НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Семь тезисов от WizzAir о работе лоукост-авиакомпаний в Украине

Давид Мамулаишвили, глава департамента по развитию доходов авиакомпании WizzAir, рассказал о том, как работают лоукост-авиакомпании и что нужно, чтобы они пришли в Украину
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

16 января в международном аэропорту "Борисполь" прошел круглый стол под названием "Предпосылки и вызовы развития лоукост авиаперевозок в Украине".

Delo.UA записало главные тезисы выступления Давида Мамулаишвили (Davit Mamulaishvili), главы департамента по развитию доходов авиакомпании WiizzAir.

О планах в Украине

Три года назад мы серьезно инвестировали в этот рынок. У нас была база с тремя самолетами в аэропорту "Киев" ("Жуляны"), база в МА "Донецк", также мы открывали свою базу в МА "Львов им. Д. Галицкого". Но были вынуждены уйти из Украины.

(Напомним, в начале 2015 года Wizz Air приостановила деятельность дочернего ООО "Авиалинии Визз Эйр Украина", у компании осталось всего несколько рейсов из киевского аэропорта "Жуляны" — в Германию, Литву, Кипр, Британию и Венгрию. Их выполняет Wizz Air-Венгрия. Основные причины, которые называла авиакомпания: падение экономики, военные действия на востоке страны, девальвация и валютное регулирование — Delo.UA).

Сейчас ситуация меняется, у нас есть рост (в конце декабря 2016 года авиакомпания прогнозировала увеличение объемов перевозок по итогам года на 17%, планировалось перевезти 420 тыс. пассажиров — Delo.UA), и мы надеемся на еще больший рост.

Рассчитываем не только на продолжение сотрудничества со столичным аэропортом (МА "Киев" — Delo.UA), но и на работу с региональными аэропортами Украины.

На завтра анонсирована совместная пресс-конференция руководителей WizzAir и международного аэропорта "Львов" им. Д.Галицкого.

О расходах

В чем секрет работы лоукост-авиакомпании? Дело в не дотациях (скидках — Delo.UA) от аэропорта, хотя это для нас важно, а в максимальном использовании самолетов. Наши воздушные суда (ВС) летают 13-14 часов в день, у них в день от 6 до 8 полетов.

Самые большие затраты, которые мы несем: страховка, лизинг, авиатопливо.

Например, расходы на топливо у нас занимают около 45%, у МАУ (в соответствии с данными презентации*, которую представила на круглом столе ОО "Украинская авиатранспортная ассоциация" — Delo.UA) — около 30%. Это говорит о том, что у нас все остальные затраты очень низкие. Мы, например, продаем авиабилеты только через свой сайт, расходы на дистрибуцию в общих затратах у нас менее 1%, у МАУ (по данным упомянутой презентации* — Delo.UA) на дистрибуцию приходится 11%.

О приходе других лоукост-авиакомпаний

Для Украины важно, чтобы лоукост-авиакомпания показала, что украинский рынок — хороший рынок. И эта авиакомпания — мы.

Когда будет открыто небо с ЕС — в Украину придут лоукост-авиакомпании.

Что важно для лоукост-авиакомпаний?

Оптимизированная инфраструктура в аэропорту. Нам важно, чтобы наш самолет могли обслужить за 30 минут.

В чем выгода аэропорта от сотрудничества с авиакомпаниями лоукост?

Аэропорт концентрируется на доходах не от авиакомпаний, а на доходах, которые приносят паркинги, рестораны, реклама, магазины duty-free. Доля таких доходов у аэропортов (в общей структуре доходов — Delo.UA) может достигать 50%. Но я знаю, что у украинских аэропортов не такая ситуация (в структуре доходов МА "Борисполь" такие доходы составляют около 15% — Delo.UA).

О корреляции

Есть прямая зависимость между ростом экономики и пассажиропотоком. Например, если в Венгрии ВВП растет на 2-3% в год, то, соответственно, рынок там может вырасти на 5-6%. Потому что люди смогут зарабатывать больше — а значит, смогут больше путешествовать.

О пассажирах

Мы начинали свой бизнес, ориентируясь на гастарбайтеров (иностранных работников по временному найму — Delo.UA).

Еще 5-6 лет назад доля таких пассажиров у нас составляла 60-70%. Сейчас — около 40-45%. При том, что количество пассажиров у нас росло на 15-20% в год.

В прошлом году мы перевезли почти 23 млн пассажиров (это на 19% больше, чем в предыдущем году — Delo.UA).

Кто наши новые пассажиры? Это в том числе и те бизнес-пассажиры, которые ранее летали вместе с Lufthansa, Austrian Airlines... Сейчас на долю бизнес-пассажиров у нас приходится 10-12%.

На лоукост-авиакомпании плохо повлияет Brexit, мы это уже видим и реагируем. Какой наш следующий шаг? Найти людей, которые хотят поехать куда-то отдохнуть. В Украине это будет очень нелегко — это не Польша и не Венгрия, где у семьи хватает доходов на то, чтобы один-два раза в год летать отдыхать за границу.

*Данные из презентации, которую представила на круглом столе ОО "Украинская авиатранспортная ассоциация", приведены за 12 месяцев с апреля 2011 года по март 2012 года.

** По информации МАУ, в структуре прямых эксплуатационных затрат авиакомпании затраты на топливо составляют 25-40%.