В Кременчуге начали игру на "Воздушный экспресс"

На Крюковском ВСЗ презентовали возможности по созданию электропоездов для скоростного сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь", общее финансирование которого осуществляется на китайский кредит в $372 млн

Во вторник, 30 июля, представители Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) провели тестовую полуторачасовую поездку на своем скоростном составе по железнодорожному (ж/д) маршруту "Полтава-Харьков". Мероприятие осуществлено в расчете на участие в нацпроекте "Воздушный экспресс", активизация по которому произошла нынешним летом. Кременчугские вагоностроители демонстрировали руководству украинского Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами (Госинвестпроект), сотрудникам китайской компании-генподрядчика и журналистам прототип того электропоезда, пять составов которого хотели бы поставить для "Воздушного экспресса".

Поездка к тендеру

Проект с линией скоростного пассажирского ж/д сообщения между станцией "Киев-Пассажирский" и аэропортом "Борисполь" по времени вышел уже достаточно затянутым. Старт начинанию был дан на политическом уровне еще в апреле 2011 года, когда руководство Украины и Поднебесной договорилось о привлечении китайских инвестиций в нашу экономику. Те договоренности предусматривали и предоставление Эксимбанком КНР чуть свыше $372,3 млн на строительство этой самой линии. В мае текущего года специально созданное госпредприятие "Национальный проект "Воздушный экспресс" наконец подписало с Китайской корпорацией машиностроения и генеральных подрядов (СМСЕС) соглашение по созданию такого сообщения. Китайская сторона выступает по нему генеральным подрядчиком.

Кредит связан условием — в осуществлении проекта необходимо задействовать китайские компании. Украине удалось договориться о том, что финансирование проекта на 50% будет использовано на условиях местной составляющей, по остальному принимает решение СМСЕС, объяснял во время демонстрационной поездки директор ГП "Воздушный экспресс" Андрей Галущак. Он также уточнил, что китайское заимствование предоставлено на 15 лет под 6,5% годовых (рассматриваемая ранее привязка стоимости к LIBOR была сочтена неприемлемой) с трехлетними каникулами по возврату тела кредита.

У Крюковского ВСЗ — особый мотив претендовать на часть из этого китайского займа. При подготовке страны к проведению Евро-2012 предприятие изготовило два скоростных межрегиональных двухсистемных электропоезда в комплектации из девяти вагонов. Однако на тот момент выбор был сделан в пользу южно-корейского производителя. Правительственная программа активизации развития экономики на 2013-2014 годы предусматривает приобретение у КВСЗ четырех таких составов по 200 млн грн ($25 млн) за каждый. Пока на эти закупки деньги не изысканы. Но это же обстоятельство немало позволяет "крюковцам" — на базе уже построенных электропоездов — демонстрировать свои возможности.

Помимо уменьшения количества вагонов с девяти до пяти из основных новшеств, в случае победы на конкурсе, заводу необходимо разработать вариант с одной вместо двух тяговых установок на состав. По остальным характеристикам — скорость (до 160 км/час при требуемых по ТЭО проекта 140 км/час), количество мест (450-500), нормы энергопотребления (2–2,5МВт), возможность безостановочного перехода между участками с переменным и постоянным током (25000 и 3000В соответственно) — крюковские электропоезда уже испытаны и сертифицированы, убеждал технический директор Крюковского ВСЗ Сергей Лутонин. В дополнение к этому на заводе говорят, что нынешнюю степень локализации своих электропоездов могут снизить с 70% до требуемых 50% за счет применения китайских материалов "в интерьерной части вагонов".

Перечисленные обстоятельства, по мнению руководства завода, наделяют последний одним из основных конкурентных преимуществ в тендере, а именно: более оперативной возможностью изготовить требуемый продукт. Среди других своих "плюсов" на предприятии упоминают и способность предложить меньшую цену, чем у конкурентов. Правда, точную цифру таковой не называют. В презентации Крюковского ВСЗ приведены лишь относительные величины: цена одного пассажирского места относительно стоимости подвижного состава ниже "на 32% в сравнении с корейским и на 18% — с чешским вариантом". В абсолютных значениях, по приблизительным оценкам экспертов, речь может идти о порядка 110 млн грн ($13,8 млн) за один такой крюковский электропоезд.

"Пассажирский" интерес

КВСЗ давно играет заметную роль в сегменте грузового вагоностроения в СНГ. Прошлый год для предприятия завершился с очередным рекордом — завод выпустил 11 005 грузовых вагонов, на 2,4% превысив показатель 2011-го. Чистая прибыль за 2012-й выросла на 20%, достигнув почти 771 млн грн ($96,5 млн). Зачем предприятию понадобилось развивать еще и "пассажирское" направление?

"Если ранее в СНГ грузовые вагоны изготавливали 15 предприятий, то сейчас — более 40. Происходит насыщение рынка грузовыми вагонами, рынок падает. И мы, чтобы удержать предприятие "на плаву", занялись диверсификацией", — прокомментировал генеральный директор — председатель правления ПАО "КВСЗ" Евгений Хворост.

Производственные показатели подтверждают: нынешний год столь успешным в традиционном сегменте для кременчугских вагоностроителей явно не выходит. Выпуск грузовых вагонов за 5 месяцев 2013-го здесь снизили в годовом соотношении, по данным ИА "Интерфакс-Украина", на 33% — до 2999. В тот же период производство пассажирских вагонов увеличилось на 79%, до 50 единиц. Общая загрузка мощностей завода, по информации его руководства, в последнее время составляет около 80%.

По словам Е. Хвороста, сейчас "пассажирские" продажи, включая продукцию для метрополитена, приносят предприятию около 20% поступлений, основную же долю в выручке формирует реализация грузовых вагонов. На Крюковском ВСЗ ставят цель довести соотношение в продажах грузовых и пассажирских продуктов до 50:50 в двух-трехлетней перспективе. Хотя собственно "пассажирское" направление производства на предприятии осваивают с начала прошлого десятилетия.

С учетом этого КВСЗ подписал недавно и меморандум с Кировским заводом, предусматривающий создание в России совместного производства. "Организуется именно с целью расширения рынка (в части продукции пассажирского вагоностроения)", — сказал руководитель завода. В рамки данной "пассажирской" стратегии вполне укладывается и намерение выпускать для Украины скоростные электропоезда, как в межрегиональном исполнении, так и для "Воздушного экспресса".

В последнем случае, однако, кременчугским вагоностроителям еще предстоит испытать удачу в тендере, результаты по которому украинский организатор и китайский генподрядчик этого нацпроекта обещают принять в середине осени нынешнего года. По утверждению главы Госинвестпроекта Владислава Каськива, во время конкурса могут рассматриваться варианты поездов от четырех-пяти производителей. Се Юн, заместитель директора департамента СМСЕС (от китайской корпорации немало будет зависеть исход тендера), не стал конкретизировать процесс изучения чьих-либо предложений по электропоездам, отметив только, что демонстрационная поездка на поезде КВСЗ произвела "очень хорошее впечатление"...

В июне 2013-го китайский Эксимбанк выделил из вышеозначенного кредита $52 млн на подготовительные работы по украинскому "Воздушному экспрессу". В сентябре нынешнего года на уровне Кабмина планируется утвердить проектную документацию по строительству столичной скоростной ж/д линии к бориспольскому аэропорту, первые электропоезда по которой должны пойти в I квартале 2015 года. По крайней мере, обещание "100% этого" выдал журналистам в ходе вторничного теста прототипного состава КВСЗ руководитель Госинвестпроекта.