- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Технологии и война. Как в израильской армии сделали акселератор для стартапов
Акселераторы, созданные для развития инновационных идей и решений, существуют внутри многих крупных корпораций — например, у Microsoft, Google или CISCO. Но сегодня формат акселератора как платформы для развития идеи или продукта выходит за рамки больших технологических компаний и проникает в новые сферы.
Около года назад трое солдат израильской армии запустили первый в мире военный стартап-акселератор на базе военно-воздушных сил — IAF Accelerator. 10 команд, состоящих из армейских служащих, в течение 10 месяцев разрабатывали идеи и создавали MVP ("минимально жизнеспособный продукт" — первый прототип будущего решения) под руководством менторов. Сейчас проект официально поддерживается и финансируется государством. Рассказываем, как появился этот военный акселератор, пока единственный в своем роде.
В последние несколько десятилетий Израиль остается мировым лидером по количеству стартапов на душу населения. По данным International Policy Digest, с 1999 года по 2014 в "стране стартапов" основали более 10 тысяч технологических компаний. Половина из них до сих пор работают, а 2,6% имеют годовой оборот более $100 млн.
Некоторые из них, например Viber и Waze, стали "единорогами" и впоследствии были куплены мировыми техногигантами Rakuten и Google.
Израильтяне до сих пор уверенно опережают Европу и США по количеству технологических талантов и скорости воплощения идей. Все местные предприниматели и эксперты сходятся во мнении, что "израильское экономическое чудо" — не случайность, а закономерный результат сочетания нескольких факторов.
Во-первых, это ивритское слово "хуцпа", у которого нет прямого перевода на русский язык. Израильтяне называют хуцпой высшую смелость, дерзость что-то делать и двигаться вперед. Местные предприниматели утверждают, что эта черта помогает в бизнесе. "Хуцпа заставляет не бояться делать то, чего не делал раньше, не слушать тех, кто говорит, что ничего не получится. Если израильтянин решил, что кто-то или что-то может ему помочь в развитии продукта, он найдет способ это получить. Не каждый молодой стартапер сможет прийти к успешному предпринимателю или инвестору и рассказать о себе, но это нужно делать, если вы знаете, что это вам поможет", — рассказывает Шон Динберг, израильский предприниматель и основатель стартап-акселератора IAF Accelerator. Кроме того, Шон еще и служит в израильской армии, и поэтому, как и многие его коллеги, считает, что именно армия превращает молодых израильтян в успешных стартаперов.
"За три года службы молодые люди многое понимают и переосмысливают, учатся брать на себя ответственность — ведь в это время они несут ответственность за страну. Средний возраст солдата в мире — около 28 лет, в Израиле — 19 лет. Когда люди в таком раннем возрасте учатся сами принимать решения и брать за них ответственность — они уже готовы стать предпринимателями", — уверен Шон.
90% израильских успешных стартапов основаны людьми, прошедшими военную службу в элитных подразделениях, например в подразделении радиоэлектронной разведки 8200. Все они — разработчики ПО и специалисты в области кибербезопасности.
Стартапы в армии
Три года назад в израильской армии появился департамент инноваций — Israeli Air Force Innovation Department. Его сотрудники много общались с солдатами и офицерами, собирая информацию о проблемах, которые возникали на местах, и искали идеи и людей, которые могли бы предложить свои инновационные решения.
Два года назад на базе реализации инновационных идей решили поставить на поток и запустили внутреннюю акселерационную программу — "тренировочный лагерь для идей" по принципу стартап-акселераторов. Инициировали проект Глава инновационного департамента Илан Регенбаум и два сотрудника департамента — солдаты Шон Динберг и Галь Бехор.
ХаКирья — место, где располагается департамент инноваций израильских ВВС
Фото: IAF Innovation Department
"Нашей целью было создать проект, который выйдет за рамки нашего инновационного департамента и сможет стать частью израильской технологической экосистемы. Мы встречались со многими представителями больших корпораций — Microsoft (у них есть свой акселератор для стартапов, который называется Microsoft scale up), Hewlett Packard Enterprise — софтверной дочерней компании HP", — рассказывает Шон Динберг.
В основе любого акселератора — механизм превращения идеи в MVP-продукт. Солдаты делали свой проект по примеру лучших из известных им акселераторов, но с поправкой на военную специфику.
Пилотный набор акселератора, состоящий из 10 команд, обучался 10 месяцев — а это довольно короткое время для такого формата. Армейское командование на этом этапе не очень понимало, зачем вообще в армии стартапы. Но по мере того, как инноваторы объясняли свое видение, к ним прислушались и дали возможность попробовать.
Предварительно инициаторы проекта взяли список проблем и challenges, которые требовали решения, и распределили их между командами. Они работали с реальными кейсами, чтобы принести пользу армии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Civic tech. Что такое гражданские технологии и зачем они нужны Украине
Около 5 недель команды посвятили исследованиям. Они вникали в проблему, разговаривали с экспертами технических отраслей, с людьми на разных армейских должностях, непосредственно сталкивались с этими проблемами. Затем команды стали заниматься валидацией своих идей и работать над питчами, с которыми они выступили на demo day. Из 10 команд до этапа питчинга дошли только 5, потому что не все продукты и решения были грамотно валидированы до конца. Оценивали работу первые лица командования израильских ВВС.
В качестве менторов привлекли специалистов из израильской стартап-экосистемы — экспертов из Тель-Авивского университета, компаний SAP, Waze (стартап, разрабатывающий решения в сфере навигации. В 2003 году компанию купил Google за $1,1 млрд — ред). Все они осуществляли менторство на волонтерских основаниях.
В обстановке строжайшей секретности
Этапы работы над идеями — сбор информации, исследования, валидация, тестирование — здесь все происходило так же, как и в любом другом акселераторе. Но у военного акселератора есть масса ограничений, например, с точки зрения бюджета или логистики. Изначально команде не выделяли никаких денег для этого проекта, поэтому она не могла просто арендовать офис или коворкинг и прийти работать. И кроме того, все участники акселератора — действующие военные, которые несут службу, и они гораздо менее свободны в передвижениях, чем другие стартаперы. Но было важно, чтобы они находились в предпринимательской среде и максимально были погружены в экосистему.
Сооснователи армейского стартап-акселератора Шон Динберг, Галь Бехор и Илан Регенбаум
Фото: IAF Innovation Department
"Мы искали возможность обеспечить им это погружение, и здесь нам пригодилось наше главное преимущество. ВВС Израиля — это бренд, известный во всем мире. То, что наш акселератор имел к нему непосредственное отношение, сыграло нам на руку. Например, команда акселератора Microsoft Scale Up помогла нам с помещением. Их участники работали над своими идеями до вечера, а наши смогли приходить к ним в офис и работать после 7 вечера", — рассказывает Шон.
Например, один из проектов был связан с дронами и шел под грифом "секретно". Одним из менторов, который работал с этой командой — специалист по дронам из Amazon. Круг вопросов к ментору очертили таким образом, чтобы с технической стороны он располагал всей необходимой информацией, но при этом не вышел за рамки секретности.
Есть несколько решений, о которых представители акселератора могут говорить публично. Одна из идей — в рамках акселератора создали и протестировал единую систему потенциальных армейских кадров.
Фото: IAF Innovation Department
В Израиле существует понятие "олим" — это репатрианты, люди, которые приехали в страну на постоянное место проживания, и многие из них обладают навыками и талантами, которые необходимы в армии. Но нет никакого налаженного механизма или сети, которая бы их объединяла. Нужно было предложить решение. Команда в рамках акселератора собрала все профайлы олим, обработала и структурировала в единую систему. Тестировали идею в связке с теми, кто отбирает сотрудников.
Все происходит следующим образом. Армейский сотрудник видит в системе, что есть человек из олим, который обладает навыками и опытом, необходимыми в конкретном департаменте. С ним связываются и могут взять на работу. В целом у команды, которая работала над этим решением, получилось создать прототип "военного LinkedIn".