В дальнейшем представителям компаний и учебных заведений придется сесть за стол переговоров, чтобы последние могли скорректировать свои учебные планы под конкретный бизнес".

***

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ СПЕЦПРОЕКТЫ DELO.UA: 

  • БОЛИ БИЗНЕСА — юристы, консультанты, эксперты о "болях" украинского предпринимательства, профилактике и эффективных методах избавления от болей. Перейти в раздел
  • DIGITAL ПУТЬ — цифровая революция меняет мышление, подходы к бизнесу и переформатирует целые отрасли. О тех, кто меняется быстрее других, и чему может научить этот опыт. Перейти в раздел 
  • БИЗНЕС ВМЕСТЕ — проект является частью коммуникационной кампании "Україна-ЄС. Прямуємо разом". Вместе с Представительством ЕС "Дело" рассказывает о возможностях для развития малого и среднего бизнеса. Перейти в раздел

Загрузка...
Новое видео
Как получить искреннюю любовь клиентов — Олег Гороховский, monobank
Загрузка...