НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Украинскую ГТС запретили приватизировать и отделят от "Нафтогаза"

Фото: 112 Украина
Фото: 112 Украина
Также согласно принятого Верховной Радой закона, предусмотрен полный запрет на приватизацию электрических магистральных сетей
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект, необходимый для отделения от НАК "Нафтогаз Украины" деятельности по транспортировке природного газа, сертификации нового независимого оператора газотранспортной системы (ГТС) и создание условий для заключения транзитного контракта с "Газпромом" по европейским правилам. За соответствующее решение проголосовал 341 народный депутат.

Отметим, что согласно закону, приватизация, концессия, аренда ГТС, а также управление ею третьими сторонами (не представляющими государство) не допускается. Кроме того, согласно документу управляющая компания ГТС, должна находиться в 100-процентной собственности государства. Решение об участии в операторе ГТС других лиц (кроме государства или субъекта хозяйствования, 100% корпоративных прав которого принадлежит государству) может принять только Верховная Рада.

Законодательный акт также предусматривает полный запрет на приватизацию электрических магистральных сетей, по аналогии с ГТС.

Напомним, 22 мая 2019 года  Кабинет министров Владимира Гройсмана  утвердил модель анбандлинга НАК "Нафтогаз Украины", которая базируется на принципе собственности (OU) и предусматривает подачу заявки на сертификацию, подписание транзитного соглашения и получение имущества, необходимого для осуществления транспортировки газа компанией ОАО "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ).

В МГУ тогда подчеркнули, что успешная реализация постановления и проекта "анбандлинга" в целом зависит от тесного сотрудничества с НАК "Нафтогаз" для создания независимого Оператора ГТС до 1 января 2020 года. А НАК "Нафтогаз Украины" тогда выступил за другую модель анбандлинга — ISO (Independent System Operator). Модель ISO — это когда газотранспортные активы остаются у "Нафтогаза", однако оператор передается независимому органу/стороне.

11 июня 2019 года Кабинет министров принял постановление о передаче  ПАО "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ)  в управление "Нафтогаза" до 1 января 2020 года.

18 сентября 2019 года Кабмин обновил план анбандлинга "Нафтогаза". Новым оператором будет ООО "Оператор газотранспортной системы Украины" (ОГТСУ, 100% "дочка" АО "Укртрансгаз"), которое с 1 июля 2019 года осуществляет функции по технической эксплуатации ГТС и имеет соответствующий персонал.

ОГТСУ будет передано в собственность АО "МГУ", 100% акций которого Кабмин решил передать в управление Минфина. Одновременно государство передаст новому оператору в управление газотранспортную систему сроком на 15 лет.

Новый оператор сможет полноценно начать работу с 1 января 2020 года. Новая модель анбандлинга НАК соответствует требованиям Третьего энергопакета, что открывает дорогу для заключения нового транзитного договора в соответствии с европейскими правилами.

Отметим, что анбандлинг — это отделение деятельности по транспортировке природного газа (деятельности Оператора ГТС — "Укртрансгаз") от добычи и поставки природного газа и электрической энергии.

ГТС Украины имеет общую протяженность газопроводов почти 38 тысяч км. В нее входят 73 компрессорные станции и более 1400 газораспределительных станций.