НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Прозрачная стена: Экономические последствия прекращения авиасообщения между Украиной и Россией

После введенного Россией ответного запрета на полеты украинских авиакомпаний в РФ авиационный конфликт между нашими странами перешел в новую стадию. Delo.UA разбиралось, как будет развиваться ситуация дальше и чем она обернется для пассажиров и отечественных перевозчиков

Сегодня Российское Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) уведомило украинские авиакомпании о запрете использования воздушного пространства РФ с 25 октября. Такой запрет получила, в частности, крупнейшая украинская авиакомпания МАУ ("Международные авиалинии Украины"). Кроме МАУ, под действие российских санкций попали еще две украинские авиакомпании, которые осуществляют перелеты в Россию — "Днеправиа" и "Мотор Сич".

Подобное решение российских властей стало реакцией на решение СНБО Украины от 16 сентября, которым целому ряду российских авиакомпаний запретили осуществлять полеты в Украину. Как следует из подписанного президентом Петром Порошенко указа, запрет означает "ограничение, частичное или полное прекращение транзита, полетов и перевозок по территории Украины". Он вступает в силу с началом очередной зимней навигации 25 октября, а его причина лежит исключительно в политической плоскости: попавшие в санкционный список перевозчики осуществляли и продолжают осуществлять рейсы в аннексированный Россией Крым (с начала года аэропорт Симферополя обслужил 4 млн пассажиров). Речь идет о компаниях "Аэрофлот", "Донавиа", S7 Airlines, "Глобус", "Трансаэро", Red Wings, "Оренбургские авиалинии", "Когалымавиа", специальный летный отряд "Россия" (перевозка первых лиц России), "Уральские авиалинии", "Ак Барс Аэро", "Вим-Авиа", "Газпром Авиа".

Из перечисленных перевозчиков на материковую часть Украины полеты осуществляли только "Аэрофлот" (рейсы в Киев и Одессу; с октября планировался рейс в Харьков), "Трансаэро" и S7 (также в Киев и Одессу).

Считаем деньги

Давайте абстрагируемся от политических мотивов принятых обеими странами запретов и посчитаем экономические потери, которые в результате понесет Украина.

От запрета полетов российских перевозчиков в первую очередь пострадают "Украэрорух" (лишится платы за аэронавигационного обслуживание самолетов российских компаний) и аэропорты (лишатся возможности зарабатывать на наземном обслуживании самолетов российских компаний).

В компании "Украэрорух" пока воздерживаются от комментариев, но по оценкам бывшего руководителя Госавиаслужбы Дениса Антонюка, сумма потерь составит $8-10 млн в год. В аэропорту "Борисполь" тоже пока не озвучивали сумму возможных потерь, тогда как глава совета директоров аэропорта "Киев" Денис Костржевский прогнозирует снижение доходов на 30%, что составит около 90 млн грн в год.

А вот авиакомпании уже оценили масштабы последствий от обоюдного запрета на полеты. Например, в МАУ подсчитали, что из-за ответных санкций со стороны России компания за год недосчитается $35 млн дохода. Из них $19,6 млн — от отмены рейсов, еще $5,6 млн — от отмены рейсов маршрутной сети МАУ. Плюс каждый месяц компания будет терять по $850 тыс. от простоя самолетов, ранее задействованных на российском направлении.

Компания "Днеправиа", которая только недавно возобновила полеты в столицу РФ, тоже окажется в минусе. Коммерческий директор компании Сергей Посылаев оценивает снижение прибыли в 30%: "Для нашей компании это очень чувствительно, чуть ли не на грани банкротства".

Совокупный убыток Украины от введения обоюдных санкций пока что с трудом поддается подсчету, но, по мнению экспертов, речь может идти о сумме около $100 млн в год.

Россияне пострадают меньше

Парадокс, но для российских перевозчиков фактическое закрытие воздушного пространства между нашими странами не будет иметь столь сильных последствий. Не секрет, что большинство пассажиров компании "Аэрофлот", которые вылетают из Украины, это транзит: конечной точкой их маршрута являются страны Америки или Азии. У компании "Трансаэро" схожая ситуация.

По мнению Алексея Муровцева, генерального директора компании "Amadeus Украина и Молдова", рынок стабилизируется за довольно короткий период времени: "Произойдет перераспределение транзитных потоков пассажиров на рейсы других авиакомпаний, в том числе и на рейсы украинских перевозчиков. Между авиакомпаниями будет вестись конкурентная борьба за пассажиров, которые ранее летали российскими авиалиниями. В связи с чем у потребителя будет широкий выбор вариантов перелетов по рыночным ценам".

Цены — на взлет

Еще одним побочным и вполне закономерным эффектом введения запрета станет рост расценок у украинских авиакомпаний. В частности, пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая уже заявила, что "закрытие воздушного пространства между странами (Украиной и Россией — прим. Delo.UA) неизбежно приведет к удорожанию авиабилетов". У компании попросту нет другого выхода для сохранения перевозок на безубыточном уровне, ведь по оценкам ее экономистов, годовой убыток МАУ от запрета полетов в Россию составит примерно 10 млн долларов.

Наверняка аналогичную позицию займут и два других авиаперевозчика Украины, выполняющие рейсы в Россию.

В этой связи неизбежно значительное уменьшение пассажиропотока в Россию, причем использование транзитных рейсов через наиболее вероятные стыковочные узлы Минск или Ригу (такой полет обойдется примерно на 10—15% дороже прямого) — отнюдь не решение проблемы. Часть пассажиров предпочтет авиационному сообщению автомобильное, а основная масса пересядет на поезда. По мнению экс-замминистра инфраструктуры Александра Кавы, в этой ситуации наиболее вероятным будет "увеличение количества вагонов в составах поездов, работающих на маршрутах между городами Украины и России". А вот назначение новых поездов будет зависеть от совместного решения железных дорог обеих стран. Отметим, что сейчас между Украиной и Россией курсируют поезда формирования "Укрзализныци" (Киев — Москва и Киев — Санкт-Петербург), Молдавских железных дорог и один поезд формирования РЖД (поезд Москва—Киев—Тирасполь—Кишинев).