НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Технологии и война. Как в израильской армии сделали акселератор для стартапов

Фото: Israeli Air Force
Фото: Israeli Air Force
Гриф "секретно", военные технологии и другие особенности армейского стартап-акселератора

Акселераторы, созданные для развития инновационных идей и решений, существуют внутри многих крупных корпораций — например, у Microsoft, Google или CISCO. Но сегодня формат акселератора как платформы для развития идеи или продукта выходит за рамки больших технологических компаний и проникает в новые сферы.

Около года назад трое солдат израильской армии запустили первый в мире военный стартап-акселератор на базе военно-воздушных сил —  IAF Accelerator. 10 команд, состоящих из армейских служащих, в течение 10 месяцев разрабатывали идеи и создавали MVP ("минимально жизнеспособный продукт" — первый прототип будущего решения) под руководством менторов.  Сейчас проект официально поддерживается и финансируется государством. Рассказываем, как появился этот военный акселератор, пока единственный в своем роде.

В последние несколько десятилетий Израиль остается мировым лидером по количеству стартапов на душу населения. По данным International Policy Digest, с 1999 года по 2014 в "стране стартапов" основали более 10 тысяч технологических компаний. Половина из них до сих пор работают, а 2,6% имеют годовой оборот более $100 млн.

Некоторые из них, например Viber и Waze, стали "единорогами" и впоследствии были куплены мировыми техногигантами Rakuten и Google.

Израильтяне до сих пор уверенно опережают Европу и США по количеству технологических талантов и скорости воплощения идей. Все местные предприниматели и эксперты сходятся во мнении, что "израильское экономическое чудо" — не случайность, а закономерный результат сочетания нескольких факторов.

Во-первых, это ивритское слово "хуцпа", у которого нет прямого перевода на русский язык. Израильтяне называют хуцпой высшую смелость, дерзость что-то делать и двигаться вперед. Местные предприниматели утверждают, что эта черта помогает в бизнесе. "Хуцпа заставляет не бояться делать то, чего не делал раньше, не слушать тех, кто говорит, что ничего не получится. Если израильтянин решил, что кто-то или что-то может ему помочь в развитии продукта, он найдет способ это получить. Не каждый молодой стартапер сможет прийти к успешному предпринимателю или инвестору и рассказать о себе, но это нужно делать, если вы знаете, что это вам поможет", — рассказывает Шон Динберг, израильский предприниматель и основатель стартап-акселератора IAF Accelerator. Кроме того, Шон еще и служит в израильской армии, и поэтому, как и многие его коллеги, считает, что именно армия превращает молодых израильтян в успешных стартаперов.

"За три года службы молодые люди многое понимают и переосмысливают, учатся брать на себя ответственность — ведь в это время они несут ответственность за страну. Средний возраст солдата в мире — около 28 лет, в Израиле — 19 лет. Когда люди в таком раннем возрасте учатся сами принимать решения и брать за них ответственность — они уже готовы стать предпринимателями", — уверен Шон.

90% израильских успешных стартапов основаны людьми, прошедшими военную службу в элитных подразделениях, например в подразделении радиоэлектронной разведки 8200. Все они — разработчики ПО и специалисты в области кибербезопасности.

Стартапы в армии

Три года назад в израильской армии появился департамент инноваций — Israeli Air Force Innovation Department. Его сотрудники много общались с солдатами и офицерами, собирая информацию о проблемах, которые возникали на местах, и искали идеи и людей, которые могли бы предложить свои инновационные решения.

Например, в департамент поступали запросы о том, как можно было автоматизировать сбор и сортировку больших массивов данных. Департамент нашел людей, которые  написали специальный скрипт для этого. Таким образом сотрудникам других армейских отделений удавалось сэкономить до 200 рабочих дней, используя скрипты.

Два года назад на базе реализации инновационных идей решили поставить на поток и запустили внутреннюю акселерационную программу — "тренировочный лагерь для идей" по принципу стартап-акселераторов. Инициировали проект Глава инновационного департамента Илан Регенбаум и два сотрудника департамента — солдаты Шон Динберг и Галь Бехор.

ХаКирья — место, где располагается департамент инноваций израильских ВВС

Фото: IAF Innovation Department

"Нашей целью было создать проект, который выйдет за рамки нашего инновационного департамента и сможет стать частью израильской технологической экосистемы. Мы встречались со многими представителями больших корпораций — Microsoft (у них есть свой акселератор для стартапов, который называется Microsoft scale up), Hewlett Packard Enterprise — софтверной дочерней компании HP", — рассказывает Шон Динберг.

В основе любого акселератора — механизм превращения идеи в MVP-продукт. Солдаты делали свой проект по примеру лучших из известных им акселераторов, но с поправкой на военную специфику.

Пилотный набор акселератора, состоящий из 10 команд, обучался 10 месяцев — а это довольно короткое время для такого формата. Армейское командование на этом этапе не очень понимало, зачем вообще в армии стартапы. Но по мере того, как инноваторы объясняли свое видение, к ним прислушались и дали возможность попробовать.

Предварительно инициаторы проекта взяли список проблем и challenges, которые требовали решения, и распределили их между командами. Они работали с реальными кейсами, чтобы принести пользу армии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Civic tech. Что такое гражданские технологии и зачем они нужны Украине

Около 5 недель команды посвятили исследованиям. Они вникали в проблему, разговаривали с экспертами технических отраслей, с людьми на разных армейских должностях, непосредственно сталкивались с этими проблемами. Затем команды стали заниматься валидацией своих идей и работать над питчами, с которыми они выступили на demo day. Из 10 команд до этапа питчинга дошли только 5, потому что не все продукты и решения были грамотно валидированы до конца. Оценивали работу первые лица командования израильских ВВС.

По итогам питчей они приняли решение интегрировать акселератор в армейскую структуру. Утвердили, что департамент инноваций будет выпускать две когорты в год, и выделили 150 тыс. шекелей (около $40 тыс) на проект.

В качестве менторов привлекли специалистов из израильской стартап-экосистемы — экспертов из Тель-Авивского университета, компаний SAP, Waze (стартап, разрабатывающий решения в сфере навигации. В 2003 году компанию купил Google за $1,1 млрд — ред). Все они осуществляли менторство на волонтерских основаниях.

В обстановке строжайшей секретности

Этапы работы над идеями — сбор информации, исследования, валидация, тестирование — здесь все происходило так же, как и в любом другом акселераторе. Но у военного акселератора есть масса ограничений, например, с точки зрения бюджета или логистики. Изначально команде не выделяли никаких денег для этого проекта, поэтому она не могла просто арендовать офис или коворкинг и прийти работать. И кроме того, все участники акселератора — действующие военные, которые несут службу, и они гораздо менее свободны в передвижениях, чем другие стартаперы. Но было важно, чтобы они находились в предпринимательской среде и максимально были погружены в экосистему.

Сооснователи армейского стартап-акселератора Шон Динберг, Галь Бехор и Илан Регенбаум

Фото: IAF Innovation Department

"Мы искали возможность обеспечить им это погружение, и здесь нам пригодилось наше главное преимущество. ВВС Израиля — это бренд, известный во всем мире. То, что наш акселератор имел к нему непосредственное отношение, сыграло нам на руку. Например, команда акселератора Microsoft Scale Up помогла нам с помещением. Их участники работали над своими идеями до вечера, а наши смогли приходить к ним в офис и работать после 7 вечера", — рассказывает Шон.

Еще одна ключевая особенность военного акселератора в том, что больше половины проектов, над которыми работали команды, были засекреченными. В таких случаях они не могут раскрывать многие технические детали, а это сильно усложняет работу с менторами.

Например, один из проектов был связан с дронами и шел под грифом "секретно". Одним из менторов, который работал с этой командой — специалист по дронам из Amazon. Круг вопросов к ментору очертили таким образом, чтобы с технической стороны он располагал всей необходимой информацией, но при этом не вышел за рамки секретности.

Есть несколько решений, о которых представители акселератора могут говорить публично. Одна из идей — в рамках акселератора создали и протестировал единую систему потенциальных армейских кадров.  

Фото: IAF Innovation Department

В Израиле существует понятие "олим" — это репатрианты, люди, которые приехали в страну на постоянное место проживания, и многие из них обладают навыками и талантами, которые необходимы в армии. Но нет никакого налаженного механизма или сети, которая бы их объединяла. Нужно было предложить решение. Команда в рамках акселератора собрала все профайлы олим, обработала и структурировала в единую систему. Тестировали идею в связке с теми, кто отбирает сотрудников.

Все происходит следующим образом. Армейский сотрудник видит в системе, что есть человек из олим, который обладает навыками и опытом, необходимыми в конкретном департаменте. С ним связываются и могут взять на работу. В целом у команды, которая работала над этим решением, получилось создать прототип "военного LinkedIn".