ТОП-10 компаний, которые развиваются по франшизе

В Украине работает порядка 565 компаний, которые выбрали для себя франчайзинговую модель развития бизнеса. Среди наиболее известных компаний — агрохолдинг МХП (ТМ "Наша Ряба"), ритейлер "Наш Край", а также сеть пиццерий "Пицца Челентано"

Украина считается перспективным рынком для развития бизнеса по многим направлениям. Особенно в сфере услуг, где, как говорится, нам расти и расти. Именно сфера услуг является плодотворной почвой для развития рынка франчайзинга, который, по мнению экспертов, продолжает развиваться, несмотря на вечно сложную экономическую ситуацию в государстве и далекую от идеальной законодательную базу.

Хоть покупательская способность населения Украины значительно снизилась вследствие девальвации нацвалюты, предприниматели все чаще стали открывать торговые точки по франчайзингу. К такому выходу пришли эксперты Коммерческой службы США, которые подготовили отчет "Общий обзор сектора франчайзинга в Украине".

Анатолий Сахно, специалист по вопросам развития торговли Коммерческой службы США, объясняет, что увеличение количества торговых площадок, работающих по франчайзингу, связано с тем, что предприниматели готовы инвестировать только в проверенные бизнес-модели, которые гарантированно принесут прибыль.

Подтверждают его слова и цифры отчета. К сентябрю 2015 года в Украине работало 565 компаний, которые использовали модель франчайзинга, что на 6% больше, чем годом ранее. Отметим, что в кризисное время темпы прироста количества франчайзеров (то есть компаний, которые продают франшизы), хоть и замедлились, но продолжили свой рост. Исключением стал лишь 2014 год, когда количество франчайзеров уменьшилось на 1%. Так в 2014 году насчитывалось 532 компаний, в 2014 году 540, в 2012 — 530.

[graph_864]

Почему все эти компании выбирают для себя именно франчайзинг? Эксперты придерживаются следующего мнения — франчайзинг рассматривается бизнесом как надежный способ снижения операционных рисков и повышения шансов выживания компании в долгосрочной перспективе.

Доля украинских франчайзеров превышает долю иностранных. Так, украинских компаний, строящих свой бизнес по модели франчайзинга, порядка 66%, в количественном выражении — 374. Зарубежных компаний — 191, это 34% от общего количества.

Иностранные компании, которые готовы развиваться в Украине, имеют, как правило, американскую, российскую или китайскую прописку. Кроме того на наш рынок выходят компании из стран ЕС, в частности, Бельгии, Франции, Италии, Польши, Германии и Финляндии.

Согласно подсчетам управляющего партнера Franchise Group Мирославы Козачук, годовой валовой доход компаний, работающих в Украине по франчайзингу, по итогам 2014 года превысил $1,3 трлн.

Отрасль для франчайзинга

Если смотреть более детально по секторам экономики, то в розничной торговле работает 42% всех компаний-покупателей франшизы. Это около 8,3 тыс. торговых точек. В секторе потребительских услуг работает 7,7 тыс. точек, что составляет 28% от общего количества. Франчайзинг традиционно популярен в ресторанном бизнеса — по этой схеме открыто около 4 тыс. точек. Еще 10% франчайзи работают в других сферах.

В каждом сегменте есть свои лидеры. В частности, в сегменте розничной торговли более 60% торговых точек работают под брендами пяти крупнейших франчайзеров. Это "Наша Ряба" (2,6 тыс. точек), "Гавриловские курчата" (1,3 тыс. точек), "Цифротех" (801 торговых точек). Сеть "Том Фарр" насчитывает 247 франчайзинговых точек, а ритейлер "Наш Край" открыл по франчайзингу 161 супермаркет.

В секторе услуг лидерами по количеству франчайзинговых точек является оператор почтовых услуг "Нова Пошта", количество точек превышает 2 тыс. Страховая компания "Универсальная" также работает по франчайзингу, количество точек 1,8 тыс. Сеть химчисток "Экспресс-клининг" насчитывает 400 химчисток, работающих по модели франчайзинга.

Если говорить о ресторанах, то в этой категории 10% всего рынка сегмента контролирует "Фаст Фуд Системз". Самой известной сетью этой компании является "Пицца Челентано" — 163 точки.

Без проблем

В Украине было несколько конфликтов, связанных с развитием бизнеса по франчайзингу. Самым запоминающимся случаем на ресторанном рынке стал скандал, связанный с сетью общественного питания "Катюша", которая до 2012 года была сетью "Вареничная "Победа". Все дело в том, что Вадим Гаколо, владеющий севастопольской сетью "Вареничная "Победа", в 2009 году продал франшизу киевскому ресторатору Марии Адониной. Со временем у двух рестораторов возник конфликт, поскольку каждый из них по-разному видел развитие сети. В итоге Вадим Гакало отсудил у киевской вареничной название.

Дабы избежать подобных проблем покупателям франшизы надо соблюдать несколько рекомендаций:

  1. Тщательно проверить компанию-франчайзера. Юристы советуют начинающему франчайзи обязательно узнать о месте избранного бизнеса на рынке, его деловую репутацию и рентабельность. Обязательно надо проверить и стаж работы компании.
  2. Сделать акцент на финансовую схему работы с франчайзером. А также без ложной скромности необходимо прописывать все расходы на организацию бизнеса. Важно четко понимать, сколько средств необходимо вложить на старте и сколько времени понадобится для достижения точки окупаемости бизнеса.
  3. Условия возможного расторжения договора также должны быть определены на этапе покупки франшизы.

Более подробно о правила безопасности при покупке франшизы читайте на Delo.UA.