НБУ курс:

USD

41,29

+0,07

EUR

44,97

+0,12

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Украина сможет построить современную энергосистему за 10-20 лет — Герхард Сейрлинг

Герхард Сейрлинг. Фото: Константин Мельницкий/Delo.ua
Герхард Сейрлинг. Фото: Константин Мельницкий/Delo.ua
Герхард Сейрлинг, президент и главный исполнительный директор GE Grid Solutions в Европе и СНГ, в эксклюзивном интервью Delo.ua рассказал, что нужно сделать украинской энергосети для интеграции с европейской, и на кого нам стоит ориентироваться

Насколько украинская энергосистема готова к интеграции с европейской, какие задачи перед ней стоят?

Прежде всего, я бы хотел поздравить "Укрэнерго" с тем, как они занимаются модернизацией энергосети. Потому что исторически это была старая сеть, с оборудованием, которое нужно было модернизировать. Что и происходит сейчас. Теперь необходимо принимать много мер для интеграции в европейскую энергосеть. Самая большая задача — сокращение выбросов углекислого газа, а также интеграция возобновляемых источников электроэнергии в энергосистему и свободная продажа электроэнергии. Для выполнения этих целей нужна очень мощная электрическая сеть, потому что она будет отвечать за передачу электроэнергии, выработанной различными источниками, в том числе и возобновляемыми. А это технически сложно.

Конкретизируйте, пожалуйста, какие шаги нам прямо сейчас необходимо сделать?

Один из основных шагов на сегодня — обеспечить возможность передачи большого количества электроэнергии из Украины в Европу и обратно. Европейская сеть сильна своими соединениями, она очень сильно интегрирована. Там высокое качество технологий электрической сети, высокие стандарты — соответственно, украинской энергосистеме необходимо соответствовать этим стандартам, чтобы интеграция прошла успешно. 

Может быть, есть какие-то примеры других стран по переходу от старых сетей к новым?

Очень хорошим примером интеграции в европейскую энергосистему являются балтийские республики. Они в принципе были ведущими в развитии возобновляемых источников энергии и модернизации своих электросетей, и третья вещь, которую они хорошо сделали — это интеграция в европейскую сеть. 

Как тенденции в мировой энергетике отражаются на инфраструктуре?

Потребление электроэнергии в мире сейчас достаточно стабильно. Оно постоянное и сильно не увеличивалось. С одной стороны, мы видим рост в секторе электротранспорта (e-mobility), и этот рост будет продолжаться. С другой стороны, происходит оптимизация расхода электроэнергии за счет более эффективного ее использования.

Глобально мы видим, что производство электроэнергии замедляется. С другой стороны, в частности в Европе, появляется новая структура энергогенерации — энергетика более активно использует возобновляемые источники: ветер, солнце, гидроресурсы. Это ведет к тому, что электрические сети стали иметь исключительно важное значение, поскольку стало необходимо качественно и без потерь передавать и распределять различные виды напряжения из разных источников.

Цифровизация энергосети более эффективно справляется с этими задачами. GE сейчас активно реализует цифровые проекты, в том числе и в Украине, на разных уровнях: национальных диспетчерских центров, которыми управляет оператор сетей, и на уровне систем управления подстанциями.

Герхард Сейрлинг. Фото: Константин Мельницкий/Delo.ua

Можете немного подробнее рассказать о проектах GE Grid Solutions в Украине.

Прежде всего мы занимаемся модернизацией, переоснащением подстанций. Делаем их апгрейд, если угодно. Также мы поставляем новое программное обеспечение для национальных центров управления электросети. Недавно был подписан контракт с "Укрэнерго" на поставку системы мониторинга, которая называется WAMS — Wide Area Management System. Эта система позволяет полноценно управлять работой энергосети в разных местах, что стабилизирует систему в целом.

Также в целом GE сотрудничает с украинскими энергетическими компаниями. В частности, мы поставили ветрогенераторы для нескольких ветростанций, например, для 200-мегаваттной Приморской ВЭС и Овидиопольской ВЭС. Подразделение, которое я возглавляю, поставляет электросетевое оборудование. Например, выдачу энергии в сеть от Приморской ВЭС обеспечивают наши (первые в Украине) цифровые подстанции. Они позволяют оператору отслеживать состояние оборудования в реальном времени и оперативно получать всю необходимую для управления сетью информацию.

Что в первую очередь нужно модернизировать Украине? Что нужно улучшать в энергосистеме самое первое, что нам мешает?

Надо начинать с модернизации самих подстанций, где очень много старого оборудования, которое нуждается в замене. На сегодня есть план по модернизации 30 подстанций, и это только для "Укрэнерго". Вторым шагом должна стать цифровизация этих подстанций, которые после модернизации объединяются в единую цифровую сеть. И третий шаг — соединение этой сети с европейской энергосетью. И создание всех возможностей, в первую очередь законодательных и рыночных, для свободной торговли.

Такой подход даёт серьёзные плоды. Например, несколько лет назад была построена межсистемная ЛЭП, соединившая французскую и испанскую энергосети. Недавно был проведён анализ, согласно которому за 4 года конечные потребители смогли сэкономить 500 млн евро. Потому что подобное соединение позволяет вам в любое время покупать электроэнергию у самого дешёвого и удобного источника. Если в Испании светит солнце, вы покупаете дешевую солнечную электроэнергию. В другое время ветер на Северном море — и вы закупаете энергию ветра. Это позволяет рынку быть свободным.

Главное, что должна помнить Украина, — на постройку энергосетей, на создание мощностей ВИЭ нужны инвестиции. Технологии для интеграции есть и мы готовы предоставить их Украине. Но нужен определённый инвестиционный климат, который поддерживается на регуляторном уровне, на уровне законодательства, законы должны одинаково действовать как на момент их принятия, так и потом — на время работы инвестиций.

Это вы сейчас о возможности снижения зеленого тарифа в Украине, я так понимаю?

Да, но не только. Когда в стране четкие законы, когда они соблюдаются, то же развитие ВИЭ идёт быстрее, чем планировалось.

Большое количество возобновляемых мощностей нужно каким-то образом балансировать. Может есть примеры, как они балансируются, нужно строить компенсирующую генерацию?

Балансирование безусловно необходимо. Но, прежде чем обсуждать строительство дополнительных источников электроэнергии, нужно иметь сильную интегрированную сеть, чем шире она, тем меньше нужно балансирования на местах. Просто потому, что прежде чем подключить или отсоединить некие мощности, возможно, вы сможете купить энергию в другом месте с меньшими затратами.

Также сейчас существуют технологии хранения электроэнергии. Устройства, позволяющие это делать, могут быстро подключаться к сети в случае необходимости. Это очень интересная тема, мы ожидаем ее развития и в дальнейшем.

Еще одной важной темой, над которой мы активно работаем с коллегами по Европейской ассоциации передачи и распределения электроэнергии, является так называемое "секторальное взаимодействие" (sector coupling) — объединение электроэнергетики на базе ВИЭ с максимальным количеством отраслей — особенно энергозатратных — таких как транспорт, теплоснабжение, обрабатывающая промышленность. Например, у вас может крутиться ветротурбина, но в этот конкретный момент вам электроэнергия не нужна. Тогда эта энергия идёт на производство водорода методом электролиза, а тот уже выступает либо дополнительным источником энергии, либо топливом для автомобилей (технология power-to-gas).

Британская металлургическая компания Liberty Steel инвестирует в солнце, ветер и гидроаккумулирующие станции. Как отражается на общем рынке, когда в энергопроекты заходят те же промышленники?

Это очень хороший пример. Есть компании, которые крайне интенсивно потребляют электроэнергию и тратят большие деньги, они заинтересованы в энергетической независимости. Они хотят иметь свои и при этом недорогие источники энергоснабжения. Кроме того, все заинтересованы в том, чтобы уменьшить выбросы углекислого газа. Это и есть "секторальные инвесторы", о которых я говорил.

О технологиях "умных сетей". Что сейчас нового есть на рынке и когда  Украина займется этим всем строительством, во сколько это обойдется?

Smart grids — "умные сети" — это многоуровневая система. И Украина уже сделала первые шаги на этом пути — тот же контракт на WAMS — это часть "умной сети". Нужно помнить, что инвестиции в "умные сети" позволяют также увеличить инвестиции в ВИЭ, потому что без модернизации энергосети масштабное включение ВИЭ в энергетический комплекс страны осуществить невозможно.

Что касается непосредственно технологий "умных сетей", то это, например, цифровые подстанции, которые легко и дешево управляются в автоматическом режиме. И они позволяют экономить средства в ходе эксплуатации. Хотя их строительство, конечно, требует затрат.

Важно учитывать тот факт, что на уровне капитального строительства вам нужны серьезные инвестиции. Но взамен вы получите экономичность и эффективность энергосистемы. Можно будет интегрировать еще больший объем мощности от ВИЭ, потому что вы сможете динамично рассчитывать нагрузку на линии.

Герхард Сейрлинг. Фото: Константин Мельницкий/Delo.ua

По сути, как Римская империя, которая строила свои дороги, широкие дороги, которые дали возможность развивать экономику?

Если использовать вашу аналогию с дорогами, электросеть — это самая большая  машина, которую построило человечество. Самый большой механизм в истории. И если посмотреть и собрать все инвестиции в создание энергосети, еще и самая крупная инвестиция. И энергосистема будет развиваться, потому что мир переходит на электричество.

Умные цифровые подстанции. Используется ли там искусственный интеллект?

Конечно, но надо просто понимать его границы. Уже сегодня электросетью управляют программы. Когда мы говорим "управляют", это значит, что в режиме реального времени производится мониторинг электросетей, анализируется состояние оборудования и выдается операторам в виде удобочитаемых графиков. Сегодня операторы получают информацию в режиме а) реального времени; б) уже в виде готового анализа и "подсказок". Пока что оператор, получая информацию, анализирует результаты и сам принимает решение. В будущем принимать решение будет искусственный интеллект. Это будет, наверное, похоже на систему автопилота в самолете.  То есть, управление системой будет производится машиной, у оператора будет возможность вмешаться в процесс только если он не согласен с предложенным машиной решением.

Если у нас сложится идеально, совпадут желания и возможности политики и бизнеса в стране, за сколько времени мы сможем построить в Украине современную энергосистему с современными сетями?

Построить современную электросеть — это комплексный инфраструктурный проект. Структурные проекты занимают время. Чтобы построить линию электропередач, надо согласовать это все с большим количеством инстанций, пригласить к обсуждению общество, и так далее. Это занимает время. Иногда 10 лет, иногда 20. Я думаю, в Украине это займет нечто среднее — между 10 и 20 годами. Энергетика — это длительные инвестиции, не зря Евросоюз планирует на 20, 30, 40 лет вперед.

Беседовал Дмитрий Бунецкий, специально для Delo.ua