НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

С научной точки зрения: как в Европе повышают акцизную ставку на табачные изделия

Иллюстрация: Татьяна Кравченко/Delo.ua
Иллюстрация: Татьяна Кравченко/Delo.ua
Табачная отрасль в Украине переживает не лучшие времена. Бизнес заявляет, что законопроект №1049 и №1210 может привести к ряду проблем. Delo.ua рассказывает, какие могут быть последствия после повышения акцизной ставки на табачные изделия

Достаточно высокая динамика повышения акцизных ставок была отмечена в странах Балтии — до 50% в период с 2012 по 2018 годы, то есть увеличение происходило на протяжении шести лет. Но эта цифра не сопоставима с темпом роста ставок акциза на табачные изделия в Украине, где до 2026 года ставки вырастут более, чем в 3 раза.

В Украине ставка повышается примерно два раза в год, что приводит к тому, что при низкой покупательной способности населения потребители все больше будут склоняться к покупке более дешевых сигарет, при этом не всегда легального происхождения. Этот фактор негативно влияет на поступление денег в бюджет страны, так как увеличивается доля теневого рынка. На сегодняшний день, по данным исследования Kantar, теневой рынок составляет 54% от всей продаваемой продукции через различные торговые точки.

По мнению кандидата экономических наук, эксперта по вопросам налогообложения Татьяны Кощук, в Украине крайне не желательно резко повышать ставки акциза, так как это приведет к увеличению доли теневого табачного рынка.

"Скачки" ставок акциза на табачные изделия будут способствовать дальнейшему росту спроса на нелегальный товар. Следовательно, реформа акцизного налога не должна быть радикальной, ее нужно проводить постепенно", — отметила эксперт. 

По ее словам, табачные изделия, которые стоят ниже рыночной цены, в основном, являются нелегальным товаром, содержащим некачественный табак, пагубно влияющий на здоровье человека. 

Однако, в то же время, резкое повышение цены на сигареты может привести и к положительному фактору: некоторые курильщики, которые не могут себе позволить покупать сигареты по завышенной цене, но и не намерены употреблять дешевый и некачественный продукт, как следствие, могут либо бросить курить, либо перейдут на альтернативные способы употребления никотина. 

Обязанности перед Европой

В соглашении об Ассоциации Украины с Европейским Союзом прописана директива, в том числе о повышении акцизных ставок до 2025 года. В ней указано, что для каждой страны повышение стоимости акциза должно быть индивидуальным, в первую очередь, учитывая покупательскую способность населения страны, а также уровень инфляции и экономическую культуру страны.

В октябре 2019 года компанией GFK было обнародовано исследование о покупательской способности населения в странах Европы, где Украина заняла последнее 42-е место в списке. Это говорит о том, что большинство дорогих товаров повседневного использования жители Украины не могут себе позволить, в итоге заменяя их на более дешевую альтернативу. 

Опыт Грузии

Менеджер по внешним связям грузинского офиса компании "Филипп Моррис" Иракли Асланишвили поделился опытом Грузии. Правительство Грузии, как и украинские власти, взяло на себя обязательство перед Европейским союзом ежегодно до 2025 года поднимать акцизные ставки на табачные изделия. 

Производители и дистрибьюторы табачных изделий являются одними из самых крупных налогоплательщиков страны, поэтому сбои в платежах и снижение количества производства недопустимы.

После таких решений, в Грузии с января 2017 года ставка акциза на сигареты с фильтром была повышена с 1,1 лари за пачку до 1,7 лари, без фильтра — с 0,3 лари до 0,6 лари. На столько же были увеличены акцизы на сигары и сигариллы, а также с 25 лари до 35 лари за 1 кг на табак всех видов. В результате, исходя из подсчетов игроков на рынке табачной отрасли, бюджет Грузии ежегодно терял 100 млн лари. На сегодняшний день с учетом контрабанды эта сумма составляет от 300 млн лари.

Контрабандный товар на рынке табачных изделий присутствует в любой стране. В случае с Грузией он поступает из соседней страны — Армении. В Армении акциз дешевле, соответственно цена за пачку сигарет меньше, а это приводит к увеличению спроса на контрафакт. Также, контрабанда поступает и из других стран, а также из непризнанных Абхазии и Южной Осетии. 

В Грузии эффективность борьбы с контрабандным товаром очень низка. Представители табачных компаний заявляют, что сложно получить от государственных органов Грузии статистику по контрабанде, так как они не хотят показывать реальную картину, как сильно увеличивается теневой рынок. 

По словам менеджера по внешним связям компании "Филипп Моррис" Иракли Асланишвили, в Грузии нет опытного адвокатского состава власти, чтобы объяснить и показать всю ситуацию миссиям, которые дают специальные финансовые программы для страны. Эти программы нужны для того, чтобы показать негативные последствия после повышения цен на акциз.

Что происходит в Украине? 

Украина, также как и ряд европейских стран, обязалась ежегодно до 2025 года повышать ставку акцизного налога на табачные изделия. При подобном темпе роста на выходе средняя цена за пачку сигарет будет составлять 100-110 гривен при том, что сегодня средняя стоимость пачки составляет около 36 гривен. Принятие изменений в Налоговый кодекс предусматривает рост ставки акциза на сигареты в 2,5 раза, что приведет к росту цен в 2,5-3 раза с 1 января 2020 года. Отсюда прогнозируемый скачок в цене крупные табачные компании считают слишком резким, что по итогу может привести к такому же опыту, как в Грузии — рост тени, снижение сумм уплаты налогов в бюджет и ухудшение здоровья населения из-за курения некачественных сигарет. 

В случае, если законодательная база не будет пересмотрена, у украинцев начнет расти спрос на дешевый и некачественный товар. 

Начать контролировать теневой рынок можно с помощью электронной акцизной марки, как во многих странах Европы. Электронная акцизная марка будет работать по принципу нанесения штрих-кода на пачку, по которому можно получить всю информацию о товаре, например, узнать дату или номер партии. Но для этого на законодательном уровне необходимо диджитализировать всю табачную отрасль. 

"Нельзя рассчитывать на то, что, внедрив электронную акцизную марку, можно автоматически решить проблему нелегального оборота табачных изделий, что позволит значительно поднять ставки акцизного налога без потерь для бюджета. Если ни в одной стране подобная мера не обеспечила "фискального чуда", то на это не стоит рассчитывать и Украине, где больше 90% нелегальной табачной продукции вообще не маркировано акцизной маркой установленного образца. В борьбе с последним сегментом теневого рынка даже самые современные системы контроля будут бессильны". — подчеркнула Татьяна Кощук.  

Напомним, что увеличение акцизной ставки прописано в скандальном законопроекте №1210, который раскритиковали представители крупных табачных компаний. В нем предусмотрено повышение ставок на акциз для табачных изделий, которое приведет к увеличению стоимости одной пачки сигарет.

Законопроект №1210 "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно совершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве" зарегистрировали в Верховной Раде 30 августа. После этого представители табачной индустрии призвали власть к открытому диалогу, чтобы не ставить под угрозу ряд предприятий, где производят табачные изделия. 

Однако, во вторник, 3 декабря, на очередном заседании Верховной Рады Украины законопроект №1210 все же был принят — за него проголосовали 232 народных депутата. Данный законопроект приведет к резкому подорожанию табака для нагревания. 

Также, 4 октября ВР приняла законопроект №1049"О внесении изменений в некоторые законы Украины о введении единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование". Он подразумевает собой фиксированную наценку на табачные изделия для оптовой и розничной торговли в размере 7% и 13% от максимальной розничной цены соответственно.

Напомним, что в ноябре 2019 года президент Владимир Зеленский встретился с руководителями крупных табачных компаний, пообещав учитывать интересы бизнеса, так как компании данной отрасли являются одними из самых крупных налогоплательщиков страны. В случае сбоя работы предприятий государственный бюджет может недополучить деньги.

Ранее сообщалось, что табачные производители "Филип Моррис", "Джей Ти Интернешнл Компании", "Бритиш Американ Тобакко" и "Империал Тобакко" могут сократить производство и в дальнейшем закрыть фабрики на территории Украины из-за принятия Верховной Радой законопроекта №1049 с нормой о госрегулировании торговой наценки на сигареты.