Будут ли российские авиакомпании летать в Украину

Сразу несколько российских авиакомпаний попали в украинский санкционный список. Delo.UA выясняло, значит ли это, что они больше не будут летать в Украину

16 сентября президент Украины Петр Порошенко своим указом ввел в действие решение СНБО от 2 сентября, которым предусмотрено введение санкций на один год по отношению к ряду российских физических и юридических лиц. Попали в "черный список" и несколько российских авиакомпаний, в частности "Аэрофлот", "Донавиа", S7 Airlines, "Глобус", "Трансаэро", "Россия", Red Wings, "Оренбургские авиалинии", "Когалымавиа", специальный летный отряд "Россия" (занимается перевозкой первых лиц России), "Уральские авиалинии", "Ак Барс Аэро", "Вим-Авиа", "Газпром Авиа". Отметим, что в настоящее время авиакомпания "Аэрофлот" осуществляет полеты в два украинских города — Киев и Одессу, и с октября текущего года должна открыть рейсы в Харьков. Летают в Украину также авиакомпании "Трансаэро" и S7 (обе осуществляют полеты в Киев и Одессу).

Что введение санкций означает для потенциальных пассажиров российских авиакомпаний? К сожалению, из текста указа президента однозначный вывод сделать сложно. Так, в указе значится, что в качестве мер в отношении авиакомпаний, попавших в "черный список", может применяться "ограничение, частичное или полное прекращение транзита, полетов и перевозок по территории Украины".

Согласно заявлению российской стороны, они пока не получали уведомления о запрете полетов в Украину. "Официальных уведомлений о возможной отмене полетов российских авиакомпаний в Украину российские авиационные власти России не получили", — отметили в российском Минтрансе. Согласно данным пресс-службы аэропорта "Борисполь" (Киев), все российские рейсы сегодня выполняются в соответствии с расписанием, какие-либо распоряжения об их возможных ограничениях пока не поступали. На онлайн-табло аэропорта "Киев" (Жуляны) также значатся рейсы в Москву авиакомпании "Трансаэро" без указания каких-либо изменений. В Одесском аэропорту российские рейсы также выполняются по расписанию без каких-либо сбоев.

Принимая во внимание потенциальную причину введения санкции — полеты российских авиакомпаний в Крым (с начала года аэропорт Симферополя обслужил 4 млн пассажиров) — попавшим в станционный список авиакомпаниям скорее всего будут запрещены транзитные полеты над территорией Украины. В пользу этой версии говорит также факт, что в санкционный список не попала авиакомпания "Ютэйр", которая не осуществляет полетов в Крым (правда, еще одной причиной может быть и то, что она находится в состоянии банкротства). На прямые перелеты из России в Украину запрета, скорее всего, не будет.

Напомним, что с 14 августа 2014 года Госавиаслужба Украины ввела для российских авиакомпаний "Трансаэро" и "Аэрофлот" специальный режим выполнения транзитных полетов из Российской Федерации через воздушное пространство Украины в Болгарию, Израиль, Турцию, Египет и Грецию. Согласно ему указанные авиакомпании могут пересекать воздушное пространство Украины только при условии получения от нее соответствующего разрешения для каждого рейса отдельно.

Официальная позиция Украины такова, что воздушное пространство над Крымом является закрытым, и все авиакомпании, осуществляющие перелеты на полуостров, грубо нарушают действующие международные нормы. Госавиаслужба регулярно выписывает штрафы на миллионы гривень российским авиакомпаниям, которые продолжают полеты в Крым (и которые российская сторона игнорирует).

"Предполагаю, что окончательное решение украинских властей о применении конкретного вида санкции будет зависеть от поведения российских авиакомпаний в отношении полетов в Крым и штрафов за такие полеты. Скорее всего, российским авиакомпаниям будет запрещен транзит над территорией Украины, — отмечает партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук. — При худшем сценарии введение санкций может привести к прекращению авиасообщения между Украиной и Россией".

В тоже время эксперт отмечает, что рейсы в Россию прибыльные и рентабельные, а значит запрет на полеты больно ударит не только по российскому "Аэрофлоту", но и по украинскому авиаперевозчику МАУ", — резюмирует Гук. Понесет потери и "Украэрорух", который зарабатывает на предоставлении услуг аэронавигационного обслуживания.

Согласен с ним и глава российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. По его мнению, украинские санкции в отношении российских авиакомпаний, скорее всего, затронут транзит. Однако даже такое решение больно ударит по бюджетам авиакомпаний. "Мы оцениваем дополнительные расходы авиакомпаний РФ из-за необходимости облета Украины в несколько десятков миллионов долларов", — признает Владимир Тасун.

В любом случае, окончательное решение остается за Госавиаслужбой Украины.